День П.
Поскольку о праздновании девятого мая во Львове наслышаны все, я позволю себе не отвлекаться на сочинение вступления. Просто обозначу три момента, которые кажутся мне занятными.
Во-первых. Эксперты-профессионалы и аналитики-любители уделяют самое пристальное внимание технологии организации торжеств. Платила ли Партия регионов «Свободе»? Или не платила, но спровоцировала? Или спровоцировала и заплатила для верности? Единое мнение пока вроде бы не сформировано, но, по-моему, – оно и не важно. Не в технологии дело. Гораздо важнее сам факт существования «Свободы» в качестве легальной силы. Именно благодаря её деятельности мы видим, насколько сильно и в какую сторону сместился политический спектр Украины за два десятилетия независимости.
Двадцать лет назад примерно на том же политическом фланге, где сейчас гнездится «Свобода», произрастали умеренные националисты. Разумные люди считали их клоунами и маргиналами, используемыми циничными властями для загона электората в нужные стойла. С тех блаженных времен усилиями гуманистов с вусами и начальственных циников преимущественно без усов, умеренные националисты переместились практически в центр политического спектра и общественного сознания. Но если в центре у нас националисты, то на фланге появляется место для более радикальной силы, правильно? Правильно. Поэтому там нынче окопалась откровенная нечисть.
А вы думали, что по-украински про соборность побалакали, квоты установили, флажки развесили, электорат схавал и всё? Неее. На сдачу с украинизации получите нацизм. Если случится так (не дай бог), что центристами станут наци – на фланге непременно образуются еще более радикальные секты, для которых и Гитлер – либераст. Это ж непрерывная штука, понимать надо.
Во-вторых. Следует признать тот факт, что свободовцы нащупали слабину весьма грамотно. Действительно, День Победы – странный реликт советского прошлого. И как положено реликту – он чрезвычайно беззащитен. С одной стороны – это праздник со слезами на глазах, деды погибали, ветераны еще живы, каждой семьи коснулось; типичная священная корова, которую попробуй тронь. С другой стороны – страна, от которой нам достался этот праздник, та самая родина, под флагом которой воевали и гибли деды – она ж как бы наша бывшая метрополия, правда? Ну вроде как темное прошлое. А праздновать победу темного прошлого над силами зла как-то не вполне логично. Вот в эту нелогичность «Свобода» и плюнула. И правильно сделала. Потому что священных коров не надо бояться. Их надо либо резать, либо качественно впрягать в собственную идеологию. Не озаботились – получите. И до тех пор, пока по этому идеологическому вопросу не будет полной ясности, – получать придется регулярно.
Ну и в-третьих. По историческим причинам мы не умеем спокойно говорить с нацистами о нацизме. И теперь, когда нацизм стал частью нашей жизни, а ряды его сторонников активно множатся (еще раз спасибо патриотическим гуманистам и начальству) – наше неумение становится проблемой. Нам обычно нечего возразить по существу, кроме более или менее голословного «быть нацистом плохо» или откровенно дурацкого «не любишь вьетнамца – работай вместо него». В результате спора не получается, и нацисты остаются неуязвимыми для критики извне. Это способствует сплочению их рядов и укрепляет их уверенность в правоте доктрин. И это проблема, ребята. Большая серьезная проблема. Гораздо более серьезная, нежели источники финансирования «Свободы».
Обычно мне все равно, но именно сейчас хочется быть понятым правильно: я пишу это не для того, чтобы переложить ответственность на предшественников и оппонентов нынешнего начальства. Сейчас, на мой взгляд, очень важно оценивать происходящее трезво и не верить в собственные мантры.
А меры ответственности распределять пока бессмысленно и даже вредно. Когда силы добра придут к власти – виновные всё равно будут выявлены и расстреляны (шутка).