Бой обыденности, или «Встретимся в Эмпиреях» Игоря Удачина
Значимость книги измеряется количеством продаж, а также гонораром и популярностью, которые она приносит автору. Однако, в памяти запечатлеваются именно те произведения, которые оставляют после себя вопросы, вынуждают задуматься, оглянуться вокруг, углубиться в себя.
На первый взгляд – странное название – «Встретимся в Эмпиреях». Сейчас в почете, так сказать, названия попроще. Кто-то задумается, кто-то заглянет в словари, а кто-то махнет рукой и начнет читать в надежде, что «дальше будет ясно». Эмпиреи – это понятие античной натурфилософии. Согласно верованиям древних греков именно там, в эмпиреях, на самой вершине неба жилы боги. В переносном же смысле это понятие означает ту невидимую высоту, которую мы достигаем в своих мыслях и мечтах. Следовательно, само название указывает нам на сложность произведения. Я бы сказала, что основная идея произведения – это идея ответственности (за себя, за дорогих людей, за жизнь в целом), а также необходимость реально смотреть на вещи, то есть изменять то, что можно, и мириться с тем, что от тебя не зависит. Потому эта книга будет просто не по силам тем, кто хочет чего-то увлекательного и легкого.
Закономерный вопрос – о чем же книга? В голову приходят только общие слова – о жизни, мечтах, дружбе, любви, смерти. Однако я бы сказала, что этот роман о жизни короткой и яркой, в которой каждое мгновение наполнено смыслом; о мечтах, осуществление которых превращает обычное существование в настоящую жизнь; о дружбе, которая помогает перебороть внутренние страхи и никогда не идет на эгоистичные уступки; о любви, которая оставшись мечтой, озаряет жизнь лучше, чем любовь реализованная и затерявшаяся в буднях; и о смерти как потере и достижении, как черте между разными измерениями, а не конце всего.
В основе сюжета – рассказ о четырех 17-летних друзьях. Они живут в так называемой империи зла, где постоянно ведется война, а молодежь после военного училища должна идти на фронт, и ребята, и девушки. Это жестокий, суровый мир (или время?), когда общество разделено на правящую верхушку и остальных, «пушечное мясо». Эта четверка как раз заканчивает учебу и осенью должна отправиться на войну. Однако они не хотят быть покорными рабами дурацкой системы, потому решают прожить последние месяцы не как обреченные, а как свободные люди, которые могут сами распоряжаться своим временем, смотря без страха в будущее и без сожаления в прошлое. У каждого из них есть мечта, которую он хочет осуществить до призыва. Однако жизнь, как это всегда бывает, вносит свои коррективы. Демон, Слива и Виктория погибают, а Гоголь остается и, собственно, рассказывает эту историю. Это и есть его мечта – написать книгу. Однако об этом немного позже.
Время и место действия изображено достаточно абстрактно. Это словно наше настоящее, поскольку никаких временных расхождений нет, как и каких-либо фантастических нововведений. Да и люди как люди, молодые и старые, эгоистичные и самоотверженные, жестокие и сочувственные, одним словом, разные, как оно всегда было и есть среди людей. Однако следует сказать, что эта конкретика здесь и не нужна, поскольку на первое место автор выносит внутренние вопросы, которые тревожат главных героев. «Пока мир спокоен и безмятежен – он неинтересен. Когда начинает распадаться на куски – тут же появляется необъяснимая потребность познать его. Во всей глубине. А главное, разобраться: что лично ты в нем значишь. Нужен ли ты ему, а он – тебе?..» Соответственно значительный объем произведения занимают разговоры друзей и размышления Гоголя в прошлом и настоящем. Сюжет в конечном счете играет в романе тоже второстепенную роль. Нельзя сказать, что он развивается стремительно или динамично. Нет, он скорее служит почвой для внутренней сущностной драмы, которую хочет донести до нас автор.
