Время не лечит. Время не учит

Священная для Армении гора Арарат находится на территории Турции. Об этом из не бывавших в Армении мало кто и знает. Об этом умалчивала еще не так давно общая для всех нас советская школа. Почему Арарат – священная гора для армян, если она находится в Турции? И почему она в Турции, если это священная гора для армян? Простые вопросы с непростыми ответами. И дата 24 апреля большинству из нас ничего не говорит. Это неправильно. Я хочу рассказать об этом. Сегодня, в годовщину событий 24 апреля. Это важно знать, потому что история уже один раз отомстила нам – всем – за этот невыученный урок. Теперь в мире уже две такие даты. 24 апреля – День памяти жертв геноцида Армян. 27 января – День памяти жертв Холокоста.

Проведенный в четыре этапа геноцид армян, с 1894 по 1923 годы, уничтожив армянскую цивилизацию на большей части ее автохтонной (принадлежащей по происхождению, коренной) территории, отнял жизни более 2.000.000 человек (около 300.000 армян было уничтожено в 1894-1896 гг., 1.5 миллиона – в 1915-1916 гг., около 300.000 – в 1918-1923 гг.). Около 600 тысяч армян стали беженцами; рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины – образовалась армянская Диаспора (Спюрк).

Во время геноцида армян был утрачен народ, объединенный и организованный вокруг своих вековых структур. Уничтожению подверглись общины, церкви, школы, наконец – руководство армянской нации, включая политическую, интеллектуальную и культурную элиты. Человеческие массы без объединяющих их структур и традиций – уже не народ, а просто множество индивидов.

За что?

«…действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

a. убийство членов такой группы;

b. причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c. предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d. меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e. насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую».

Источник: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году
URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/genocide.htm

Ответ простой и страшный: ни за что…

Наука, циничная в своей привычке давать четкие определения, утверждает, что пункты a, b, c, d и e обусловлены, прежде всего, политической целесообразностью.

То есть, некоторая группа людей приходит к выводу, что уничтожить какую-либо группу других людей как таковую – политически целесообразно. За историю человеческой, или по латыни humanus, гуманитарной цивилизации к такому выводу некоторые группы людей приходили неоднократно. Каждый раз, когда возникала политическая целесообразность.

Случайная дата

24 апреля для армян – День памяти жертв геноцида.

День этот выбран потому, что в ночь на 24 апреля 1915 года в Константинополе были проведены массовые аресты армян, живших в столице Османской империи. 800 человек – писатели, поэты, журналисты, политики, врачи, адвокаты, юристы, ученые, преподаватели, священники, педагоги, деятели искусства – были отправлены в центральную тюрьму.

То же самое происходило во всех вилайетах: в течение нескольких дней были арестованы тысячи людей, в том числе все известные деятели культуры, политики, люди умственного труда. Большинство из них были казнены без суда.

Но Днем памяти жертв геноцида армян мог бы стать любой из 364 или 365 дней в году, потому что программа планомерного уничтожения армянского населения Османской империи членами правящей партии титульной нации методично выполнялась 29 лет.

Логика

До 1915 года жизненное пространство армянского этноса на протяжении пяти тысяч лет охватывало территорию всего Армянского Нагорья, 350.000 кв. км. Когда, в результате многочисленных войн, армянская государственность была упразднена, основным залогом существования страны Армения стал демографический фактор – сохранение армянами этнического большинства на ее территории.

Впрочем, шансов на сохранение своего этноса у армян, конечно, не было. Это ясно видно из сегодняшнего дня, когда исследованы документы, много тайного стало явным, приняты решения, известны их последствия, предъявлены концы историй… Горькая ирония сегодняшнего дня – наши потомки потом легко разберут наши ошибки. Жаль, что почти наверняка опять не сделают никаких выводов для себя

Но – это примечание в скобках.

Итак, никаких шансов сохраниться у армян не было. Пять веков Армения входила в состав Османской империи. И всегда это была власть, нацеленная на захват чужих территорий и порабощения их народов любой ценой. Согласно доктрине пантюркизма, территория тюркских племен простирается от Константинополя до границ Японии.

После насильственного захвата власти в стране Младотурками в 1876 году, генеральной стратегией Турции стало создание Большого Турана, в состав которого должны были войти территории Ирана, Афганистана, России, Армении, Грузии, Азербайджана, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и часть Монголии.

Население предполагалось ассимилировать в части религии, языка, уклада жизни. Конечно, ту его часть, которая согласится. В обмен на жизнь. Несогласных считалось политически целесообразно уничтожить.

