Деньги подземелья
Коммунальное предприятие «Харьковский метрополитен» 28 декабря 2012 года заключило соглашение с ООО «Пентафлоп» на передачу исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности на компьютерную программу «Автоматизированная система оплаты проезда и учёта пассажиров в городском наземном и подземном общественном транспорте». Сумма сделки — 14 миллионов 400 тысяч гривень. На запрос «МедиаПорта» о соглашении руководство подземки ответило, что информация не является общественно необходимой.
Харьковский городской голова Геннадий Кернес любит рассказывать о том, что городская власть открыта для прессы. Вот, например, что говорил градоначальник, отвечая на вопрос журналиста после интернет-конференции 26 октября 2012 года.
Геннадий Кернес, мэр Харькова: «Вам необходим доступ, я к примеру говорю: как сегодня работают «Харьковские тепловые сети»? Как обеспечивается Харьков теплом? Как начинает работать схема по включению города в отопительный сезон? Пожалуйста! Вас интересует, как сегодня работает городской электротранспорт на вновь созданных предприятиях? Пожалуйста! Вас интересует, как работает метро и есть ли основания для увеличения цены? Пожалуйста! Вас сегодня интересует, к примеру, как работает перинатальный центр? Пожалуйста! Вас интересует, как работает сегодня парк Горького? Пожалуйста! Вас интересует, как работают скорые помощи? Пожалуйста!»
Интересует всё. Например, работа коммунального предприятия «Харьковский метрополитен». И, в частности, вопрос о возможном повышении стоимости проезда. В начале октября прошлого года сайт «подземки» опубликовал отчёт о работе предприятия за 9 месяцев 2012 года. Среди прочего там было указано следующее.
Из отчёта КП «Харьковский метрополитен»: «Вследствие увеличения расходов на эксплуатацию возрастает и себестоимость перевозок. В сентябре текущего года затраты метрополитена на перевозку 1-го пассажира достигли 2,65 грн., а финансовый результат предприятия за 9 месяцев 2012 года — убытки 95,0 млн грн».
После этого «МедиаПорт» направил генеральному директору КП «Харьковский метрополитен» Михаилу Карамшуку запрос о том, собирается ли руководство «подземки» повышать стоимость проезда. Ответ, полученный от главного инженера метро Сергея Карпенко, был исчерпывающе пустым.
10 января «МедиаПорт» отправил руководству метро новый запрос. Просил «осветить с целью информации» договор, который 28 декабря 2012 года предприятие заключило с ООО «Пентафлоп». Предмет сделки — «услуги по передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности на компьютерную программу». Речь идёт об «Автоматизированной системе оплаты проезда и учёта пассажиров в городском наземном и подземном общественном транспорте» — программе, которая даёт возможность использовать бумажные билеты. За услугу метро должно заплатить 14 миллионов 400 тысяч гривень.
16 января 2012 года метро уже заключало договор с ООО «Пентафлоп». Предмет сделки был тот же — «услуги по передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности на компьютерную программу — исключительное право на использование компьютерной программы «Автоматизированной системе оплаты проезда и учёта пассажиров в городском наземном и подземном общественном транспорте». Соглашение годичной давности обошлось метрополитену в 12 миллионов гривень.
Тогда «МедиаПорт» пытался разыскать ООО «Пентафлоп», но связаться с фирмой не удалось. Телефон руководителя организации Романа Чувашова был «вне зоны досягаемости». Разыскать предприятие корреспондент «МедиаПорта» пытался и по месту его регистрации в Киеве, но безуспешно.
В феврале прошлого года на пресс-конференции Михаил Карамшук комментировал соглашение с ООО «Пентафлоп». Объяснял: фирма была единственным предприятием, которое предложило нужное программное обеспечение.
Михаил Карамшук, директор КП «Харьковский метрополитен» (февраль 2012 года): «Я персонально и специалисты метро персонально отвечают за целевое использование средств. Когда нам предъявили для обкатки программу, мы убедились, что эта программа действительно натуральная и что она готова взять на себя те функциональные обязанности, которые предусмотрены технологией единого билета. Это стоимость всей программы. Мы — базовое предприятие (для внедрения в Харькове единой системы оплаты проезда — ред.). Дай бог, когда мы введём эту программу. И вот после нас тогда эта программа выйдет наверх. Потому что мы должны полностью закрыть транспортное обслуживание Харькова на единой базе».
Когда появилось сообщение о договоре, заключённом 28 декабря 2012 года, возник вопрос: зачем нужно было новое соглашение, если, по словам Михаила Карамшука, 12 миллионов гривень — это была «стоимость всей программы». Будет ли теперь коммунальное предприятие каждый год заключать новое соглашение с ООО «Пентафлоп»? И почему тогда в этот раз предприятие платит больше, чем в предыдущий? Ответы на эти и другие вопросы редакция рассчитывала получить от генерального директора КП «Харьковский метрополитен» Михаила Карамшука. Но ответил всё тот же главный инженер Сергей Карпенко. Точнее — не ответил всё тот же главный инженер Сергей Карпенко.
