Журналист должен быть непредвзятым. Никаких комментариев, только факты… Такую установку я давала себе, когда шла на съемку, к суду. Потому что профессия обязывает. Читатель сам определит предпочтения, мое дело предоставить ему для этого полную информацию. Никаких политических окрасок. Неважно кто на кого нападает, БЮТ на ПР или ПР на БЮТ. Нужно показать и рассказать обо всем. Честно.
19 апреля в Апелляционном суде Харьковской области началось предварительное судебное заседание по уголовному делу о финансовых махинациях с помощью корпорации «Единые энергетические системы Украины», в которых обвиняют экс-премьер-министра, лидера ВО «Батькивщина» Юлию Тимошенко.
Моя задача – атмосфера вокруг суда. В здании работала коллега. Я каждые полчаса отзванивалась в редакцию и не позволила себе ни одного эмоционального замечания. Не хотела перегнуть, уйти от главного профессионального стандарта репортажной журналистики «объективность». В городе и так будет достаточно перекошенных репортажей. В обе стороны. Я даже тут не стану говорить о собственных политических предпочтениях. Да, в общем-то, их нет. Мои личные ценности просты, как двери. Оскал – плохо, улыбка – хорошо, орущий хам – ужасно, приятный собеседник – прекрасно (и так дальше, вне всякой зависимости от цвета флагов, формы носа, высоты статуса, толщины кошелька)
Первое, что я увидела, когда подошла к площади Руднева, – группа девушек на скамеечке. Девушки – мои бывшие сокурсницы (пед.универ). Одна из них, сразу, по-дружески призналась: «директор сказал, что надо прийти». За кого? (уточнила я). Ни за кого, говорит, – против Юльки.
Где-то по-человечески, я могу ее понять. Наверно. Мне просто неприятна сама по себе ситуация быть «заставленной». Вообще, в принципе. Юльки, Витьки, бог с ним. Идти по приказу, куда бы-то ни было, это отвратительно. Но люди разные. Обстоятельства разные. Наверно..
Дальше хуже. Народ условно поделился на два лагеря, одни с символикой БЮТ, другие (через кордон милиции) с государственными флагами и плакатами «Юлю на нары». Никогда не понимала этого парадокса. Люди одни и те же, социальное положение, возраст, национальность. И желания у них одинаковые – лучше жить. И те, и другие давятся в одних и тех же маршрутках, едут по одним и тем же раздолбанным дорогам, лечатся в одних и тех же убогих поликлиниках. По сути их ничего не разделяет на «лагеря». Однако они делятся. Всегда удивляюсь.
Так вот. В бело-красном «лагере» люди улыбались, махали в камеру, спрашивали «где себя смотреть». В сине-желтом – отворачивались, возмущались, спрашивали «какое имеете право снимать».
Ну, как быть непредвзятой?? В бело-красном мне предложили воды (я снимала восемь часов, примелькалась участникам акции, пожалели) В сине-желтом – дважды схватили за объектив с криком «не снимайте меня». Я очень, очень не люблю, когда кто-то лезет пальцами в объектив. Не надо, товарищи! Я нормальная барышня и адекватно реагирую на просьбу «пожалуйста, не фотографируйте меня, я не хочу попасть в кадр». Нет ни одного человека, чье лицо оказалось бы в ленте после таких слов.
И наконец, эти нападения на палатки… У меня ровно один вопрос: ЗАЧЕМ??? Ну, правда. Стоят себе люди с палаткой – вы не разделяете их политических взглядов, они ваших – так бывает. Но зачем демонстрировать откровенное хамство? Среди журналистов было много иностранцев. Одна девчонка из немецкой газеты бегала возле меня с широко открытыми глазами, повторяя «what happened – what happened»? Ну не поймет, бедолага, что случилось? С этой страной, с этими людьми. Та я и сама, если честно, не пойму…