По-видимому, именно из-за большого количества серьезных разговоров, самоуглублений и аналитических размышлений-воспоминаний книга «Встретимся в Эмпиреях» читается медленно. А также из-за специфической манеры изложения Игоря Удачина. Его язык сложный и трудный. Это не тот разговорный язык, который мы употребляем ежедневно. Лексический запас автора чрезвычайно богат. Он часто использует книжные слова, абстрактные, специальные, порой устаревшие. Кроме того, конструкции предложений тоже нередко усложнены, что замедляет чтение. В конечном итоге, этому есть свое объяснение, абсолютно приемлемое и понятное. Как известно, моральные и духовные вопросы, внутренние дилеммы всегда требуют максимальных усилий для наиболее точного их выражения. А Гоголь, от имени которого написана эта история, часто жалуется, что порой крайне трудно выразить словами свои мысли и взгляды. Однако эта сложность языка здесь также оправдана, поскольку только подчеркивает серьезность и значимость написанного в отличие от прописных истин, изложенных будничным языком, которыми перенасыщено большинство современных книг, и которые уже свое значение потеряли. Кроме того, такой язык на уровне с затрагиваемыми весомыми вопросами и отсутствием заметной динамичности развития событий – еще один своеобразный барьер, не преодолев который, невозможно полностью оценить роман.
Что касается главных героев, то их, как уже отмечалось, четверо. Их характеры хорошо раскрыты, а привычки, способ мышления и внешность – детально прописаны. Однако, поскольку рассказ ведет один из них, Гоголь, то, соответственно, видим мы их именно его глазами. Он изображает их не пафосно, как иногда пишут о погибших, но и не отстраненно, а именно как о дорогих людях, которые оставили заметный след в его жизни. И стоит сказать, что достаточно весомую роль относительно этой молодой четверки играет категория молодости. Это, все, что у них есть. Само осознание молодости для них отравлено знанием, что ее скоро оборвет ненужная война, а это в свою очередь и вынуждает их задумываться над жизнью и ее основными понятиями, например, мечтой, дружбой, страхом, любовью, сущностью, смертью. И иногда создается впечатление, что 17-летние просто не могут выражать такие глубокие мысли, действовать так самоотверженно и осмыслено. Хотя… разве молодежь нашего времени, которая открывает все двери хрустящими родительскими банкнотами и просто прожигает жизнь, может служить примером на все времена?
Отдельно хотелось бы сказать о рассказчике. Роман «Встретимся в Эмпиреях» не принадлежит к книгам, в которых над всем господствует всезнающий автор. Напротив, Гоголь – не просто посторонний наблюдатель, а активный участник описываемых им событий. Он искренний и открытый, собственно, как это и бывает в молодости. Он постоянно ищет и анализирует, размышляет, пытается выразить то, что его тревожит. Весь рассказ – это его воспоминания, которые воскресают в его памяти в определенном порядке, а также размышления, тогдашние и нынешние. Он пишет для того, чтобы осмыслить то, что случилось, чтобы пережить потерю друзей, в конечном итоге, чтобы смириться и жить дальше, за чертой воспоминаний. Чтобы найти ответы на вопросы, которые так и остались открытыми. А также потому, что его собственная мечта была – написать книгу. И он ее пишет буквально на наших глазах, потому что нередко в тексте можно натолкнуться на его оправдания, или колебания, или собственно размышления по поводу того, что и как писать (что обычно остается за рамками произведения). И эта неподдельная искренность очень сближает с рассказчиком, помогает лучше и глубже понять его внутренний мир, и в конечном итоге через него заглянуть и в свои глубины
Подводя итог, хотелось бы сказать, что автор, определяя роман «Встретимся в Эмпиреях» как молодежную драму, слишком скромно отнесся к тому, что ему удалось написать (к сожалению, я не могу утверждать, воплотился ли в жизнь его изначальный замысел полностью, хотя узнать это было бы интересно). Со своей стороны я бы определила это произведение как психологический роман, который действительно не оставит безразличным вдумчивого читателя. Рассказывая, как он видит свою книгу-мечту, Гоголь сказал так: «Чтобы поразило и заставило задуматься всех. Иначе не стоит и браться». И я считаю, что Игорю Удачину это как раз удалось.
Рецензия предоставлена проектом Записки книголюба.