Дальневосточный и европейский фарфор – в стиле шинуазри
“В стиле шинуазри”. Выставка под таким названием открылась в художественном музее. Впервые в Харькове – дальневосточный и европейский фарфор 15- 19 веков в исполнении китайских мастеров и европейских керамистов, в том числе, российских и украинских. Последние, следуя моде, подделывали восточную роспись и рисовали на фарфоре вместо привычных славянских мотивов – фазанов, пионы и пагоды. “Шинуазри” так и переводится – “китайщина”.
Моду на “китайщину” в России ввел Петр Первый. Прорубив окно и на Восток, он покупал у китайских мастеров не только готовые фарфоровые изделия – с фазанами и пагодами, но и заказывал в Поднебесной керамику на русский манер – аптекарские сосуды, бритвенные тазики и вазы, украшенные царским гербом.
Уже в двадцатом веке “китайщиной” увлекалась и Коко Шанель. Во всяком случае, так говорят историки моды и современники мадмуазель Коко. Законодательница моды, выросшая в провинциальном сиротском приюте, встречала гостей в китайском кабинете и позировала фотографам исключительно на фоне китайского комода.
В России фарфор собственного производства появился уже при Елизавете. Следуя моде на “китайщину”, русские художники на русской посуде начали рисовать драконов, чайные домики и пруды с мостиками, в популярной в Поднебесной розово-зеленой гамме.
Сегодня, рассказывают искусствоведы, уцелевший средневековый фарфор осел в основном в частных коллекциях. В харьковском Художественном музее говорят, что когда-то и у них хранилось много работ китайских мастеров. Но во время войны немцы музей взорвали, а самые ценные экспонаты вывезли в Германию. Правда, за тем что уцелело, рассказывают в музее, сегодня охотится даже Эрмитаж.
Татьяна Литовко заведующая отделением декоративно-прикладного искусства Художественного музея: Вот там чайник есть один – его надо увидеть, он семнадцатого века. Есть очень популярное среди коллекционеров издание «Антиквариат». И есть страница, на которой публикуют утраченные произведения. Среди столичных музеев, среди утраченных произведений, к сожалению, есть и такой, аналогичный чайник. Где-то в столице его утратили, а у нас он еще сохранен.
Китайская роспись, рассказывают в музее, это не просто картинки на посуде, а скорее послания. Например, подари европейцу это блюдо, он ничего не поймет. Китаец же увидит на тарелке зашифрованное пожелание богатства – за это в восточной символике отвечает пион, символ успешной карьеры – олени, а долголетия – гриб.
А в таких кувшинах – с изображением цветущей сливы, она в Поднебесной расцветает зимой – китайцы дарят подарки на Новый год. Фарфоровая посуда в этом случае скорее упаковка – тот, кто получает подарок, возвращает кувшин его владельцу.
Здесь же, в выставочном зале, цветные ксилографии – гравюры по дереву, и миниатюрные японские статуэтки из кости, окимоно. Полгода назад эти работы экспонировались в галерее “АВЭК”, на выставке “Великое в малом”. Тогда еще ксилографии и окимоно были частью личной коллекции Александра Фельдмана. А сегодня парламентарий подарил четыре десятка работ китайских и японских мастеров музею. За это имя мецената впишут в книгу “двухсотлетия истории Художественного музея”.
Александр Фельдман, народный депутат Украины: Если будет всё нормально, в сентябре мы проведем еще одну выставку Востока в концерне «АВЭК» м этот зал мы дополним – мы передадим часть оружия японского, китайского оружия, и тогда этот зал будет более закончен, более совершенен.
Выставка средневекового фарфора, ксилографий и японских окимоно в Художественном музее будет длиться полгода. Потом сотрудники музея собираются переоборудовать экспозицию в стационарный кабинет Востока.