«Царь — не настоящий»
Бронзовый царь, благословение Путина, коммунисты, православные и казаки. Церемония открытия памятника Александру III оставила два ощущения. Первое — династия Романовых ещё у власти. Второе — Украина — имперская провинция, а не самостоятельное государство.
«Сегодня мы празднуем 125-летие со дня трагедии», — так архиепископ Изюмский и Купянский Елисей обращается к собравшимся.
Памятник Александру ІІІ открывают в день 125-летия крушения императорского поезда. 29 октября (по новому стилю) 1888 года состав с Александром ІІІ и всей его семьёй сошёл с рельсов возле станции Борки под Харьковом. Погиб 21 человек, четыре десятка пострадали. Императорская семья осталась невредимой.
Архиепископ Елисей повторяет мнение, которое высказывалось после крушения: спасение Романовых — это Божье чудо.
На месте трагедии в конце XIX века построили храм Христа Спасителя и инвалидный дом для железнодорожников. В 1909 году возле дома поставили бюст Александру ІІІ. Большевики свергли императора с постамента, а храм взорвали. Сейчас на месте крушения поезда — железнодорожная платформа «Спасов Скит» и часовня. Оба объекта открыли в 2003 году.
Восстановить памятник Александру ІІІ предложила Харьковская областная общественная организация «Русь триединая». Деньги дал российский фонд «Возрождение культурного наследия». Отлили бюст тоже россияне — на заводе в Краснодарском крае. В Харьковскую область его доставили работники Российской железной дороги. В высоту бронзовый император вместе с постаментом достигает 2,6 метра, весит — почти две тонны.
У этого памятника, к слову, есть «брат-близнец». Такого же и по форме, и по внешнему виду бронзового императора два месяца назад установили в Нижнем Новгороде. Зачем, на сайте Нижегородской Митрополии объясняется так: «в рамках проекта «Аллея российской славы», задуманного с целью возрождения патриотического духа российского народа и увековечивания памяти наших великих соотечественников».
В истории Александр ІІІ остался как реакционер. Едва взойдя на престол, он отменил уже готовый проект Конституции, который составил Михаил Лорис-Меликов. Император свернул реформы отца, Александра ІІ, и закрыл двери гимназий для детей из низов общества. На открытии памятника об этом не было сказано ни слова. Выступающие повторяли, что Александр ІІІ был царём-миротворцем. Глава российского фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Панин упомянул о мужестве императора в часы его ухода из жизни.
Не смущает реакционность Александра ІІІ и председателя «Руси триединой» Сергея Моисеева.
«Здоровый консерватизм — это тот царский путь, которого следует придерживаться. То есть максимально демократизировать все процессы жизненные… Но мы же не говорим хирургу, мы же консилиумом всех родственников не собираемся и не решаем за хирурга, как ему оперировать. Государственное управление — сложнейший механизм и сложнейшая сфера человеческой деятельности. Я — монархист по своим убеждениям. Поэтому здесь не кухарка должна управлять государством, а профессионал, который занимается этим профессионально. Царь — он помазанник Божий, он рождён уже в царской харизме, он профессионал от Бога, призванный на это место», — считает Сергей Моисеев.
На фоне выступлений других участников открытия памятника пассаж Моисеева не выглядит диссонансом. К примеру, руководитель фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Панин называет Александра ІІІ «государем императором» и «мудрым правителем».
«Когда он заболел, во всём мире, независимо ни от каких национальностей, ни от каких вероисповеданий, люди молились о том, чтобы Господь даровал здравие этому человеку», — восхищается Панин.
«Все Романовы от первого до последнего соблюдали основной Божеский принцип: плодитесь и размножайтесь. И если взять царствование каждого Романова, увеличивалось количество народонаселения государства», — поддерживает российского гостя губернский предводитель Харьковского дворянства Валерий Чернай.
Архиепископ Елисей наставляет собравшихся тоже вполне в духе самодержавия.
