Web Analytics
Что такое чрезвычайное положение | MediaPort

Частота употребления словосочетания «чрезвычайное положение» за последнюю неделю в Украине существенно выросла. «МедиаПорт» предлагает читателям прочесть соответствующий закон. Исключительно в целях повышения правовой грамотности. 

Порядок введения чрезвычайного положения в стране определяет Закон Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения»

Согласно закону, чрезвычайное положение — это особый правовой режим, который может вводиться в Украине или в отдельных её местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим или материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, закон разрешает вводить чрезвычайное положение при попытке захвата государственной власти или смены конституционного строя Украины путём насилия.

Правовой режим чрезвычайного положения предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения безопасности и здоровья граждан, нормального функционирования национальной экономики, органов государственной власти и органов местного самоуправления, защиты конституционного строя.

Кроме того, правовой режим чрезвычайного положения:

«…допускает временное, обусловленное угрозой, ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц, с определением срока действия этих ограничений». 

Закон называет семь причин, по которым может быть введён режим чрезвычайного положения. 

— возникновение особо тяжких чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийного бедствия, катастроф, особо крупных пожаров, применения средств поражения, пандемий, панзоотий и т. д.), которые создают угрозу жизни и здоровью значительных слоёв населения; 

— осуществление массовых террористических актов, сопровождающихся гибелью людей или разрушением особо важных объектов жизнеобеспечения;

— возникновение межнациональных или межконфессиональных конфликтов, блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, что угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— возникновение массовых беспорядков, которые сопровождаются насилием над гражданами, ограничивают их права и свободы;

— попытка захвата государственной власти или смены конституционного строя Украины путём насилия;

— массовый переход государственной границы с территории смежных государств;

— необходимость восстановления конституционного порядка и деятельности органов государственной власти.

Предложение о вводе чрезвычайного положения Совет национальной безопасности и обороны подаёт президенту Украины. И лишь в случае ЧС природного или техногенного характера это делает Кабмин. 

На данный момент кресло секретаря СНБО в Украине пустует. 24 января Виктор Янукович назначил Андрея Клюева, который занимал этот пост, главой Администрации президента. Клюев занял место Сергея Лёвочкина, которого Янукович уволил 17 января

Режим чрезвычайного положения вводится по Указу президента, который в течение двух дней должен быть утверждён Верховной Радой Украины.

Виктор Янукович принимает присягу президента Украины в Верховной раде 25 февраля 2010 года
Виктор Янукович принимает присягу президента Украины в Верховной раде 25 февраля 2010 года

Верховная рада во время голосования руками 16 января 2014 года
Верховная рада во время голосования руками 16 января 2014 года

Перед подписанием Указа (кроме чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) президент должен обратиться к «группам лиц, организациям, учреждениям, которые являются инициаторами или участниками действий, которые могут быть поводом для введения чрезвычайного положения, с требованием прекратить противоправные действия в течение установленного срока».

При условиях, которые «требуют неотложных мер для спасения населения или недопущения гибели людей», чрезвычайное положение может вводиться без предупреждения. 

После объявления чрезвычайного положения могут вводиться такие меры

— установка особого режима въезда или выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

— ограничение движения транспортных средств и их осмотр;

— усиление охраны общественного порядка и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

— запрещение проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на которые устанавливается судом;

— запрещение забастовок;

— принудительное отчуждение или изъятие имущества у юридических и физических лиц. 

В статье 18 Закона описаны дополнительные меры, которые могут предприниматься в связи с массовыми нарушениями общественного порядка:

— введение комендантского часа (запрещение находиться на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений в установленные часы суток);

— проверка документов у граждан, а в необходимых случаях — проведение личного осмотра, осмотра вещей, транспортных средств, багажа и автомобилей, служебных помещений и жилища граждан;

— запрещение призывникам и военнослужащим менять место проживания без ведома соответствующего военного коммисариата;

— ограничение или временное запрещение продажи оружия, отравляющих и сильнодействующих химических веществ, а также алкогольных напитков и веществ, изготовленных на спиртовой основе;

— временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций — также учебной военной техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, отравляющих и сильнодействующих химических веществ;

— запрет на изготовление и распространение информационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку;

— регулирование работы гражданских теле- и радиоцентров, запрещение работы любительских радиопередающих средств и радиоизлучающих устройств личного и коллективного пользования;

— особые правила пользования связью и передачи информации через компьютерные сети;

— постановка в порядке, определённом Конституцией и законами Украины, вопроса о запрете деятельности политических партий, общественных организаций в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения и защиты прав и свобод других людей. 

Чрезвычайное положение в Украине может вводиться не более чем на 30 дней — и не более чем на 60 дней в отдельных её местностях

«В условиях чрезвычайного положения нельзя менять Конституцию и проводить любые выборы. То есть назначение любых новых выборов может быть заблокировано», — разъясняет директор Института медиа права Тарас Шевченко. 

Статья 24 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» гласит:

«Введение чрезвычайного положения не может быть основанием для применения пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, для любых ограничений права на жизнь, свободу мысли, совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном пакте о гражданских и политических правах и законах Украины».

     Надзвичайний стан  -  це особливий правовий режим,  який може 
тимчасово вводитися в Україні чи  в  окремих  її  місцевостях  при 
виникненні   надзвичайних  ситуацій  техногенного  або  природного 
характеру не нижче загальнодержавного рівня, що призвели чи можуть 
призвести  до  людських  і  матеріальних втрат,  створюють загрозу 
життю і здоров'ю громадян,  або при  спробі  захоплення  державної 
влади  чи  зміни  конституційного ладу України шляхом насильства і 
передбачає   надання   відповідним   органам   державної    влади, 
військовому   командуванню  та  органам  місцевого  самоврядування 
відповідно до цього Закону повноважень, необхідних для відвернення 
загрози  та забезпечення безпеки і здоров'я громадян,  нормального 
функціонування національної економіки,  органів державної влади та 
органів місцевого самоврядування,  захисту конституційного ладу, а 
також  допускає  тимчасове,  обумовлене  загрозою,   обмеження   у 
здійсненні  конституційних  прав  і свобод людини і громадянина та 
прав і законних інтересів юридичних осіб із зазначенням строку дії 
цих обмежень.