Дизайн станции метро «Победа». Подробности (фото)
Красный гранит, ордена и пока неизвестно, какие скамейки. Члены градостроительного совета утвердили проект строящейся станции метрополитена «Победа».
Такого согласия, как на этом заседании градсовета, казалось, в Доме архитекторов не было никогда. Это заметили и постоянные «ходоки» на собрание архитекторов, и его члены, и главный архитектор города Сергей Чечельницкий.

Ни одного замечания – лишь небольшие предложения. О проекте будущей станции на Алексеевке критично не высказался никто. Тогда как на рядовых заседаниях градсовета архитекторы (особенно старая мудрая гвардия) часто выступают с критикой в адрес молодого поколения зодчих.

Юбилейная, тридцатая, станция метрополитена – это мемориал, поясняет один из авторов проекта Павел Чечельницкий. Разработка «Победы» началась ещё в 2006-м году: над этим работали специалисты «Харьковметропроекта», позже подключились другие архитекторы. Со временем в проект вносили изменения, с учетом замечаний членов градостроительного совета.

Изображения, которые представили на градсовете, при печати вышли затемнёнными, предупредили авторы. В натуре цвета – светлее.
Павел Чечельницкий, архитектор, один из авторов проекта: «Нижний ярус облицован гранитом и мрамором, верхний, продолжение опор – это штукатурные поверхности. Была поставлена задача создать абсолютно новый облик станции, не имеющий аналога, по крайней мере, в Харькове. Кроме этого, это торжественная тема. Тема Победы. Мы создаем с вами мемориальную станцию, посвящённую и памяти павших, и памяти живым согражданам, которые ковали эту победу. Как дань уважения старшему поколению. Основной декоративной темой являются военные ордена. Прорабатывались несколько варианты – в частности, одновременно, и старые, и новые ордена, которыми награждались ветераны. Но остановились именно на старых военных наградах. Два самых главных места, в торцах платформенного участка, отданы самым главным, высоким наградам – орден Победы, которым награждалось самое высокое командование, с противоположной стороны – орден Славы, высокий орден, которым награждался рядовой солдат».

На стенах платформы – ещё восемь орденов. По четыре на каждой: орден Суворова, орден Кутузова, орден Нахимова, орден Богдана Хмельницкого, орден Невского, орден Ушакова, орден Отечественной войны и Красной Звезды. Всё это постараются максимально приблизить к оригиналу, сделать рельефным.

«Облицовочные материалы у нас практически все традиционные. Украинские граниты красного цвета (это Капустинские месторождения) для платформы. Скажу прямо: очень хотелось подчеркнуть алые колонны. И мы заложили только для колонн, не знаю, получится или нет, китайский гранит как самый яркий красный гранит. […] Если это по каким-то причинам не получится, применение китайского гранита, значит, будем применять наши, украинские, снова-таки, красного цвета, самого красного, который есть», – рассказывает Павел Чечельницкий.

«Хочу обратить внимание на потолки. Потолки из монолитного железобетона. Справа и слева наверху находятся помещения. С одной стороны – технические, служебные, разного значения, с другой стороны – транзитный проход через станцию, связывающий оба вестибюля. Мы предлагаем не отделять эти пространства глухой стеной… Предлагается выставить перегородку на высоту 2 м 10 сантиметра и выше пустить стекло, чтобы можно было просматривать потолки служебных помещений. Потому что конструктивная схема у них одна и та же, и при применении тех же светильников с тем, чтобы зрительно пространство было максимально раскрыто», – объясняет архитектор.
Для станции ещё не подобрали скамейки. В вестибюле Дома архитекторов авторам проекта предложили продукцию завода имени Фрунзе. Кстати, рекламировали её не так пикантно, как в каталоге на сайте предприятия.

Павел Чечельницкий говорит: скамейка неплохая, но не подходит.
«Я вам скажу, это не совсем то, что подходит к данной станции. Здесь скорее подошло бы ретро, это не для данной станции. Они хорошие, но немножко не в том стиле», – поясняет архитектор.
Будут ли похожи «победные» скамейки похожи на лавочки на станции «Алексеевской», говорить рано.
Художники Игорь Моргунов и Ольга Ерофеева работали над панно для вестибюля.

Слева на фото – Игорь Моргунов, справа – Павел Чечельницкий.
Игорь Моргунов, художник: «Это два панно над входом в платформу. С одной стороны и другой. Тема – праздник Победы. Если внизу расположены ордена, символы Отечественной войны, то здесь тема – праздник Победы. Буква “V” – Виктория. Тематика такая, что по окончанию войны проезжали поезда, бросались цветы… В центре композиции будет располагаться геральдический знак, где будет присутствовать Вечный огонь, но это еще разрабатывается. Цветовая композиция – это красный, золото и белый».

Чтобы на станцию можно было попасть инвалиду, на «Победе» установят специальный подъемник.
Сергей Чечельницкий, главный архитектор Харькова: «Впервые в городе будет применен лифт-подъемник в одном из торцов. Но при этом мы с вами понимаем, что человек спустится на эту станцию и нигде выйти он не сможет, он ограничен в своих возможностях. Поэтому это первый шаг в большую работу по приведению в порядок харьковского метрополитена на тему доступности».
Кроме чиновников и членов градсовета, на заседание пригласили архитекторов-ветеранов.

Станция «Победа» продумана грамотно, считают они. Алые тона – это символ радости, салюта, но с другой стороны, и крови, которую проливали солдаты на войне, высказал мнение ветеран Григорий Соколовский. Такого же мнения Владимир Реусов, тоже ветеран Великой Отечественной войны, Заслуженный строитель Украины, почетный гражданин города Харькова.

Станцию «Победа» пообещали сдать ко Дню Победы 2012-го года. 31-го января 2011-го чиновники – городские власти, областные – заложили в основание станции символическую капсулу. На строительство уйдет около 300 миллионов гривень. В середине февраля сообщалось: на работы по строительству станции потратили 25 миллионов гривень.