Третье продолжение первой прогулки

Всем привет, кто оказывает честь моему блогу. Кому несложно, черкните короткий комментарий, хотя бы одно слово «читал». А то ведь я разогнался в очень длительное путешествие, которое в одиночку не одолею. Пишите.
А прервали мы прогулку на перекрестке, с которого начинается Московский проспект. Идём дальше. Дом на левой стороне этого перекрестка весьма примечателен!. Самый древний на  

этой площади. Сооружен в 1849 г. архитектором Р.Даниловым. Назывался Братским домом, т.к. служил временным пристанищем для приезжающих в Успенский Собор лиц духовного звания. Нынешний вид обрел в 1900г. Удачный случай, когда достройка выполнена настолько органично, что заметить её можно только зарания зная об этом. Достаточно назвать «Восточные сладости» и большинство коренных харьковчан сразу вспомнят этот необыкновенно красивый дом. Кстати, до «Восточных сладостей» здесь был кондитерский магазин Жоржа Бормана, построившего знаменитую харьковскую кондитерскую фабрику. На этой площади ещё один его магазин уже более 100 лет радует харьковчан и не только своими сладкими шедеврами, но и прекрасным интерьером в стиле «елисеевского» ампира. Да, вы правы – это «Медведик». Следующим на нашем пути будет здание, известное, как лекторий общества «Знание». Была когда-то такая просветительская организация. Совсем недавно. Кстати, знания они распространяли подчас такие, которые не всегда совпадали с «генеральной линией».
Первоначально в этом здании в самом конце 19 столетия обосновался Коммерческий банк. Он первый из целого каскада банковских дворцов по этой стороне площади с частичным заходом на Сумскую улицу. А.Н.Бекетов, правда, создавал этот проект для Азовско-Донского банка. В 1914 г. здание было перестроено под другое финзаведение. А лекторием я его помню со своих школьных лет, т.е. с 60-х годов. Диспуты физиков и лириков, кинолекции Калитиевского, выездные заседания клуба «Двенадцать стульев» от «Литературной газеты». Всего не перечесть. Но это уже прошлое и моё и моей страны. Сейчас здесь опять банк. Тоже коммерческий, но «Укрсоцбанк».
 
А дальше по ходу нас ждет сильное разочарование. Все знают дом, где уже многие годы располагается магазин «Чаривниця».

Вы, конечно, догадываетесь, что не таким его построили в 19 веке. Вот фрагмент его несохранившегося фасада

А таким он был от рождения. Три этажа вместо четырех нынешних. За сто с лишним лет мог и поболее вырасти. «Кожу» сменил напрасно. Конечно, чем восстанавливать ляпоту, проще в пластик завернуть. Смотрите, мол, какой современный, отглаженный. Остаётся только удивляться. Домик–то не в спальном районе стоит, а на самом видном месте. 

Прямо против очей городского Головы. Когда это сотворили, не помню. Знаю только, что сейчас это здание занимает, по-моему, факультет физвоспитания педуниверситета. Вот такая педагогика.
В следующем за ним доме – спортзал этого же ВУЗа. Но замечателен он прежде всего тем, что один из немногих у нас создан в стиле неоклассицизма с элементами модерна, а водруженный на крыше скрипач вполне гармонирует с находящимся напротив зданием института искусств, ранее консерватории. Изначально здесь как раз и располагался Азово-Донской банк. Но это проект не Бекетова, что и видно.
   
А теперь прервем банковскую тему, т.к. подошли мы к месту, где 80 лет назад был совершен, пожалуй, наиболее громкий в нашем городе акт вандализма в припадке воинствующего атеизма. На центральной площади города, а тогда и всей Украины, был взорван Храм Святого Николая  
   
Николаевская церковь на этом месте стояла фактически со времен основания города. Первая, деревянная сгорела в 1773г. Спустя 7 лет построили каменную. 

Снимок не очень четкий, но ведь и церковь разобрали более 120 лет назад, а точнее, в 1886г. Зачем? К тому времени Харьков становится заметным губернским городом в Российской империи. Именно, в Российской, в которой модным становился русско-византийский стиль. В результате в 1896 году и появилось это пятиглавое чудо по проекту В.Х.Немкина 

Банков рядом ещё нет и в помине. Так что это фото сделано вскоре после его постройки. Дальше Собор без восторга, но всё-таки пережил революционные события 17-го и начал новую

жизнь в совершенно новой стране. Он ещё не знал, что в этой загадочной стране её мрачные руководители веру и служение Богу очень скоро будут рассматривать как большой грех, для ограждения от которого необходимо максимально сократить количество заведений, где таковой совершить легче всего. Но даже в этой, а теперь уже той, стране взять и просто так снести такое сооружение, ничего не объяснив народу, не всегда решались. В данном случае опять выручил трамвай. В который уже раз! Не спорю, трамваям действительно было нелегко выруливать с 

Пушкинской на площадь, но выруливали же. Словом, снесли церквушку. Не гостиницу «Красная», что слева, и не бывший Азовско-Донской банк. 

