И Дима Билан тут не при чем.
На днях в Харьковской областной художественной галерее открылась выставка, не
попасть на которую я просто не мог.
Да, мой отец и отец художника, чьи картины выставлены сейчас там, когда-то
работали вместе – и благодаря им Харьков увидел на экране своих телевизоров не
черно-белую, а цветную картинку. Да, речь идет о человеке, чье имя занесено в
"Книгу рекордов Планеты". Кроме этого достижения Дима может гордиться
тем, что является художником мирового класса по Международной классификации и
членом Международной федерации художников при ЮНЕСКО. Он числится среди
лауреатов премии имени А.Куинджи в области изобразительного искусства 1995 г. и
является обладателем медали, диплома, статуэтки "Ника" международного
клуба рекордсменов (Москва-Лондон).
Но на выставку я пошел не из-за официально признаных рекордов и званий. Я не
большой ценитель живописи, но упустить возможность увидеть эти работы я не мог.
Насколько потрясающе то, что делает Дима, понимаешь тогда, когда глядя на
картину, отказываешься верить своим глазам. Ведь они видят картину СЛЕПОГО
ХУДОЖНИКА.
Он ничего не видит уже 18 лет. Но отсутствие зрения в привычном понимании он
с успехом заменяет чем-то, что нам, зрячим, непонятно. Я для себя решил, что он
видит сердцем. А еще у него есть его воспоминания, которые он сам называет
"раем, из которго сам Бог не выгонит". Его эссе – это вообще
отдельная тема для разговора. Потому что просто смотреть на его работы нельзя –
нужно сначала прочесть те слова, которыми Дмитрий Дидоренко сопровождает свои
картины. Эти слова расставляют красочные акценты, которые и делают
"Фронтовой Харьков" или "Любовь на высоте" чем-то большим,
чем просто результатом работы художника.
Чтобы не быть голословным: сделайте над собой усилие. Вчитайтесь, представьте,
а потом перейдите по ссылке – и рассмотрите то, что нарисовал человек,
последний раз видевший небо и солнце в 1991-м.
Итак…
"Сижу в тени инжирового садика на бывалом стуле из татарского чулана и
тереблю хвостик удачи. Думаю дернуть или покрепче ухватиться под основание. А
отвлекает от нехитрых размышлений зрелище. Да. Для меня ползущая тень на теплой
стене от прислоненной усталой и пьяной амфоры любопытнее. Ведь это здесь и
сейчас. А над этим этюдом лениво поглаживают теплый воздух отпуска полосатые
парашюты. Сонные купола тентов легких, светлых крыш. Осталось услышать музыку.
Нет, не за оградкой у волнореза. Здесь, тут. Шелест щедрых деревьев, чириканье
наглых воробьев и рысканье жадного ветра, голод уталяющего шумом море. Хорошо
участвовать в этом зрителем. От режисерства отдохну"
А теперь – смотрим
В галерее, переходя от одной картины к другой, знаете, о чем я вдруг
подумал? О том, что выставленные здесь 5 десятков работ – это лишь часть того,
что было создано Димой за 18 лет – и от этого перехватывает дыхание.
Полный перечень насчитывает порядка 300 картин. "Мое желание рисовать
настолько велико, что отсутствие зрения не является уважительной причиной,
чтобы не рисовать" – так говорит о себе автор.
В 2009-м Украина праздновала свое 18-летие. Что имеем – все наше, никуда от
этого не денешься. Я не знаю, как это назвать. Но я точно знаю: Дима лишен
зрения, но видит сердцем. Чем и куда смотрят наши "элиты", что они
видят – одна сплошная загадка.
Дима Дидоренко каждый день доказывает: невозможное возможно.
Понять бы: что и кому доказывает наша элита (или "-ты", сколько их
там)?
P.S.
Куда ни плюнь — кругом элита,
Элита, блин, кругом одна.
Гламурной патокой облита,
С экранов пялится она.
Чужих наследница традиций,
Из грязи в князи разом — прыг,
Со страшной скоростью плодится,
Не прерываясь ни на миг.
Она растет, цветет и пахнет,
(К ней за версту не подойди),
Не чувствуя, что скоро жахнет,
Да так, что бог не приведи.
Элиты нынче, блин, эпоха,
И я от зависти бешусь,
Поскольку отношусь к ней плохо,
Поскольку к ней не отношусь.
(Написано о России. Но что-то слышится родное, а?)