Массовым расправам подвергались болгары, греки, сирийцы, несторианцы, марониты, иезиды, курды.

От других захваченных стран Армению отличало лишь то, что она была порабощена турецкими завоевателями одной из первых – и оставалась под их властью дольше всех – вплоть до распада Османской империи. В том числе, в периоды наибольшей геноцидной активности турецкого государства, когда она проявлялась с особой силой и жестокостью.

Хроника

Первые акции по массовому уничтожению армян младотурки проводили, начиная с 1894 года. Но стройный, продуманный план решения армянского вопроса был разработан позже.

В октябре 1911 года съезд партии "Единение и прогресс" (Иттихад ве Теракки) принял решение о необходимости полного отуречивания нетурецких народов империи. Вслед за этим политические и военные круги Турции пришли к решению о необходимости уничтожения армян в Османской империи. Имеющие многовековую историю христианства, армяне не давали надежды на смирение и переход к исламу. К тому же, крайне недальновидно было оставлять христианской цивилизованной Европе повод для упреков как аргумент в политическом будущем.

План, разработанный с участием стратегического и военного партнера Турции – Германии, отличался стройностью и продуманностью, учитывал геополитическую ситуацию в регионе и возможную реакцию соседних стран.

В начале 1914 года местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. В сентябре 1914 года на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган – Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения по всей территории компактного проживания. Исполком трех сформировал карательные отряды, снабдив их оружием и деньгами.

Старт приурочили к началу первой мировой войны. Один из главных теоретиков младотурецкого движения доктор Назым отмечал, что столь удобного случая может больше не быть. Сохранилась его прямая цитата: "Вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т. к. они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен… Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых".

В начале войны в турецкую армию было призвано около 60 тысяч армян в возрасте 18-45 лет, то есть, наиболее боеспособная часть мужского населения была отлучена от семей и сконцентрирована в компактные группы. В феврале 1915 года военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. Приказ был выполнен.

В апреле начались акции по уничтожению интеллигенции, духовенства, ученых, врачей, учителей – духовных лидеров нации.

Остальных – в основном женщин, стариков и детей – формально ожидала депортация в пустынные районы Империи. На деле, людей просто гнали в пустыню, не давая еды, воды, не разрешая останавливаться для отдыха.

Люди (homines, лат.), которые сопровождали отряды депортируемых, убивали их на свой вкус: сколько хотели, по любым поводам, в любой момент. У них не могло быть никаких личных причин.

* * *

Давайте остановимся и еще раз повторим эту мысль: у них не могло быть никаких личных причин убивать. У них не было точного приказа по этому поводу, потому что убивали не все и не всех. Они не могли быть особо идеологически подкованы, потому что грязную, нудную, трудную и примитивную работу поручают отнюдь не передовикам. Они были подпасками Большой Политики. Почему же убивали? От скуки? От злости на нудную работу? От обиды за неудавшуюся карьеру?

Это, может быть, самый важный момент – решение, принятое руководством по причине политической целесообразности, выполняют разнорабочие, ничего не понимающие ни в политике, ни в стратегии. Просто выполняют. Так советские инженеры пололи буряки на колхозных полях – со смешанным чувством ненависти и обреченности…

Опрос свидетелей

Геноцид армян продолжался с 1894 по 1923 год. В четыре этапа.

29 лет – за это время уцелевшие во время первого этапа успели вырастить детей и дождаться внуков. Которых потом убили…

29 лет. На глазах всего мира. До Первой мировой войны. Во время Первой мировой войны. После войны. Во время царствования императора Николая II. Практически весь срок руководства первым в мире государством рабочих и крестьян Владимиром Лениным.

 «Из донесения Британского вице-консула в Себастии послу в Константинополе Кэрри
http://genocide.ru/

Перевод с английского Токат, 19(31) марта 1897 г.

…Большинство армян было убито между 9 и 11 часами утра, поджоги и грабежи продолжались до вечера. 89 армян было убито, 36 ранено и приблизительно 250 домов разграблено. Сравнительная умеренность этих цифр объясняется тем, что армяне ждали беспорядков, и поэтому многие из них успели укрыться.

Из различных мест провинции до меня доходят сведения, что турки там собирались толпами, чтобы напасть на армян, этим доказывается наличие специального приказа.

Резня, несомненно, была организована и, принимая во внимание события двух последних лет, есть основания подозревать, что резня была устроена в соответствии с прямыми указаниями…

П. Бюльман АВПР, Посольство в Константинополе, д. 3183».

