Чего нет в бюджете, но есть у Президента?
Януковичу – бесплатно, Патриарху – бесплатно, Евро-2012 – бесплатно, а детским лагерям не хватило денег. Расходы на социальную рекламу – редкая статья в бюджетах всех уровней, от государственного до городского.
В законе «О рекламе» чётко прописано, что такое социальная реклама и что её должны бесплатно размещать государственные или коммунальные СМИ. Владельцы же коммерческих структур или рекламных носителей – билбордов, лайт-боксов, стендов и даже стен домов – могут и отказать. Могут, но как тут откажешь, если, например, Президент просит. Конечно, не лично он. Но от его имени и от его лица.
«Поздравления Президента размещаются на носителях внешней рекламы на основании Закона Украины “О рекламе”. Порядок проведения таких мероприятий следующий: Администрация Президента Украины обращается с соответствующими предложениями разместить социальную рекламу при участии Главы государства к руководителям областных (городских) государственных администраций, которые, в свою очередь, обращаются к владельцам носителей внешней рекламы с предложением рассмотреть возможность размещения соответствующей информации. Администрация Президента согласовывает оригинал-макет социальной рекламы.
Местные государственные администрации также обращаются с предложениями к Администрации Президента Украины дать согласие на размещение социальной рекламы с участием Президента Украины в соответствующих регионах в связи с региональными праздниками.
Бюджетные средства для этого не привлекаются, поскольку, в соответствии с законом, социальная реклама размещается бесплатно».
Такой ответ получил «МедиаПорт» от Администрации Президента на вопросы о размещении поздравлений Президента на улицах страны.
«С точки зрения политических деятелей, как я уже цитировал своего товарища, социальная реклама – это реклама победившей партии. То есть используется административный ресурс, хотим мы этого или не хотим. Наверное, это неправильно, потому что в цивилизованных странах, например, в Штатах, там вообще Конгресс принял законопроект, что любое появление политдеятелей должно сопровождаться соответствующей строчкой, оплачиваться соответствующей политсилой», – комментирует председатель Союза рекламистов Украины Евгений Ромат.
Приветственно-информационные плакаты с изображением Патриарха Кирилла Московского и всея Руси – тоже социальная реклама. За него замолвила слово церковь. Плакаты с изображением Патриарха Кирилла, Митрополита Владимира и Митрополита Никодима украсили весь город накануне приезда Предстоятеля РПЦ в Харьков на 90-летие Митрополита Никодима. Только на участке улицы Сумской от проспекта Правды до улицы Динамовской было 30 лайт-боксов.
«Изображения Митрополита и Патриарха были размещены благодаря помощи. Мы обратились с письмами в облгосадминистрацию и городской совет с просьбой посодействовать в размещении, и нам была оказана такая помощь. С такими же письмами мы обращались на областное телевидение и 7-й канал», – пояснили в пресс-службе Харьковской епархии. А вот информация о том, как изготавливали эти плакаты и сколько это стоит, – коммерческая тайна. «Если бы это было государственное предприятие, то информация могла бы быть доступна, но церковь не является государственной структурой и не обязана отчитываться», – ответили в епархии.
«В случае с Патриархом – однозначно социальная реклама. Потому что действительно – это направление социальной рекламы конфессионное. Кроме всего прочего, этот человек несёт какие-то духовные ценности – и это благоприятно. Можно по-разному относиться к религии. Но человек явно позитивный», – считает Евгений Ромат.
Стопроцентную «скидку» получает и реклама Евро-2012 в Украине. Последние месяцы её регулярно размещают на улицах Харькова. Рекламную кампанию по продаже билетов сменила реклама чемпионата, а через полгода появятся «постеры», посвящённые жеребьёвке, рассказывает директор Департамента по подготовке к Евро-2012 Наталья Мирошниченко. На все эти плакаты тоже не тратится ни копейки бюджетных денег: ни государственных, ни городских.
