Человек, первым побывавший в открытом космосе, побывал теперь и в Харькове
В Харькове на открытие памятника легендарному летчику-истребителю прибыли живые легенды космонавтики: Алексей Леонов – первый человек, который вышел в открытый космос, и Александр Волков – основатель династии космонавтов.
Космонавты о себе практически не говорили, вспоминали в основном о Кожедубе (сегодня на территории Харьковского университета Воздушных Сил открыли памятник). Алексей Леонов рассказал, что очень много раз общался с Иваном Никитовичем и по службе, и на отдыхе. По словам Леонова, Кожедуб по-характеру совпадал со своей фамилией – был кряжистым, крепким и мощным, несмотря на свой невысокий рост. «Казалось, что внутри него была какая-то мощная пружина, которая может в любой момент разжаться», – сказал Леонов. По воспоминаниям космонавта, прославленный ас (Кожедуб считается самым результативным летчиком-асом среди союзников, вторым был Покрышкин. Оба они единственные не-полководцы трижды удостоены звания Герой Советского Союза,) постоянно улыбался, всегда открыт для общения и молодых летчиков называл «сынками».
По словам Алексея Леонова, Кожедуб прекрасно разбирался в тактике. Летчик передал рассказ сослуживцев легендарного истребителя по Корее, где во время корейской войны он командовал авиадивизией. Советские и американские летчики тогда летали на примерно одинаковых машинах – истребителях МиГ-15 и F-86 соответственно. Но у американцев из-за технических особенностей их самолета был лучше горизонтальный маневр. Поэтому Кожедуб советовал советским летчикам: «Надо вывести американцев на вертикаль». В итоге дивизия Кожедуба потеряла лишь 9 человек. Поведал космонавт и легенду о своем старшем товарище: «Ему запрещено было летать, но одного американца он, вроде, завалил. Об этом запрещено было говорить тогда, но я верю, что Иван Никитович мог это сделать», – с улыбкой рассказал Леонов.
Вспомнил Леонов и свое первое знакомство с суперсовременной на тот момент техникой – тем же МиГ-15. Это было во время учебы в Чугуевском военном авиационном училище. Первый раз сев за штурвал реактивного истребителя, курсант Леонов не рассчитал мощи машины и вместо положенных 500 метров залетел, по определению самого Алексея Архиповича, на 1,5 км. Причем, сам не заметил, как это произошло. По словам Леонова, именно полеты на МиГ-15 позволили затем освоить куда более сложную технику, вплоть до космических аппаратов, «Восход», «Союз», «Аполлон», на которых Алексей Леонов осваивал космос.