«По поводу доклада члена Государственной Думы А. Ф. Керенского в вольно-экономическом обществе

(Из корреспонденции) Петроград, 13 января 1915 г.

…Докладчик Керенский нарисовал потрясающую картину беженства… «Как только началось турецкое наступление, перекинувшееся на русскую территорию, потекли к северу реки беженцев… Это не беженство, нет, это великий исход всего народа…»

Депутату А. Ф. Керенскому лично пришлось видеть отдельные моменты этого великого трагического исхода целого народа. Он видел, как по дороге шли толпы этих оборванных, иззябших, голодных, несчастных людей. По обочинам дороги валялись трупики замерзших грудных детей, брошенных матерями. Люди падали в изнеможении, но толпа в беспрестанном отчаянии шла все вперед и вперед.

Лазарету Гос. Думы пришлось встретить одну из толп этих беглецов из Армении. Начали кормить и одевать несчастных, оказали эту помощь сотням, но кругом их были тысячи и десятки тысяч…

Итак, — говорит докладчик, — на Кавказе, помимо беженцев из района русской территории, занятого одно время турками, появился целый новый народ из Армении, очутившийся в массе без средств существования. Арена для самой интенсивной общественной работы чрезвычайно широкая, нужда — вопиющая, требующая немедленного удовлетворения…

«Кав. Мысль», 20 января 1915 г.»

«Армянские беженцы
(Статья графини Александры Толстой) Игдырь, 26 января 1915 г.

Судьба занесла меня в Игдырь, маленькое, грязное армянское местечко у подножья Арарата, куда я приехала работать с 7-м полевым врачебно-питательным отрядом Всероссийского земского союза.

Мы прибыли сюда недавно; развернули госпиталь на 45 кроватей в помещении земской больницы, предоставленном в полное распоряжение отряда, устроили амбулаторию в палатке для приема местного населения, поставили несколько палаток для персонала и под склад…

…Вчера к нам обратились члены местного армянского комитета помощи беженцам с просьбой принять в госпиталь несколько человек беженцев-армян с переломами рук и ног. Мы не имели возможности исполнить их просьбу, так как госпиталь оборудован исключительно для больных воинов, но персонал нашего отряда постарался, насколько возможно, облегчить их участь. Врачи посетили их, назначили лечение и распорядились накормить тех, которые не имели своей пищи.

Большинство беженцев — женщины и дети. Мужчин очень мало — несколько стариков. Грязные, истощенные, почти все больные, едва прикрытые какими-то яркими, цветистыми и грязными лохмотьями, люди эти производят ужасающее, угнетающее впечатление! И подумать только, что, таким образом одетые, они должны были сделать 150-200 верст, причем им пришлось переваливать через горы, где снег лежит на аршин и где 15-20 градусов мороза!»

«Католикос Геворк V Министру иностранных дел России С. Д. Сазонову
Телеграмма 7 апреля 1915 г.

По полученному телеграфному сообщению, подтверждаемому другими источниками, происходит резня беззащитных, обезоруженных армян — Эрзеруме, Держане, Зейтуне и окрестностях; кровавые столкновения — Битлисе, Ване, Муше; насилия, грабежи, убийства — Эгине, Киликии, экономическое разорение всего армянского народонаселения.

Паства моя волнуется.

Убедительно прошу Ваше Высокопревосходительство не отказать в дальнейшем гуманном покровительстве и защите моему народу в этот критический момент, спасти всеми зависящими мерами невинно погибающих христиан. Удрученный леденящими душу вестями, одновременно обращаюсь телеграфно к нейтральным державам: президенту Соединенных Штатов и королю Италии с просьбой о защите избиваемого мирного населения.

Почтительно прошу, найдите возможным соблаговолить поручить Вашим послам в помянутых государствах воздействовать во имя христианства и гуманности на правительства последних в целях прекращения избиения армян и бесчинства в Турецкой Армении.

Верховный патриарх, Католикос всех армян Геворк V АВПР, Политархив, д. 3508, л. 4»

«Воззвание общественных и научных деятелей Швейцарии
Перевод с французского Женева, [сентябрь-октябрь] 1915 г.

В то время как война, поглощая все силы великих народов Европы, приковывает к себе внимание мира, Турция стала ареной событий, сопровождающихся зверствами, перед которыми бледнеют злодеяния, совершаемые ныне в других местах или совершенные ранее в этой стране.

Речь идет о систематическом истреблении всего армянского народа с твердым намерением установить в турецкой империи исключительное владычество ислама. Сотни тысяч армян вырезаны или же подверглись массовой высылке из своих городов и сел. Перевезенные в пустыни Месопотамии и в другие края, они гибнут в нужде и нищете. Очень многие, особенно женщины и дети, вынуждены принять магометанство.

