Тарифы и штрафы ударят по бедным

С 1 августа 2010 года на 50 % поднялись цены на газ для населения. Настолько же подорожал газ и для предприятий теплоэнергетики, в связи с чем тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение так же повысятся не менее чем на 20–25%. Более того, на весну следующего года запланировано еще одно 50-ти процентное повышение тарифов на газ и, соответственно, на коммунальные услуги.

 

Владимир Литвин, комментируя новые тарифы, заявил, что повышение коснется лишь 20 % украинцев, которых, по мнению спикера, можно отнести к среднему классу. По его словам, у 80 % населения будет возможность получить государственные дотации, и таким образом рост цен на коммунальные услуги большинство людей не затронет (ИА«ИнтерМедиаКонсалтинг»; 15.07.10).

Желание Владимира Михайловича успокоить народ и оправдать непопулярное решение власти вполне понятно, но цифры, которыми он оперирует, к сожалению, противоречат даже достаточнооптимистичным прогнозам правительства и официальной статистике.

Судите сами. По информации министра труда и соцполитики Василия Надраги, сегодня жилищными субсидиями в Украине пользуются в летний период 241 тыс. семей, во время отопительного сезона – 1 млн 39 тыс. семей (ЛІГАБізнесІнформ;20.07.10). При этом по его оценкам число субсидий может удвоиться. Таким образом, согласно прогнозам министра, получается, что субсидию оформят немногим более 2 миллионов семей. А это порядка 13 % (а вовсе не 80 %)населения Украины. Как же справятся с повышением остальные граждане Украины?

 Ведь согласно последним данным Госкомстата, 36,3 % украинцев имеют доход (имеется в виду  совокупный официальный доход семьи,разделенный на количество ее членов) — до 840 гривен в месяц, 48,6% — от 840до 1560 гривен в месяц, 8 %украинцев в среднем имеют доход от полутора до двух тысяч. А выше двух — лишь 7,1 % («Сегодня»; 03.08.10).  

Безусловно, здесь речь идет только об официальных доходах, а не о «зарплатах вконвертах» и ясно, что реальные доходы украинцев несколько выше, однако очевидно, что далеко не 20 % наших сограждан можно отнести к среднему классу. Так по оценкам директора социологической службы Центра им. Разумкова Андрея Быченко таковых не более10—12 % («Известия в Украине»; 15.10.09). На наш взгляд, эта цифра значительно ниже, но даже если воспользоваться приведенными данными, картина выходит удручающая. Лишь четверть украинцев (13 % тех, кто получит субсидию, и 10-12 %более-менее обеспеченных) смогут сравнительно легко перенести удар новыми тарифами на газ и коммунальные услуги. Трем четвертям – подавляющемубольшинству – придется очень и очень нелегко.

По европейским нормам обеспеченными считаются граждане, которые тратятна питание менее 20 % своего месячного бюджета. Если европеец тратит на еду более 30 % доходов, он считается материально не состоятельным.

Украинцы же уже сейчас в среднем тратят более половины своих доходов напродукты питания, а беднейшие слои населения еще до кризиса были вынуждены  «проедать» около 70 % своих доходов (NEWSru.ua; 06.05.08), понятно что ситуация с тех пор значительно осложнилась. При этом надо помнить, что людям приходится выбирать не то, что полезно или вкусно, а продукты подешевле.

Данные о тратах на питание идругих  расходах украинцев свидетельствуют о том, что огромное число украинских семей живут за чертой бедности или на ее грани, и далеко не все они смогут воспользоваться субсидией. Их и так невысокий уровень жизни станет еще более низким.

Однако и это не все. Знаменитый  Ходжа Насреддин, издеваясь над жаднымбухарским эмиром, предлагал ему ввести подать на слезы. «Подать на слезывызовет новые слезы, — говорил он, — а новые слезы  — новую подать». Решение правительства овозобновлении с января 2011 года пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальныхуслуг очень бы понравилось эмиру. Напомним, пеня за долги по ЖКХ была отменена Верховной Радой Украины в 1996 году в связи с массовыми задержками зарплат и пенсий. Пенсии-то пока что платят. А зарплаты?     

Для многих украинцев ситуация может оказаться еще более тяжелой. Один из самых болезненных вариантов —задержка зарплат в учреждении или на предприятии. Так, с начала 2010 года задолженность по выплате зарплаты в Украине выросла на 22 %.  

Рассмотрим проблему на примере нашего родного города. Ведь Харьковская область — в лидерах по зарплатным долгам, она находится на третьем малопочетном месте, после Луганской и Донецкой.  На первое июля задолженность по зарплате жителям Харьковщины составляла 152,486млн грн и долг продолжает расти («Главред»; 26.07.10)

Огромное число харьковчан сегодня официально считаются работающими, но заработной платы не видят месяцами и не могут платить даже часть квартплаты. В таком случае, если им и предоставлялась субсидия, они ее лишатся, если не предоставят справку о невыплате зарплаты. Получить такую справку часто бывает просто невозможно — разве что через суд, уволившись. Вот этим-то людям в первую очередь начнут с января начислять пеню на долги загаз и коммунальные услуги, затем — пеню на пеню… словом:  «новые слезы — новая подать»!

 Заложниками этой ситуации в Харькове стали работники многих предприятий, в том числе коммунальных — Горэлектротранса, КП«Вода» и других. Но, конечно, самый известный пример — завод имени Шевченко, где долги по зарплате составляют около15 млн грн. Местная власть уделяет явно недостаточно внимания подобным проблемам, вот и ситуацию с заводом Шевченко правительству на днях пришлось взять под свой контроль.

К слову, и. о. мэра Харькова Г.Кернес на встрече с работниками завода публично пообещал облагородить запущенный парк имени Квитки-Основьяненко, расположенный в районе завода — не самое адекватное решение в сложившихся обстоятельствах. Это слабое утешение для людей, которым нечем не то, что оплачивать все более и более высокие счета закоммунальные услуги, но и не за что покупать самое необходимое, даже продукты питания. Понятно, что такие вопросы без помощи из центра не решить, но ответственная городская власть смогла бы сделать намного больше, чем то, что делается сегодня, и помочь не только работникам завода Шевченко, а всем тем харьковчанам, по которым очередной рост тарифов бьет особенно сильно.