«Чио-Чио-Сан» — Япония в харьковском театре
Сегодня юбилей итальянской оперы Пуччини «Чио-Чио-Сан», или как ее еще называют «Мадам Батерфляй». Она о любви юной японки и американского моряка. Ровно 100 лет назад произведение впервые прозвучало в миланском театре «Ла Скала», но тогда опера провалилась. Композитор переделал ее и уже спустя год после фиаско «Чио-Чио-Сан» имела огромный успех. В Харьковском оперном театре «Чио-Чио-Сан» идет почти 5 лет. Это единственная опера в городе, где звучат элементы японской музыки, а артисты поют в кимоно.
К харьковской премьере «Чио-Сан» театр готовился несколько месяцев. Художники клеили традиционный японский дом и цветущие сакуры. Кстати, недавно, рассказывают в ХАТОБе, похожие декорации появились в одном из американских театров. Гримеры по рисункам изучали разрез глаз японцев и тренировались делать японские прически.
Костюмеры перед премьерой «Чио-Сан» по книгам изучали культуру Японии, крой платьев и мотивы, характерные для национальных японских костюмов. Правда, сакура, птицы и бабочки на этих кимоно — не вышитые, как полагается, а наклеенные и нарисованные. Художники рассказывают, для того чтобы по правилам расшить одно кимоно, нужны годы, а готовый японский костюм стоит дорого — до 10 тысяч гривень каждый.
Единственное настоящее японское кимоно подарила ХАТОБу солистка московского театра. Оно досталось певице от самого императора Японии. Кимоно очень тяжелое — оно расшито серебряными нитками — и харьковские артисты на сцену в нем не выходят. В театре говорят, что с последних рядов зрительного зала это дорогое японское кимоно просто не смотрится.
Сейчас «Чио-Сан» идет в ХАТОБе раз в месяц. Популярность, говорят в театре, не как у «Лебединого озера», но свой зритель у «Чио-Чио-Сан» есть. Это любители Японии и поклонники Пуччини.