Джаз, под который не танцуют. Легендарный пианист и дипломат-гитарист выступили в Харькове
Легендарный джазовый пианист и дипломат-гитарист собрали аншлаг в театре Шевченко. Дон Фридмен из США и Жан-Пьер Фрёли из Германии выступили на «Kharkiv Za Jazz Fest».
Дедушка в стареньком свитере и с сумкой на поясе – это легенда джаза Дон Фридмен. У него десятки альбомов, первый из которых вышел больше пятидесяти лет тому назад. Он играл с мэтрами, компания которых сама по себе уже обеспечивает статус «звезды»: достаточно назвать Чета Бейкера и Орнетта Коулмена. Непревзойденное чувство стиля и душа – говорят о нем и искушенные, и начинающие музыканты.
Алексей Хорольский, гитарист группы «Magnifica» (Харьков): «Дело в том, что этот человек абсолютно не стесняется вкладывать в эту музыку все: и классику, и современные мелодии, и делает все это настолько свободно. Видимо, в этом заключается, в первую очередь, джаз».
Сергей Давыдов, музыкант, преподаватель (Харьков): «У него сплав, у него соединяется очень.. они даже не соединяются, они буквально растворяются, вот, все те стили или моменты стилей, которые прошли через него, они все равно уже становятся его».
Сам Фридмен не заморачивается с обозначением собственного стиля.
Дон Фридмен, пианист (США): «Я стараюсь играть то, что чувствую в данный момент, стараюсь быть креативным, даже играя вещи, которые знаю – вот, собственно, что я делаю».
Дон Фридмен выступал в группах и соло, в Харькове играл сам. Несколько вещей исполнил в дуэте с непрофессиональным музыкантом – первым секретарем посольства Германии Жан-Пьером Фрёли, в котором музыкант, как он сам признался, победил дипломата.
Жан-Пьер Фрёли, дипломат, гитарист (Германия): «Это всегда такой баланс и зависит от времени, зависит от… Конечно, сейчас у меня такой период с Доном и с биг-бендом – неделю назад и следующую неделю мы делаем запись в Германии, это, конечно, музыкант сейчас главный, но через две недели будет мой посол, мне скажет: «Хватит музыка, ты будешь сейчас в кабинете сидеть».
Тот джаз, который исполняет Фридмен, знатоки называют классическим, это мейнстрим с элементами бопа, говорят они. Проще говоря, джаз Дона Фридмена такой же академический, как и эти термины – под него не тянет пританцовывать, такую музыку лучше слушать с закрытыми глазами. Сам пианист тоже не согласен с тем, что джаз – музыка «для ног».
Дон Фридмен, пианист (США): «Ну, конечно, под Стравинского тоже можно танцевать, если хотите, но это как-то…»
И все же оба музыканта «дали джазу». Публика трижды вызывала их на бис. И если бы не нужда успеть на поезд, Дон Фридмен играл бы, несмотря на свои семьдесят три.
Дон Фридмен, пианист (США): «Сегодня аудитория была просто потрясающая. Я видел эти горящие глаза людей, которые хотели слушать еще, и еще, и я был готов играть всю ночь напролет».
Смотрите фоторепортаж.