Дни киевского театра Леси Украинки в Харькове
Гастроли театра им. Леси Украинки в Харькове. Девять дней – семь спектаклей. Киевская труппа, которую немало связывает с Харьковом, приехала в первую столицу.
Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки согласно опросу, проведенному в Киеве, является любимым – у большинства столичных театралов. Здесь блистали и творили: Михаил Романов, Юрий и Кирилл Лавров, Мария Стрелкова, Любовь Добржанская, Николай Светловидов, Евгения Опалова, Олег Борисов, Павел Луспекаев, Ада Роговцева, Константин Хохлов, Владимир Нелли, Георгий Товстоногов, Анатолий Петрицкий, Мориц Уманский, Борис Лятошинский, Юрий Шапорин, Игорь Шамо и многие другие актеры, режиссеры, композиторы и художники.
Именно благодаря театру русской драмы Киев стал считаться городом театральным. Киевскую русскую драму как первую стационарную русскую труппу в Украине основал Николай Соловцов в 1891 году. Долгое время в Киеве говорили пойти к «Бергонье» (здание театра построил в 1875-м году Огюст Бергонье, французский предприниматель), теперь говорят: «пойти в «Леси». Выражение прижилось и стало своеобразным брендом.
Последние громкие работы театра – международные. С успехом приняли и украинские, и заграничные зрители двуязычный проект «Ромео и Джульетта», поставленный группой молодых актеров театра и студентов Мюнхенской академии имени Августа Эвердинга. Спектакль идет на двух языках – немецком и русском.
В прошлом году театр Леси Украинки представил проект при поддержке правительства Испании к 400-летию со дня выхода романа Сервантеса «Дон Кихот». Спектакль, поставленный Михаилом Резниковичем и Давидом Боровским по пьесе Булгакова, назывался «Дон Кихот. 1938 год.».
В последнее время театр успешно гастролировал в Москве, Израиле, Германии, принимал участие в международных фестивалях в Польше, Германии, Турции, России. А вот в первой столице не был почти двадцать лет. Хотя раньше Киев и Харьков часто ездили друг к другу в гости на гастроли. Но в независимой Украине такие путешествия дороже заграничных. Хотя именно в театре Леси Украинки восхищал зрителей «Березиль» Леся Курбаса. А с 1994 года театром руководит харьковчанин Михаил Резникович.
Итак, за 9 дней киевляне собираются показать Харькову семь спектаклей.
«Пизанская башня», по пьесе Надежды Птушкиной, учит быть чутким и слышать друг друга. Этот спектакль, сыгранный Ниной Нижерадзе и Виктором Сарайкиным, с его повседневностью, вплоть до мельчайших предметов, деталей: среднестатистическая квартира среднестатистического гражданина, дача, ужин, бутылка пол-литровки, стоптанные шлепанцы, – вызывает у зрителей смех сквозь слезы.
Спектакль «№13 (Безумная ночь, или женитьба Пигдена)» по пьесе Рэя Куни, которая была удостоена премии Лоуренса Оливье, как лучшая английская комедия 1991 года – любимая зрителями комедия положений.
В основе сюжета – невинная интрижка помощника премьер-министра и секретарши босса, и она может закончится скандалом, положение не без труда спасает Джордж Пигден, секретарь помощника премьер-министра. Кем ему только не пришлось побывать в эту нескончаемо-длинную ночь: молодым мужем чужой жены и соблазнителем старой девы, его обещал убить обесчесщеный муж и на него устроили охоту неудовлетворенные женщины. События в спектакле, поставленном Ириной Барковской, развиваются с такой скоростью, что дух захватывает. В ролях – Олег Замятин, Кирилл Кашликов, Наталья Кудря, Ирина Новак, Нина Нижерадзе, Виктор Семиразуменко, Станислав Москвин, Владимир Бродский, Андрей Пономаренко, Татьяна Остапенко.
Закулисье душевных переживаний, театральное пространство жизни великого артиста Александра Вертинского и, конечно же, его песни, звучащие под звуки живого рояля – поэтическая атмосфера спектакля «Александр Вертинский. Бал Господень…». В постановке Ольги Гаврилюк харьковский зритель увидит прекрасного молодого актера Евгения Лунченко, игрой которого восхищались зрители Москвы, Мюнхена и Риги.
А любителям искрометного, неустаревающего юмора сербского драматурга Бранислава Нушича стоит прийти на яркий сатирический спектакль «Госпожа министерша» в постановке художественного руководителя театра Михаила Резниковича. Эта «леденящая душу история» началась именно с того момента, когда мужу героини спектакля, госпожи Живки, внезапно предложили портфель министра. Да, тут есть от чего закружиться голове бедной женщины, привыкшей к другим ритмам, нормам, правилам поведения. Перед Живкой открылось обширное поле деятельности, в ней внезапно пробудились тщеславие, эксцентричность, стяжательство, зависть, нетерпимость. В исполнении Татьяны Назаровой, Давида Бабаева, Валентина Шестопалова, Олега Савкина и Ларисы Кадочниковой, эта комедия характеров в лучших своих традициях гениально сочетается с комедией нравов.
Спектакль «Последний пылко влюбленный» Нила Саймона поставлен санктпетербургским режиссером Юрием Аксеновым и сыгран прекрасным актерским ансамблем с участием Валентина Шестопалова, Ларисы Кадочниковой, Нины Нижерадзе и Александрой Еной. Эта иронична, изящная постановка рассказывает о стареющем муже, содержателе рыбного ресторанчика, который в один прекрасный день, по прошествии двадцати трех лет беспорочного супружеского стажа, вдруг захотел испытать «нечто эдакое» на стороне, встречаясь поочередно с тремя разнохарактерными, разновозрастными, разнотемпераментными женщинами.
А вот сроднившую Киев и Харьков постановку «Деревья умирают» стоя, коллективу пришлось в последний момент из-за болезни актрисы сменить на комедию Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным». Оба спектакля поставил известный режиссёр, ученик и сподвижник Мейерхольда Леонид Викторович Варпаховский. Он же ставил «Деревья умирают стоя» в Харькове. Спектакль и сейчас остается и в репертуаре харьковского театра Пушкина.
Напоследок стоит сказать «Завещании целомудренного бабника» по пьесе Анатолия Крыма в постановке Виталия Малахова. Дон Жуан – в исполнении старейшего артиста театра Николая Рушковского. Современный украинский прозаик и драматург Анатолий Крым представляет нам своего Дон Жуана, бабника и повесу, на склоне лет, кающегося в своих грехах и уверяющего нас в своей … невиновности и невинности.
Долгожданные гастроли пройдут на сцене театра Шевченко.
22 февраля
«Александр Вертинский. Бал господень…», малая сцена – 19.00
23 февраля
«Госпожа министерша», основная сцена – 19.00
24 февраля
«Пизанская башня», малая сцена – 19.00
25 февраля
«Как важно быть серьезным», основная сцена – 19.00
26 февраля
«Завещание целомудренного бабника», основная сцена – 19.00
27 февраля
«Последний пылко влюбленный», основная сцена – 19.00
28 февраля
«№13 (Безумная ночь, или женитьба Пигдена)», основная сцена – 19.00
1 марта
«Как важно быть серьезным», основная сцена – 19.00
2 марта
«№13 (Безумная ночь, или женитьба Пигдена)», основная сцена – 19.00