Красота! Места стало навалом. Можно было даже кино показывать, например, про опиум для народа. Особенно в пасхальную неделю. 
Дома, что слева, – начало Пушкинской. Их снесли лет тридцать назад. На их месте недавно выкопали громадный котлован под какой-то огромный и высоченный (55 этажей) бизнес-центр. С ума сойти! Правда, пока в этом котловане будущие бизнесмены гоняют на скейтах. Кризис! 
Трамвай с Пушкинской недавно убрали. Надо бы теперь вернуть должок. Ему ведь сверху всё видно. Надежда есть. Нынешние руководители очень любят пару раз в году публично помолиться. Подождем. Свято место пусто не бывает! Или как? 
После войны часть этого пространства занял внушительный жилой дом, одним крылом выходящий на Пушкинскую, а другим на площадь. Часть первого этажа с видом на площадь занимает большая аптека, а в той, что за аркой вправо, были магазины, казино, опять магазин.  

До войны почти на этом же месте стояла одна из лучших гостиниц Харькова «Красная». Мы её видели рядом с Собором. А это она уже без соседа. 

Построили её в начале прошлого столетия и сразу она стала самой престижной в городе. Да и называлась соответственно, «Метрополь». Уже выстрились в ряд все банки. На другой стороне площади – здания Дворянского Собрания и Управы. Настоящий деловой центр самого круп-ного в этом промышленном регионе империи города. «Красной» гостиница стала в советское время. В 1943г. попала под бомбежку. По этому снимку, конечно, трудно оценить степень 
разрушения, но каркас, вроде, был цел. Всё-таки, гостиницу снесли.  

А теперь от утраченного и уже подзабытого перейдем к, слава Богу, неким чудом сохранившемуся уникальному ансамблю из четырех Бекетовских дворцов, которые, при определенной фантазии могут нас перенести или в Санкт-Петербург, или в иной стольный европейский город, потому как сотворены они Мастером.

Это групповое фото. Справа налево: Земельный банк, Московский купеческий, Волжско-Камский , Петербургский международный. А там вдали виден упомянутый ранее Азово-Донской. Как ни крути, а «тяжелое наследие» осталось-таки от нашего пребывания в составе Российской империи. Да ещё в самом центре города. Надо что-то делать! Правда, сейчас банковские функции сохраняет за собой только питерский международный. Да и то под именем «Ощадбанк» (так им «москалям»!).

Построен он Бекетовым и Величко в 1913г., последним из этой четверки. Великолепный операционный зал сохранился с тех времен именно потому, что это был всегда банк. А вот сосед слева совсем изменил свое назначение. Академический театр кукол, один из лучшихх в стране. Говорю это уверенно, т.к. и в Союзе он был среди ведущих в своем жанре. Мало, кто из харьковчан среднего и старшего возрастов не помнят знаменитые «Божественную комедию» и «Чертовую мельницу».

А этот нос рыболовецкого баркаса как раз и напоминает о Волжско-Камском банковском прошлом . 

Построен банк в 1907 г. Идем дальше. Дом науки и техники в здании Московского купеческого банка. На первом этаж был крупнейший в городе магазин «Оптика» и популярный ещё в доперестроечные времена художественный салон, множество различных офисов. Сооружен банк в 1899г.,

через год после главного бриллианта в этом колье – Земельного банка. 

А родился Земельный таким. 110 лет от роду пока не очень и заметны. Каков он внутри, не знаю. Многие десятилетия служения народному просвещению в качестве помещения для автотранспортного техникума могли по-разному отразиться на интерьере.  

Особенности эстетического воспитания будущих асов СТО, мне неведомы, но один момент из биографии дворца меня не в шутку насторожил. Дело в том, что не так давно на входе появились два льва. Конечно, учащихся указанного учебного заведения нужно держать в строгости, но вот надпись на львиных пьедесталах, сделанная, как и положено, в двух экземплярах, т.е. под каждым львом, меня просто изумила вопиющей непосредственностью (или наоборот) к.т.н. Водолажского В.П., так лихо увековечившего себя да ещё и в таком необычном обличии. Львам остаётся только надеяться, что гражданин Водолажский не станет доктором наук. 

Мы прошли с вами по одной стороне площади. Полюбовались банками, тяжело вздохнули на месте взорванного Храма Святого Николая, оценили влияние трамвайного движения на формирование архитектурного облика города и подошли к месту, откуда стартует в северном направлении несравненная Сумская. Но пока оглядимся здесь по сторонам  
Вправо уходит в сторону Пушкинской. Взгляд влево открывает переспективу короткий пер. Мечникова. Бурсацкого спуска.
  
  А Сумская перед нами! 

Воспользуемся этим переходом и окажемся возле упомянутого уже дома с термометром. Этот дом тоже поначалу был банком – Русско-азиатским (северным). Прямо, Швейцария какая-то! Построен в 1910 году. Много раз менял постояльцев (женский медицинский, просто медицинский, какие-то институты, организации). Сейчас опять банк. А термометр как раз 
выходит на пл. Конституции. Высота циферблата около 16 метров. Здание надстроено. Видите, сначала было 4 этажа. Получилось недурно. 

На этом очень краткий визит на Сумскую завершим – длинная прогулка по ней ещё впереди А нам самое время отправиться вниз по другой стороне площади Конституции, которая отсюда смотрится очень здорово. 

Но перед этим отдохнём. До скорой встречи!