Я смотрю в эти «бездонные, умудренные опытом» (в кавычках ли?) глаза педагога и мне хочется писать возвышенно и … о хорошем.
Ведь само слово «педагог» означает «ведущий ребенка». И древнегреческое буквальное значение в современных реалиях наполняется иным значением. Значением жизненного проводника, который должен сеять разумное, доброе и вечное. Но придется все-таки сухо и … о наболевшем. Наша «странная страна» пронизана метастазами коррупции снизу доверху. Но именно «внизу», на уровне «рядовых божков» они приобретает самые причудливые, замысловатые и … глупейшие формы. Именно на уровне людей, которые, в действительности, ментально панически боятся всего и вся, возникают зловещие гнойники. Они находят свое выражение в параноидальном стремлении при помощи примитивных, «топорных» методов утвердить свое право «карать и миловать», возвыситься над окружающими за счет использования уже их боязни и глупости. Этот человек должен возглавлять и организовывать «учебно- воспитальный процесс», должен быть примером и ориентиром для детей. Но, видно, это для него все-таки далеко не приоритет. Важнее для него, как видится, оказывается другое. Важнее создать «животворящий» источник потенциальной коррупции. Или хотя бы не препятствовать этому. За счет чего же это можно сделать наиболее «эффективно». Правильно! Конечно же. За счет получения возможности «вершить судьбами». Пусть даже и еще совсем маленьких, но, прошу заметить, людей. «Дядя» (пардон, «тетя») «больших», конечно же, боится. Приходится «бить маленьких». Иначе никак не получается быть человеком «значимым» и «значительным». А, ведь, каждому этого, ох, как хочется. Впрочем, может и не каждому. Но, как говорится, «каждому свое». И своя «вотчина» в придачу. Хотя бы в виде «обычной школы»: харьковской, № 149. Для директора, Прокоповой Елены Семеновны. Кандидата педагогических наук, кстати. О чем это я? И даже пока не столь и сухо, как анонсировал. О пороках, о слабости, о страхах, о местечковости, о глупости, о несоответствии «высокому званию учителя»? Обо всем понемногу. Племяннику летом исполняется шесть лет. В мое время у шестилеток впереди был еще один беззаботный год. Но времена меняются. Обязательность общего среднего образования никто не отменял. Только теперь оно, как известно, 12-ти летнее и начинается в общем случае именно с шестилетнего возраста. Но это еще не все изменения. Оказывается (!) для того, чтобы попасть в первый класс школы, гордо именующейся «лицеем», но находящейся все в той же 10-ти минутной пешей досягаемости от дома, нужно … пройти собеседование. Собеседование? Ну что ж. Может и вправду психологам (или еще кому) нужно быть в курсе способностей, наклонностей, степени развития и общего состояния своих будущих воспитанников. Времена же меняются. «Все во благо», – надо так понимать. Но оказывается немного … интереснее. Оказывается, собеседование можно … не пройти. Причем ребенку абсолютно адекватно развитому для своего возраста, уже умеющему читать и писать в неполные шесть лет (впрочем, не в последнем умении ведь дело). Более того, у меня почему-то возникает подозрение (а только лишь подозрение?!), что его (то бишь) собеседование «просто так» пройти вообще невозможно. Способность «наших людей» договариваться «по-хорошему» широко известна. Как и безудержное, подчас, провоцирование такой «договоренности». Как и повсеместно распространенный правовой нигилизм. Как и благоговение перед «начальником любого уровня». Просто-напросто испуг перед ним, прививаемый долго и довольно «хорошо» привитый. Но есть «по-хорошему», а есть же и по правильному. Как это? Вот теперь придется выполнить обещание о «сухом» стиле изложения. Ведь формальная юридическая позиция требует именно этого. Хотя и основывается на банальном «здравом смысле». И еще немного на … человечности. Так уж сложилось в историческом развитии. Впрочем, историческое развитие это, ведь, не развитие отдельной личности. Она может и вовсе деградировать. Ну, да ладно… Итак. Скажу сразу. Прием в первый класс на конкурсной основе в 149 школу является абсолютно незаконным. Пусть и именуется она гордо «лицеем». Но завуалирована эта незаконность, как, наверное, кажется авторам «правовых находок», с помощью которых эта завуалированность реализуется, «превосходно». На самом же деле, снова «топорно» и юридически безграмотно. Но… работает. Причем, это же не единичный случай. А правило. Правило обмана людей, использования их безграмотности и страхов. Статья 53 Конституции Украины, в частности устанавливает: «Каждый имеет право на образование. Полное общее среднее образование является обязательным. Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего образования…». Статья 36 Закона Украины «Про образование» определяет: «Средние учебные заведения 1. Основным видом средних учебных заведений является средняя общеобразовательная школа трех ступеней: первая – начальная школа, которая обеспечивает начальное общее образование, вторая – основная школа, которая обеспечивает базовое общее среднее образование, третья – старшая школа, которая обеспечивает полное среднее образование. …». Специальный законом, регулирующим основные аспекты, связанные со средним образованием в Украине является Закон «Про общее среднее образование». В частности, ст. 9 указанного Закона определены типы общеобразовательных и иных учебных заведений. К ним относятся, в том числе: средняя общеобразовательная школа – общеобразовательное учебное учреждение 1-3 ступеней (1 ступень – начальная школа, 2 ступень – основная школа, 3 ступень – старшая школа, как правило, с профильным направлением обучения); специализированная школа (школа-интернат) – общеобразовательное учебное учреждение 1-3 ступеней с углубленным изучением отдельных предметов и курсов; гимназия – общеобразовательное учебное учреждение 2-3 ступеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профилем; лицей – общеобразовательное учебное учреждение 3 ступени с профильным обучением и допрофессиональной подготовкой; … Статьей 12 закона установлен срок обучения, который в общеобразовательных учебных учреждениях 1-3 ступеней составляет 12 лет: в общеобразовательных учебных учреждениях 1 ступени – 4 года; в общеобразовательных учебных учреждениях 2 ступени – 5 лет; в общеобразовательных учебных учреждениях 3 ступени – 3 года; Таким образом, понятно, что обучение в гимназии начинается с 5-го класса, в лицее и коллегиуме – с 10-го. Но никак не с первого. Порядок зачисления учеников в учреждения среднего образования определен статьей 18 «Зачисление учеников». Кроме прочего, в ней определено, что: «Зачисление учеников в общеобразовательное учебное учреждение производится приказом директора, который принимается на основании заявления, при наличии медицинской справки установленного образца и соответствующего документа про образование (кроме учеников первого класса)». Другим пунктом этой же статьи установлено: «Зачисление учеников в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (школы-интернаты) проводится в порядке, установленном Министерством образования Украины». То есть для зачисления ученика в общеобразовательное учебное учреждение не предполагает каких-либо конкурсов. По-сути, оно производится на основании заявления. Очевидно, таким образом, реализуются принципы обязательности и доступности общего среднего образования, закрепленные в Конституции и законодательстве. Анализируя вышеизложенное, можно отметить, что на законодательном уровне все прописано довольно логично и последовательно. Да, способности, интересы, приоритеты детей могут отличаться. Люди вообще отличаются друг от друга. Но, в общем случае, проводить данное различие на уровне начальной школы, пока эти отличия еще отчетливо не сформировались и не нашли своего отражения нельзя. Придет время, и «все тайное станет явным». Кто-то продолжит обучение в средней общеобразовательной школе, кто-то в гимназии, кто-то в лицее. Уже в зависимости от желания и возможностей соответствовать определенным критериям. И эти критерии, очевидно, уже предполагают определенный отбор. Но не об отборе же первоклассников идет речь! В общем случае. Но, опять же, есть, конечно, и особые случаи, исключения. Они, по определению, довольно редки. Но есть. И их тоже нужно учитывать. И определенным образом обеспечивать их реализацию. Таким исключением являются специализированные школы (школы-интернаты). Заметим сразу, что в законе фигурирует именно неразрывное сочетание «специализированные школы (школы-интернаты)». Но это так, к слову. Первые ассоциативные примеры, которые приходят на ум в связи с этим понятием, это музыкальные, спортивные школы и т.п. В них есть своя специфика. И, пожалуй, в отдельных случаях учеба в них может не быть показана ребенку изначально. То есть с первого класса. И обратное, их специализация предполагает максимальный эффект как раз при изначальной специализации. Не все выпускники музыкальных школ должны быть виртуозами, а спортивных – чемпионами. И чье-то желание получить именно такое специализированное образование не должно пресекаться на корню просто из-за, допустим, отсутствия определенного таланта. Но, еще раз, можно согласиться, что в отдельных случаях лучше отказать в этом изначально. То есть сами эти специализированные школы (школы-интернаты) должны быть довольно редки и отказы от принятия в первый их класс тоже. Но такая возможность должна быть предусмотрена. Резюмируя вышесказанное, по сути, обосновываем и возвращаемся к уже указанной формулировке закона: «Зачисление учеников