Харьков недолгое время был столицей Украины, но, утратив этот статус, приобрел много новых «столичных» статусов.
Статус студенческой столицы принадлежит Харькову оправданно. Исходя
из демографических данных, в городе проживает 1млн 480 тыс. жителей, из
них более 300 тыс. – студенты, то есть пятая часть. Если это количество
умножить на энергию молодости и амбиций, объединенную общими
интересами, то образуется мощнейшая сила, способная кардинальным
образом влиять на жизнь города.
Но в реальности все далеко не так.
Примером является ситуация с организацией образовательного процесса
во многих учебных заведениях Харькова. Исходя из европейских традиций,
студенты обладают значительными полномочиями в организации учебного
процесса и повседневной жизни. Процент их представителей в органах
управления (ученых советах университетов, факультетов т.п.) весьма
значителен. Одно право приглашения на работу профессоров чего стоит!
Эта система прав и свобод гарантирует не только высокое качество
образования, но и воспитание полноценных граждан демократического
государства.
Исходя из европейского вектора Украины, такую систему внедряют и в
наших учебных заведениях. Но процесс сталкивается с пресловутыми
«украинскими реалиями», в частности, со старыми методами
административно-командной системы.
Руководители ВУЗов, как никто другой, в полной мере олицетворяют
статичность и консерватизм системы и подходят к «содействию» в
организации студенческого самоуправления исключительно со своей точки
зрения. Она заключается в незыблемом превосходстве преподавателя над
«неполноценным» студентом, права которого реально никого не интересуют.
Вызывается какой-нибудь «отличничек» и его просят-приказывают
организовать орган самоуправления под чутким руководством «взрослого»
куратора. При этом, отказ чреват студенту репрессивными «оргвыводами»:
минимум – впадание в немилость, максимум – отчисление. Существуют и
исключения, когда инициатива студсамоуправления поощряется
руководством, но только до тех пор, пока это самоуправление не мешает
ректору править. Тогда на студента немилость обрушивается неожиданно и
нежданно. Не помогают ему и изжившие себя профсоюзы.
В итоге, наше студенческое самоуправление получается очень даже
управляемым. Страшно то, что колыбель свобод и прав – университеты – не
учат студентов быть сознательными гражданами.
В таких обстоятельствах остается призвать студенчество быть самими
собой – свободными, инициативными и уверенными, способными
самостоятельно защищать свои права. Пусть не сейчас, но в ближайшем
будущем.