Высота – 77, скорость – несколько миллиардов (ч.1)

 Ну, как, интригует заголовочек?

Я пока не буду "вскрываться" –
чтобы было еще интересней.

Скажу только, что "несколько миллиардов" (если
чуть точнее – около 6 млрд долларов) – это "скорость", на которой в
Opel ударила молния банкротства General Motors. С чего это крах GM здорово
зацепил одного из крупнейших европейских автопроизводителей ?

Opel- это европейское подразделение General Motors. И когда в самом начале лета
2009-го появилось сообщение, что GM("ведущий" большой американской
тройки) "всплыл вверх брюхом", в "воронку" этой общемировой
катастрофы чуть не засосало "ведомых" в виде Saab, Saturn… Совсем
недавно эхо того июньского пресс-релиза о банкротстве "накрыло"
Hummer: его хозяевами стали парни из Поднебесной…

Но главный наворот приключился с Opel.

Одним из основных игроков на рынке Старого Света заинтересовался консорциум
в виде Magna – крупного производителя автокомплектующих и… пары Сбербанк-ГАЗ.
Я даже успел изумиться по этому поводу:

http://www.mediaport.ua/blogs/index.php?op=ViewArticle&articleId=1192&blogId=62

Вот ведь наивный чукотский юноша…

Реальность конечно изменилась – но не так, чтоб до неузнаваемости. Получился
вариант "на то и щука в пруду, чтоб карась не дремал". И если по
началу казалось, что роль щуки – за россиянами, то постепенно разобраться
"ху есть щука, кто из "карась" в пасьянсе GM-Magna-Сбербанк-ГАЗ
становилось все сложнее. То, что было устроено вокруг покупки Opel, тянет на
всех Оскаров сразу, на распушенный веник каннских Пальмовых венков, и ты ды и
ты пы. Вы не смотрели в режиме реального времени экшн "38 попыток угадать,
кто в конце концов станет хозяином молниеносного Opel?" Очень зря. Потому
как в главных ролях "засветились" Барак Обама, Ангела Меркель,
Владимир Путин… И я не шучу.

Какие уж тут шутки, когда на кону будущее господство на автомобильном рынке
Восточной Европы!

Только вот даже если говорить почти всерьез, почему-то мне думается, что пока
"наши" – это я про российских выходцев из СССР – делили шкуру
неубитого медведа, коварные немцы, ушлые американцы и мудрые канадцы
просчитывали варианты, как можно заработать на этих бакланах "с синдромом
нефтяной иглы". Вы не слышали, как Герман Греф – знаете такого? – выдал в
эфир фразу, полную собственной значимости. То были слова не мальчика, но мужа:
"Сбербанк не планирует оставаться стратегическим партнером в этой сделке
после того, как она будет реструктурирована". Вах и wow! А можно вопрос: а
на кой тогда вообще было ввязываться в этот междусобойчик? Предправления
ответил и на этот вопрос: мол, мы со временем провернем какой-нить
«opel-blitz-криг”. Типа, при случае загоним эту немецкую конторку по сходной
цене.

Т.е. разговоры пошли в духе "слы, пацаны, давайте там быстрее
определяйтесь, кто кому чего должен, нам покупателя НА НАШ Opel искать
надо". Было это 4 июня.

Интересно, если бы кто-то СОБИРАЛСЯ купить Сбербанк – и вдруг начал рассуждать,
как с ним поступят со временем – как господин Греф относился бы к такому
"партнеру"?

"Вот лето пролетело, все осталось позади – но мы-то знаем: лучшее
конечно впереди!" Кто там эту задорную песенку пел? Случаем, не
"Отпетые мошенники"? Ты дывы якый стався збиг обставын, яка ирония!

Это я про резко изменившееся настроение предправления Сбербанка, который где-то
в середине сентября изрек примерно следующее "без ИХ технологий сделка с
Opel – пустая трата времени". Т.е. лето пролетело – а с ним и уверенность
в том, что "пацаны определяться". И стали обрисовываться контуры
совсем неприглядной картины. Почему-то странные немцы и их обанкротившееся
начальство из GMне сильно-то обрадовались покупке Opel. Больше того, стали
говорить и вовсе ужасные вещи: мол, ваш удел – прикручивать бампера да калёсы.
А фсе-фсе технологии, связанные с разработкой наших машинок, мы, пожалуй,
оставим сабе. Угу?

Вот как после этого назвать янки и немцев? Отпетые мошенники, я ж и говорю!

Надо думать, сидя в российской столице будущих олимпийских игр, господин Греф
был "весьма обескуражен" такой постановкой вопроса. А заодно с ним,
да по разным городам и весям – все те, кто имеет отношение к решению судьбы
российского автопрома.

"Это ж как это: за наши бабки – и не все отдадут?!".

Ага. И вот в этом, пупсики, весь фокус.

Можно скупать недвижимость в лондонском Hampstead, стать завсегдатаем
Английской Набережной и перебирать островами в карибском бассейне: то ли купить
весь целиком, то ли просто туда «катнуться-расслабиться». Но вся эта ляпота
вкупе с внушительной суммой на счету и детьми в престижном европейском колледже
не дадут одного: умения вести бизнес с людьми, отцы и деды которых создавали
то, что вы собираетесь "тупо безвольно купить". Дети, которые учатся
уму-разуму ТАМ – вот они, может статься, будут реально работать на уровне, на
который вы замахнулись.

Но деткам выучится нужно.

И неплохо, чтобы к тому моменту было, куда возвращаться, где и для кого
работать.

Судя по успехам артели "Греф и Ко" максимум, что светит выучившимся
отпрыскам – это быть на должности зама у кого-то из тех, кто
"оттуда".

Я вот это сейчас не злорадничаю – "ридна нэнька", судя по состоянию
на конец 2009-го года, находится на том же уровне развития бизнеса. Прямо как в
той песне: "я вам не скажу за всю Одессу", но средняя температура по
палате, похоже, находится именно на отметке "близко к полному нулю".
Потому как что в России, что у нас собирают дрянь вроде CheryAmulet или
GeelyCK/Otaka. Ну, ладно, у россиян есть возможность, например, «управлять
мечтой», а у нас в наличии и "Ланосы", и Дэушки-ибн-Шеви за
"витчызняного выробныка" прокатили. Но вот снятую с производства в
Европе 5-7-летнюю модель мы заполучить не могём – и все тут. То ли
"нашим" не интересно, что же представляет из себя более-менее
современный автомобиль, то ли мы просто не в состоянии потянуть полноценный
выкуп всех прав и техоснастки у Fiat, Ford, VW…

Совершенно точно одно: у нашенских работает нюх на элитную недвижимость; ну,
там, на откаты всякие. А вот такие категории, как интеллектуальная
собственность, know-how… Неее, это какие-то совсем страшные слова. Страшнее,
чем оффшор, ей-Богу!

Или я не прав?

Но вернемся к перипетиям этой недели. Предупреждаю: ща пойдет самая
"тяжесть". Ибо все вышенаписанное – длинное вступление. А вот дальше
– само содержание.

Если попробовать выдать его совсем сжато – Грефу/Путину/России/всем, кто
"научился" делать бизнес по принципу "чисто типа опа" на
прошедшей неделе дали щелчок по носу. Совсем коротко: пакет из 55% акций,
который должен был получить консорциум Magna/Сбербанк-ГАЗ, не будет ему продан.

Где весь летний треп и яркие понты? Все, смывай, справились. Ну что, с
облегчением?

Да вряд ли.

На этот раз "прогнивший Запад" выкинул нечто, совершенно не похожее
на дружеский щелбан вроде "ну, ты блин, даешь!"