«Благополучие нашей державы зависит от нас с вами. От нашей веры, от нашей глубокой сердечной молитвы. Ни митингами, ни протестами мы ничего не достигнем. А лишь только молитвами к Богу мы достигнем благополучия нашей страны. […] Не поддавайтесь ни на какие провокации, на которые вас призывают. Ни на какие-то митинги, восставать, подыматься. А призывайте народ и людей Божьих к молитве, к единой нашей молитве», — говорит священнослужитель.
Монархический дух становится почти осязаемым в момент, когда Александр Панин начинает вручать «императорские медали» тем, кто поучаствовал в установке памятника. Награды прислала глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна.
«По указу главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны дано сие свидетельство в том, что архиепископу Изюмскому и Купянскому предоставлено право ношения медали «Юбилей всенародного подвига, 1613-2013 года» в ознаменование 400-летия окончания смуты и восстановления российской государственности в 23-й день февраля 1613 года», — с выражением зачитывает председатель российского фонда.
Дух монархизма захватывает и «простых смертных». Уже после того, как церемония закончилась, группа людей под руководством священника затягивает «Боже, царя храни».
Кроме монархической, в воздухе витает идея русского мира. С обратной стороны памятника российскому императору выбито имя российского президента.
«Монумент установлен при поддержке Президента Российской Федерации В.В. Путина», — гласит надпись на табличке.
Об украинской власти — ни слова. Впрочем, никого из чиновников в Спасовом скиту и нет. Украинская власть решила самоустраниться: ни губернатор Харьковской области, ни тем более президент Украины о памятнике Александру ІІІ не высказывались. Молчание с украинской стороны создаёт впечатление, что для установки монумента на украинской территории достаточно «благословения» российского президента. Впечатление обманчивое. На низшем уровне украинской вертикали власти вопрос всё же рассматривался. Установку памятника согласовал Борковский сельский совет.
На фоне пафосных речей об императоре и его роли — возле часовни собирают подписи «Против ЕвроСодома». За неподписание Соглашения об Ассоциации между Украиной и Евросоюзом выступают бабушки-прихожанки. Чтобы защититься от «ЕвроСодома», они обращаются к Патриарху Московскому и всея Руси, Митрополиту всея Украины Владимиру, Синоду Украинской православной церкви и… главе Коммунистической партии Симоненко. Последний должен передать подписи «от православных» лично Виктору Януковичу. Дальше предупреждение от руки — «Без внесения в электронный реестр».
«Это единственная дверь, в которую мы можем стучать, чтобы Господь остановил эту беду! Поскольку только коммунисты сейчас выполняют то, что угодно Господу», — поясняет одна из активисток.
Установку памятника освещает российское телевидение. Смысл сюжета «коллег» понятен по одному фрагменту, который на месте событий начитывает журналист: «Восстановление памятника Александру ІІІ жители Харьковской области уже назвали восстановлением исторической справедливости».
Хозяевами мероприятия чувствуют себя казаки. Перед записью очередного интервью ко мне подошёл мужчина в казачьем облачении. «Что снимаете? Смотрите, чтобы без политики», — безапелляционно заявил незнакомец.
Бронзового царя казаки собираются охранять. Планируют даже выставить постоянный пост.
«Угрожать — я не мальчишка, я не буду, но штаны снимем и выпорем, крепко выпорем», — рассказывает о том, что сделает с возможным вандалом, руководитель представительства Терского казачьего войска Михаил Резников с кинжалом на поясе.
После церемонии всех собравшихся кормят кашей. Полевую кухню развернули украинские спасатели.
Жители села Першотравневого (на его территории находится Спасов скит) расходятся по домам. С появлением памятника Александру ІІІ они ждут у себя больше гостей. Катастрофа императорского поезда и всё, что с ней связано, — единственная достопримечательность Першотравневого.
Заглавное фото — Леонид Логвиненко, Facebook.