Из ответа главного инженера КП «Харьковский метрополитен» Сергея Карпенко: «…в КП «Харьковский метрополитен» действует приказ «О защите коммерческой тайны КП «Харьковский метрополитен».
Согласно этому приказу, сведения о существующих хозяйственных договорах, контрактах и предложениях относительно их заключения, их существенные условия, о контрагентах, места закупок сырья и материалов отнесены к коммерческой тайне КП «Харьковский метрополитен».
Кроме того, информация, которую Вы запрашиваете, не является общественно необходимой, не влияет на интересы национальной безопасности, экономического благополучия и прав человека».
Относительно «национальной безопасности, экономического благополучия и прав человека» Сергею Карпенко, возможно, виднее. Возможно даже, что он считается видным специалистом по этим вопросам в Харьковском метрополитене.
Но об «общественной необходимости информации» Сергей Карпенко знает столько же, сколько Кернес об открытости предприятий для прессы.
Коммунальное предприятие «Харьковский метрополитен» не перестаёт жаловаться на убытки. Обратим внимание на 95 миллионов гривень во всё том же отчёте за девять месяцев прошлого года. Предприятие коммунальное — а значит, его убытки в конечном счёте будут компенсировать либо налогоплательщики (через государственный или городской бюджеты), либо пассажиры — из-за подорожания проезда. Поэтому внимание к расходам КП «Харьковский метрополитен» всегда повышенное.
Пункт 4 части 2 статьи 13: «К распорядителям информации, обязанным публиковать и предоставлять по запросам информацию, определённую в статье, в порядке, предусмотренным этим Законом, приравниваются субъекты хозяйствования, которые владеют другой информацией, которая представляет общественный интерес (является «общественно необходимой»).
И даже если «об общественной необходимости информации о тендере» можно поспорить, то игнорирование руководством метро вопросов о подорожании проезда — бесспорное нарушение Закона «О доступе к публичной информации».
Пункт 4 части 1 статьи 13: «Распорядителями информации для целей этого Закона признаются субъекты хозяйствования, которые занимают доминирующее положение на рынке или наделены специальными или исключительными правами, — относительно условий поставки товаров, услуг и цен на них».
О том, что ответы от метрополитена идут вразрез с законом, я вчера пытался сказать лично директору «подземки» Михаилу Карамшуку. Но тот посоветовал «не читать ему лекции». Что ж, пусть лекции директору коммунального предприятия теперь читает мэр Геннадий Кернес. Ведь в конечном счёте уходом от ответов Михаил Карамшук ставит под удар именно градоначальника, опровергая слова Кернеса об открытости городской власти.
Зато недоступный в прошлом году телефон руководителя ООО «Пентафлоп» Романа Чувашова в этот раз был включён. Директор фирмы на все вопросы пообещал ответить в начале следующей недели.
Пока же остаётся довольствоваться информацией из сопроводительных документов к договору между КП «Харьковский метрополитен» и ООО «Пентафлоп». Обосновывая процедуру закупки у одного участника (не на конкурсной основе), руководство «подземки» отмечало: ООО «Пентафлоп» принадлежат исключительные права на программу, поэтому купить её у других участников невозможно. Кроме этого, добавляет руководство КП, «часть исключительных прав интеллектуальной собственности на использование компьютерной программы любым способом и в любой форме хозяйственной деятельности ООО «Пентафлоп» уже передало Харьковскому метрополитену». Видимо, речь идёт как раз о договоре, подписанном в январе прошлого года.
А так метрополитен обосновывает саму необходимость нового договора:
Из «Обоснования процедуры применения закупки у одного участника»: «По результатам проведённого 20.11.2012 года совещания и предоставленного службой автоматики, телемеханики, и связи обоснования, к современному моменту, при внедрении нового серверного оборудования, возникает потребность внесения корректив в компьютерную программу АСОПиУПвГНПГТ. Прогнозируемое внедрение нового серверного оборудования, которое по своим техническим характеристикам отличается от того, что уже эксплуатируется, потребует внесения корректив в компьютерную программу АСОПиУПвГНПГТ. После внесения любых изменений возникает необходимость осуществлять ее воспроизведение, переделку, адаптацию и другие подобные изменения компьютерной программы АСОПиУПвГНПГТ.
В связи с этим Харьковскому метрополитену необходимо дополнительно осуществить закупку исключительного права на использование компьютерной программы АСОПиУПвГНПГТ, которая включает в себя: воспроизведение любым способом и в любой форме; переделку, адаптацию и другие подобные изменения компьютерной программы АСОПиУПвГНПГТ».
То есть коммунальному предприятию понадобилось изменить компьютерную программу. Это изменение и потянуло на 14 миллионов 400 тысяч гривень. А теперь сложим суммы январского и декабрьского соглашений. Получается, что за один год только на эту программу метрополитен заключил договоров почти на 26,5 миллионов гривень.
В феврале прошлого года, презентуя «бумажную» систему оплаты, Михаил Карамшук обещал: новый способ поможет метро сэкономить крупную сумму. Уверял: жетоны приходится постоянно докупать, автоматы и турникеты — проверять и чистить. Тогда же гендиректор метро озвучил сумму: «жетонная» система обходилась «подземке» в 25 миллионов гривень ежегодно.