“Зал ожидания”, или “Женская консультация”

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:”Table Normal”;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:””;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:”Times New Roman”;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}

ВАШ
РЕБЕНОК И МУЗЫКА

2. "Зал ожидания", или "Женская
консультация"

Многих
будущих родителей волнует мысль о том, как в период беременности матери
повлиять на уровень и характер музыкальной одаренности ребенка.

Чаще
с вопросами об этом обращаются к музыкальным педагогам после появления
очередной публикации на эту тему в общей прессе. Те, кто воспринимает такие
публикации некритично, бывают обнадежены и хотят получить однозначные
рекомендации, что и как им следует предпринять в период беременности. Другие
же, кто воспринимают газетные статьи на эти темы как околонаучный курьез,
делятся своими сомнениями, а то и стремятся осмеять легковерных. Как ответить
тем и другим?

Да,
научные эксперименты в этой сфере не ставились. Но сама жизнь веками
экспериментировала, и мы можем оценить и учесть результаты ее стихийных
экспериментов. В мемуарах и биографиях известных личностей стоит обращать
внимание на то, что известно об образе жизни их матерей в период беременности и
как это соотносится с последующими проявлениями музыкальных способностей? Как
правило, находим в биографиях следующее: у музыкально одаренных людей мать до
их рождения активно музицировала или находилась в обстановке живого
музицирования.

В
период, предшествующий появлению ребенка на свет, для его музыкального будущего
имеет неоспоримое значение акустическая составляющая образа жизни матери.
Формирование слухового аппарата и нервной системы зреющего плода происходит с
учетом звуковых параметров окружающей среды. Например, если в период
беременности женщина подолгу находится в шумном цехе, возрастает вероятность
родить тугоухого ребенка (следствие защитной реакции формирующегося организма
на повышенную громкость звукового фона). Такой же эффект может быть спровоцирован и длительным времяпрепровождением
будущей мамы на дискотеках, где любят оглушительные звучания и злоупотребляют
мощностью динамиков. Наоборот, желая сформировать у будущего ребенка
способность к утонченным слуховым реакциям, следует позаботиться не только о том,
как бы оградить зреющий плод от грохота и всяческих звуковых перегрузок, но и о
преобладании в окружающей его звуковой среде музыкальных композиций, богатых в
тембровом и звуковысотном отношении.

Сила
этого фактора известна по многим биографиям одаренных музыкантов. Наиболее
впечатляющий пример — предыстория рождения гениального композитора
А. Н. Скрябина (1872–1915). Его мать была концертирующей пианисткой и
почти до самых родов не прекращала своих выступлений (а значит, и домашней
репетиционной работы, которая требует ежедневной многочасовой игры на рояле).
Где все это время находился Скрябин? Около звучавшего рояля. Впоследствии у
него выявились и развились не просто музыкальные наклонности, но особая
чувствительность и пристрастие именно к тембру фортепиано как некой родной для
него стихии, особая тонкость слуха и чуткость пальцев, умевших прикосновением к
клавиатуре извлекать из инструмента звучания неслыханных нюансов…
Фортепианные композиции чаще, чем любые другие, могли приводить его в экстатическое
состояние. Закономерно, что Скрябин прославился как композитор в первую очередь
фортепианный, современники ценили в нем феноменального пианиста-исполнителя
(что, к сожалению, остается для нас лишь областью легенд, поскольку звукозапись
начала ХХ века еще не могла зафиксировать всех качеств звучания). “В его игре,
— вспоминает Л. Я. Нелидова-Фивейская, — было неизъяснимое
очарование, свойственное только ему, его обаятельной манере извлекать особенные
колдующие завораживающие звуки. Он, как бы лаская, слегка касался клавиш, но
из-под его магических пальцев сверкали искры и молнии… Звуки, извлекаемые его
легкими, как крылья бабочки, пальцами, казались какими-то неземными,
астральными”. По-видимому, особенности дарования Скрябина прямо зависели от
особых условий в первые месяцы формирования его нервного и слухового аппарата.