Эти факты установлены показаниями беспристрастных очевидцев, в силу своего характера и положения заслуживающих полного доверия.

Мы, нижеподписавшиеся, обращаясь к швейцарскому правительству с призывом оказать материальную помощь оставшейся части несчастного армянского народа, хотим привлечь внимание всего мира к этим фактам и призываем общественное мнение всех стран принять соответствующие меры, чтобы со стороны тех, кто мог бы оказать влияние на Константинополь, была немедленно осуществлена защита уцелевших армян.

[Следуют 100 подписей] АВПР. Политархив, д. 3492, л. 15»

«Во время высочайшей аудиенции (без посторонних лиц), данной в Тифлисе Государем Императором Николаем II Католикосу в ноябре 1914 г., Его Величество заявил, что «армянский вопрос будет разрешен согласно ожиданиям армян по окончании войны, во время переговоров о мире», – из записки доктора Я. Завриева, предоставленной послам России в Лондоне и Париже.

В переговорах о мире Государь Император не участвовал по техническим причинам.

Три десятилетия во внутренние дела Османской империи никто не вмешивался.

Трудно поверить, что уничтожение двух миллионов человек можно держать в тайне почти тридцать лет. К тому же, 600 тысяч смогли бежать из страны и рассеялись по всему миру – унося с собой свою беду.

Военные советники союзной Германии отправляли домой письма: простоватое описание своего быта, работы, диковинных обычаев чужой страны, уничтожения армян… В конце – обязательные поклоны близким и обещания счастливой встречи. Фотография улыбающегося героя на фоне растерзанных, обезображенных трупов.

Но геноцид прекратился только по причине падения режима младотурок.

После поражения Турции в Первой мировой войне лидеры партии младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию в пагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военным преступникам обвинений было и обвинение в организации и осуществлении резни армян Османской империи.

Однако это случилось только после поражения Турции в войне. После того, как «армянский вопрос» был уже близок к решению. И, кстати, после того, как большинство лидеров младотурок бежали из страны, так что смертный приговор им был вынесен заочно.

Погромы и массовые расправы продолжались на территории вновь провозглашенной Армянской республики во время вторжения турецких войск и на территории Азербайджана до 1923 года.

Армению в это смутное время переманивали друг у друга США и Советская Россия, наперебой обещая помощь. Но это уже другая история совсем другой страны.

Дела давно минувших дней?

Только в 1965 году, в 50-ю годовщину геноцида, власти Советской Армении разрешили строительство мемориала в Ереване. Постройка мемориального комплекса была в основном завершена через два года, хотя отдельные его элементы достраивались вплоть до середины 1990-х годов.

44-метровая стела символизирует возрождение армянского народа. 12 плит, символизирующие собой 12 потерянных провинций, входящие в настоящее время в состав Турции, образуют конус, в центре которого, на глубине 1,5 метров горит вечный огонь.

Рядом со стелой находится стометровая стена с названиями городов и деревень, в которых происходил геноцид.

В 1995 году в другом конце парка был открыт музей-институт геноцида.

24 апреля каждый год сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу в парке Цицернакаберд и возлагают цветы (обычно гвоздики и тюльпаны) к вечному огню.

Усилиями армянской диаспоры по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида.

Они помнят.

Между Арменией и Турцией до сих пор не установлены дипломатические отношения.

14 октября 2009 года президент Армении впервые за все это время совершил визит в Турцию, не официальный, не государственный – посетил футбольный матч между сборными Армении и Турции в городе Бурса. Автобус с армянскими журналистами, сопровождавшими президента, жители Бурсы забросали камнями.

Они тоже помнят…

Термин «геноцид» был впервые введен в обиход в начале 30-х годов XX века польским юристом, евреем по происхождению, Рафаэлем Лемкиным, а после Второй мировой войны получил международный правовой статус, как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества и не имеющее срока давности.

Акты геноцида в истории человечества совершались неоднократно, начиная с древнейших времен. Геноцид армян – первый геноцид XX века. Потом был Холокост.

Сумгаит, Баку, Сухуми. Убийство туркменской девочки в Москве.

Не те масштабы – конечно!

Но в основе – политическая целесообразность.

А мы спорим, был ли Голодомор в Украине геноцидом. Была политическая целесообразность.

Поэтому никого и ничто не защищает от повторения…

Упокой, Господи, души рабов Твоих и прости им все согрешения вольные и невольные и даруй им Царствие Небесное.

?