в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (школы-интернаты) проводится в порядке, установленном Министерством образования Украины». И вот тут начинается самое интересное. Такой порядок существует. Он утвержден Приказом Министерства образования и науки Украины от 19.06.2003 г. «Об утверждении Инструкции про порядок конкурсного приема детей (учеников, воспитанников) в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (школы-интернаты)». Как ни странно, к этому документу, самому по себе тоже нет никаких претензий. Он, так же как и законы, довольно логичен и демократичен. То есть, говоря образно, и на нормативном уровне все в порядке. Но, исходя из уже озвученного принципа, чем ниже, тем глупее и бестолковее и в подтверждение всего сказанного до начала упоминания каких-либо норм вообще, «дальше» (то бишь «ниже», на уровне правоприменения) начинается обычный беспредел и оголтелое насилие над логикой и правом. Абсолютно очевидно, что все это делается сознательно и именно в целях получения влияния и, следовательно, возможности манипуляций. Пункт 1.1. вышеуказанной Инструкции гласит: «Прием детей (учеников, воспитанников) в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (школы-интернаты) государственной и коммунальной формы собственности осуществляется на конкурсной основе. Прием в общеобразовательные классы более ранних ступеней обучения, которые в зависимости от потребностей населения и местных условий могут входить в состав гимназий, лицей, коллегиумов осуществляется без конкурса». Казалось бы, опять же, безапелляционно и однозначно. Однако, «творческий подход» на местах «перечеркивает» всю безапелляционность и однозначность. Ведь, действительно, для специализированных школ (школ-интернатов) Инструкцией установлен прием в первый класс на основании конкурса в виде собеседования. Следовательно, возможен и отказ. И «использование» этой «лазейки» вовсю практикуется. Очень многие вдруг ринулись быть «специализированными», оставаясь по своей сути обычными школами и использовать возможность отказа в приеме напропалую. «Редкая редкость» вдруг стала «обычным правилом». Если бы я на этом и окончил свой «юридический экскурс», то все сказанное мной осталось бы не более чем оформленными эмоциями с элементами «жалобы на юридическую казуистику». Логика логикой, эмоции эмоциями, а возможность формального использования права в своих целях никто не запрещал. Можно было бы, пожалуй, посетовать на несовершенство законодательной и нормативной базы, предложить их скорректировать и несколько изменить. И …все. Но все «как обычно, так, но немного не так». Точнее, совсем не так. Дело в том, что «специализированность» очень многих общеобразовательных учебных учреждений, которая приобрела масштабы эпидемии, является мимикрией не только по сути, но и формально. В том числе и той конкретной, харьковской №149, школы, о которой идет речь. И то, как это притворство пытаются маскировать, свидетельствует лишь об одном – те, кто это делают, отчетливо понимают, чем занимаются. И, надо полагать, зачем, тоже отдают себе отчет. Все-таки, законодательство прописано достаточно качественно. Очевидно, что ни какой-либо статус, ни тип учебного заведения нельзя себе присвоить самостоятельно или по «доброй воле» «кого-нибудь». Данный нюанс должен быть четко урегулирован. И он, действительно, четко урегулирован. П. 3 ст. 11 Закона Украины «Про общее среднее образование» прямо указывает: «Решение об образовании гимназий, лицеев, коллегиумов, специализированных школ (школ-интернатов), учрежденных в коммунальной форме собственности, принимаются по представлению соответствующих органов управления образованием Советом министров Автономной республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями». В отношении очень многих учебных заведений, которые устраивают всевозможные конкурсы по приему детей в первый класс, таких решений просто не существует. И у них нет никаких оснований, считаться на уровне 1 ступени специализированными школами (школами-интернатами). Не хотелось бы углубляться в юридические дебри, но, к примеру, Устав и «Правила конкурсного приема в лицей № 149», заботливо представленные к обозрению в разделе «Для родителей» на сайте «лицея» (http://www.lyceum149.edu.kh.ua/dlya_batjkeev/) откровенно и юридически «коряво» пытаются замаскировать данный «ляпсус». Они оперируют юридическими понятиями, которых просто-напросто не существует (например, «специализированный класс»), пытаются скрыть действительность с помощью откровенных несуразностей и т.д. и т.п. Устраивая же конкурсный отбор первоклашек, и прописывая прямо это в своих внутренних документах, такие учебные заведения нахально прямо нарушают закон. А, следовательно, ответственные лица должны нести за это наказание. Dura lex, sed lex, как говорится.