Но
случай Скрябина — лишь один из длинного ряда известных фактов. Стойкая
многолетняя традиция домашнего музицирования в дворянских семьях России
обеспечила стабильно высокий уровень музыкального и общего развития
представителей этого сословия, появление в нем профессиональных музыкантов
мирового масштаба. Почти все значительные русские композиторы XIX века (от
М. Глинки до С. Рахманинова) — выходцы из этой среды. В дверянском
сословии России во множестве формировались музыкальные династии. Разумеется, не
все дети, рожденные в семьях, где родители музицировали, становились
потомственными профессиональными музыкантами. Таких единицы. Но остальные
становились потомственными культурными людьми.

Музыкальная
грамотность и домашнее музицирование были в культурных кругах настолько
привычным, само собой разумеющимся условием жизни, что этому даже не придавали
особого значения. Например, композитор Николай Мясковский, который был сыном
военного инженера, в автобиографии написал, что рос «в условиях и среде,
далеко, в сущности, чуждых искусству», и не припоминает из времен раннего
детства «музыкальных впечатлений, кроме залезания под рояль, когда на нем
играли…»[1].

Итак,
первый совет родителям: как можно раньше позаботиться об организации
специального акустического режима в период беременности матери. Предпочтение
следует отдавать “живому” звучанию музыки. Будущая мать поступит правильно,
если участит посещение филармонических концертов и оперных спектаклей. В
меньшей степени подходит воспроизведение музыки посредством электроаппаратуры,
так как в этом случае воздействует неполный диапазон частот. Техника, даже
самая качественная и дорогостоящая, пока еще не дает тех параметров звучания,
которые совпадали бы с параметрами “живого” звука. Как не следует вскармливать
детей искусственно синтезированными продуктами питания, точно так же надо
избегать и синтезированных звуков: нельзя поручиться, что замена натурального
звучания акустических инструментов электронными аналогами окажется
физиологически приемлемой для детского организма.

Идеальный
случай — когда будущая мать самостоятельно музицирует (поет, играет на
музыкальном инструменте, участвует в хоре, ансамбле, оркестре). Однако при
самостоятельном музицировании следует избегать игры на плохо настроенных
(фальшиво звучащих) и технически неисправных инструментах, игра на которых
сопровождается посторонними призвуками (дребезжанием, скрипом
и т. д.). Некоторых предосторожностей требует музицирование на таких
инструментах, как виолончель, гитара, домра, балалайка, бандура, арфа, поскольку их резонаторы (деки) находятся в
непосредственной близости от плода. Сила звука должна быть в этих случаях
весьма умеренной, чтобы не подвергать плод звуковым перегрузкам.

Бытует
мудрое изречение, которое разные источники приписывают то венгерскому
композитору Золтану Кодаи, то московскому пианисту Генриху Нейгаузу, то еще
кому-то из известных педагогов: музыкальное
обучение ребенка начинается за девять месяцев до рождения его матери.

Парадоксальное на первый взгляд утверждение основано на достоверных жизненных
фактах. И если во все времена музыкально одаренные дети с большей вероятностью
рождались в семьях музыкантов, то, по-видимому, не только биологическая
наследственность сыграла здесь свою роль (восприимчивость к музыке генетически
заложена в каждом человеке), но именно акустическая обстановка в период
внутриутробного формирования плода. А это, в отличие от генов, целиком в нашей
власти.

Нормальные
музыкальные способности проявляют все здоровые дети, независимо от акустических
условий внутриутробного развития. А вот незаурядные, феноменальные способности
с большей вероятностью возникают в тех случаях, когда внутриутробная жизнь
плода проходила в обстановке живого музицирования. Для тех, кто мечтает родить
музыкально-талантливого ребенка, вывод ясен и давно сформулирован в русской
пословице "На Бога надейся, а сам не плошай!".

Григорий Ганзбург.

(Продолжение следует)

[1] Мясковский Н. Я. Автобиографические заметки о творческом пути //
Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в двух томах / Ред.-сост.
С. Шлифштейн. – Т. 1. – М., 1964. – С. 5.