Cекрет Полишинеля
Отрицательные персонажи — в масках, положительные — без них. «Театр на Жуках» пригласил в Харьков французских актёров, которые работают в жанре комедии дель арте. Марк Жаке и Жиль Совестр рассказали студентам-актёрам, почему маски в Средние века делали из кожи, а не из бумаги, и показали, как нужно изображать радость или лень.
Общение проходило на четырёх языках вперемешку — русском, французском, английском и языке жестов. Понять друг друга актёрам и студентам помогали переводчики, но харьковчане и гости то и дело пробовали себя на «языковом поле» друг друга. «Bonjour», «Au revoir», «Je suis content» («Я счастлив»), — говорили студенты. А гости отвечали: «Доброе утро», «Спасибо», «Хорошо» и «Прекрасно».
Комедия дель арте (в переводе — комедия искусства) зародилась в Италии в середине XVІ века. В спектаклях этого жанра нет чёткого сценария. Есть общая сюжетная линия, остальное актёры придумывают на ходу. Поэтому комедию дель арте ещё называют комедией-импровизаций.
Жиль Совестр и Марк Жаке — актёры Регионального центра современного искусства из города Клермон-Ферран (расположен в центральной части Франции). В их театре спектакли в средневековом жанре комедии дель арте играют до сих пор.
В Харьков Жиля и Марка пригласил «Театр на Жуках». Продюсер «жуков» Дмитрий Терновой рассказывает: это часть проекта «Театральное окно в Европу». Актёры часто бывают на фестивалях в Европе. Артистов, которые им понравились, зовут в Украину. С актёрами Регионального центра современного искусства «жуки» познакомились на театральном фестивале в Чехии.
Дмитрий Терновой, продюсер «Театра на Жуках»: «Мы приводим этих людей сюда, в театральные вузы, к студентам на площадки. У студентов нет другой возможности нигде с этим познакомиться, потому что они заняты с утра до вечера».
Приезд Жиля и Марка в Украину оказался небеспроблемным. Дмитрий Терновой рассказывает: деньги на билеты и проживание гостей сначала пообещал дать Французский институт в Украине. Но в последний момент отказался.
«Для нас было совершенно нереально оплатить актёрам перелёт сюда. В итоге мы совещались-совещались и пришли к тому, что они перелёт оплачивают за свой счёт сюда. Им это интересно, для них это тоже опыт. Так театральный мир устроен. Жиль и Марк оплатили в оба конца перелёт, а мы оплачиваем все перемещения по Украине и проживание. Но мы их поселили у нас», — говорит Дмитрий Терновой.
В понедельник Жиль и Марк дали первый мастер-класс в университете искусств имени Котляревского — для студентов театрального факультета.
Занятие начинается с теории. Актёры рассказывают, что во Францию жанр комедии дель арте пришёл из Италии. В спектакле задействованы от 10 до 12 актёров. Постановка обычно длится не дольше полутора часов. «Импровизация долго продолжаться не может, это тяжёлый физический труд», — объясняют французы.
В каждом спектакле есть персонажи в масках и без них. Маски надевают отрицательные типажи, положительные обычно лиц не скрывают. Персонажи-маски перекочёвывают из спектакля в спектакль. Среди них есть имена, знакомые и нетеатралам, — Арлекин и Полишинель.
Арлекин и Полишинель — это дзанни, или персонажи-слуги. Арлекин — слуга хозяина дома (обычно хозяином выступает Панталоне). Арлекин хитёр, чтобы заработать, лезет в сомнительные дела, но совершает много глупостей. На маске Арлекина часто изображают бородавку. Это след от рога, который отрезали Арлекину, объясняют французские актёры.
Полишинель обычно прислуживает доктору. Он более злобный, чем Арлекин, и глупее него. Полишинель по секрету часто рассказывает вещи, которые всем известны и так. Отсюда родилось выражение «секрет Полишинеля», что означает мнимую тайну.
Из Франции Жиль и Марк привезли маски персонажей и рассказали, как они делаются. Любая маска начинается с деревянной заготовки. На форму натягивается кожа. В Средние века маски изготавливали из кожи козы, объясняют актёры. Бумага тогда стоила дороже, чем кожа.
Французы пускают маски по кругу. Студенты тут же примеряют их на себя. Это тоже «импровизация» — примерить маски и изобразить что-то в них французы разрешат студентам только на следующем занятии.
Но комедия дель арте — это не только маски, но и пластика. Эмоции актёры нередко выражают всем телом. В движениях тренеры показывают студентам, как персонажи ведут себя в тех или иных ситуациях. И заставляют повторять.
Актёры считают, что средневековый жанр комедии дель арте актуален и сейчас, ведь он затрагивает «вечные» житейские темы: деньги, конфликты между семьями, еду, власть, секс. Спектакли сатирические. Иногда мастера комедии дель арте затрагивают политику, за что могут быть наказаны. Но Жиль и Марк тут же оговариваются: так бывает, но не в их практике.
Жиль Совестр, актёр: «У нас не было никаких проблем, потому что мы не вдаёмся настолько сильно в политику. В основном, мы говорим не о действующих политиках, а о тех, кто только что отошёл от дел. Почему не говорим о действующих политиках? Наверное, потому что мы не хотим иметь проблем. (Смеётся.)»
В понедельник вечером Жиль и Марк давали мастер-класс артистам «Театра на Жуках». «Жуки» комедию дель арте тоже не забыли. Дмитрий Терновой рассказывает: отдельные пластические элементы жанра его актёры используют в спектакле «Пластилин мира».
От общения между французами и студентами «жуки» ждут таких же результатов, как от мастер-класса польского театра «Брама». Этот коллектив приезжал «прорубать театральное окно в Европу» в прошлом году. Студенты подружились с актёрами настолько, что поехали к ним в Польшу. А в феврале этого года режиссёр театра «Брама» Даниэль Яцевич и студенты университета искусств поставили в Харькове совместный спектакль.