Что объединило Тимошенко с «регионалами» в Харькове?
Модернизация – впереди, реструктуризация – позади, политика – по боку. Авиастроение объединило премьера Юлию Тимошенко и ее политических оппонентов из Партии регионов. Они вместе будут разрабатывать план развития отрасли на десять лет и продвигать в парламенте закон о поддержке авиапромышленности. Это один из результатов совещания на Харьковском авиазаводе.
Экскурсия по предприятию – своеобразный отчет гендиректора Анатолия Мялицы, что сделано за неполные полгода после предыдущего визита премьера, и как использованы деньги, предоставленные правительством. И торжественный момент – именно для высокой гостьи.
Анатолий Мялица, генеральный директор Харьковского авиационного госпредприятия: «Товарищи, вы присутствуете на торжественном моменте. Мы будем вынимать со стапеля самолет-140. Мы – коллектив! – мы его назовем «Юля»! Поддерживаете? ». (Аплодисменты)
На совещании уже отчитываются правительственные чиновники. Долги по банковским кредитам двух авиазаводов: Харьковского и Киевского «Авианта» – реструктуризированы. Правительство выпустило облигации на более чем два с половиной миллиарда гривен.
Владимир Новицкий, министр промполитики: «На сегодняшний день уже реализовано облигаций по «Авианту» на 340 миллионов и около 700 миллионов на ХАЗе. После реализации облигаций «Эксимбанка» после соответствующего рефинансирования еще будет 726 миллионов гривен выделено на обеспечение строительства самолетов».
Поднять в небо семь самолетов в этом году, а в следующем – 17-20. Задача номер один, которую премьер ставит перед авиастроителями, – рассчитаться с долгами, выполнить контракты, которые были получены и даже профинансированы еще несколько лет назад, и после этого завоевывать новые рынки – прежде всего, благодаря созданию совместных предприятий с Россией, Индией и Китаем. Со своей стороны, премьер обещает уже в бюджете в следующем году предусмотреть государственные гарантии на финансирование модернизации отрасли.
Юлия Тимошенко, Премьер-министр Украины: «Для того, чтобы сделать полную модернизацию, нам нужно 3,5 миллиарда гривен. Много это или мало? Для того, чтобы отрасль заработала на новейшем оборудовании, три с половиной миллиарда для реконструкции и модернизации – это копейки».
В ответ – ни единой критики в адрес правительства, но благодарности за то, что сделано для отрасли, и поддержка – даже со стороны политических оппонентов. Например, от Вячеслава Богуслаева, который много лет возглавлял «Мотор-Сич», а сегодня он нардеп от Партии регионов.
Вячеслав Богуслаев, народный депутат Украины, Партия регионов: «Создавать совместные предприятия мы обязаны, в этом направлении идет мир. Но при этом мы должны свои пальцы управления совместным предприятием на нашем интеллектуальном уровне, мы должны держать всегда на месте…»
Авиастроители жалуются на проблемы: в частности, со ввозом нового оборудования и кадрами. После введения тестирования поступление талантливых физиков и математиков в вузы стало проблематичным. Тимошенко обещает: Кабмин примет постановление, чтобы таких выпускников могли принимать в вузы по особой процедуре – по представлению директоров авиапредприятия. Что касается нового оборудования, по мнению премьера, парламентарии должны объединиться и принять в течении нескольких пленарных недель закон о поддержке отрасли, разработанный Богуслаевым. Кроме того, до конца года Тимошенко обещает принять программу развития авиапромышленности на следующие десять лет, чтобы деньги на ее выполнение можно было заложить уже в бюджете-2010.