«Что касается разработки самих макетов, то здесь это прерогатива УЕФА. Что касается финансирования различного вида рекламы, то её можно разбить на несколько частей. Сити-лайты и билборды, которые находятся на улицах города, под социальную рекламу изготавливает УЕФА за свой счёт, доставляет в Харьков, и Харьков своими силами размещает эту рекламную продукцию. Бюджетного финансирования нет. Изготовление идёт за счёт УЕФА, либо за счёт собственников конструкций (например, транспорта – ред.), либо договорённости, если это размещение на улице», – рассказала Наталья Мирошниченко.
А вот ещё одна рекламная кампания, не уступающая масштабностью и системностью Евро-2012. Списки предприятий, которые платят зарплату ниже установленного уровня, развесили и в центре, и на окраине Харькова. Всё для того, чтобы эти рекламные щиты заставили устыдиться бизнесменов.
Идеолог этой кампании – заместитель председателя облгосадминистрации Юрий Сапронов – человек, пришедший во власть из бизнеса, видимо, к нему же и обратился.
«В соответствии с информацией от Главного управления экономики облгосадминистрации, плакаты со списком предприятий, который выплачивали заработную плату ниже минимально установленного законодательством уровня, были изготовлены и размещены на улицах Харькова за внебюджетные средства».
Так ответили на запрос «МедиаПорта» в облгосадминистрации.
Ни городской, ни областной бюджет почти не тратятся на социальную рекламу. В городском совете официально сообщили, что ни в 2010-м, ни в 2011-м денег на соцрекламу не выделяли.
Светлана Горбунова-Рубан, заместитель городского головы: «Сегодняшний механизм – это с одной стороны усилия спонсоров и меценатские средства, а с другой стороны – вот те 5%, которые заложены в законодательстве для СМИ, имеющих бюджетное финансирование».
Корреспондент: «А самое заметное, то, что мы видим на улицах? Скажите, как туда попадает реклама?»
Светлана Горбунова-Рубан, заместитель городского головы: «Самым разным образом. Там 5% не работает».
Корреспондент: «Город платит, область платит?»
Светлана Горбунова-Рубан, заместитель городского головы: «Нет, это люди платят!»
Для «досок позора», как их называют на сайте ОГА, спонсоры нашлись, а вот информацию о сети оздоровительных лагерей из-за нехватки финансирования в 2010-2011 году смогли получить только пассажиры метрополитена.
«…в рамках комплексной программы развития гуманитарной сферы… в 2010 году и за пять месяцев 2011 года Главным управлением по делам семьи, молодёжи и спорта была изготовлена в качестве социальной рекламы следующая полиграфическая продукция на общую сумму 37,8 тысячи гривень, а именно:
– листовки и плакаты с информацией о сети детских оздоровительных учреждений Харьковской области;
– листовки, буклеты, плакаты, календарики с информацией о вопросах обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, предупреждения насилия в семье и противодействия торговле людьми, в т.ч. с рекламой телефонов региональных консультативных “горячих линий” по предупреждению и противодействию домашнему насилию и предупреждению торговли людьми;
– подготовлен к печати справочник с информацией о детских оздоровительных учреждениях Харьковской области.
Часть печатной продукции была размещена на территории Харьковского метрополитена бесплатно. В связи с ограниченным финансированием, социальная реклама на внешних носителях не размещалась».
Справка. Социальная реклама, согласно Закону Украины «О рекламе», – это информация какого-либо вида, распространённая в любой форме, которая направлена на достижение социально полезных целей, популяризацию общечеловеческих ценностей и целью распространения которой не является получение прибыли. В ст. 12 отмечено, что те, кто бесплатно передаёт своё имущество, изготавливает или помогает распространить соцрекламу, могут получить льготы, предусмотренные законодательством Украины для благотворительной деятельности. СМИ, которые финансируются из государственного или местного бюджетов, должны предоставлять 5% эфирного времени / печатной площади, отведённой для рекламы, под соцрекламу органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций.