Пятое продолжение первой прогулки

      К сожалению, почти два месяца не мог добраться
до сети. Таковы обстоятельства. Но всё же постараюсь вернуться к более коротким
интервалам.  Прогулку по центру думаю
завершить через неделю и  тогда двинем вразвалочку
по Сумской.  А по ней иначе нельзя. Не
получается.

       Немного отступлю от прогулки. В начале мая был
на фотовыставке «Харьков военный» в саду Шевченко. Есть новые фотографии. Но
проекту уже 15 лет и его концепция не меняется. Может это и хороший
консерватизм, но мне кажется, что подача фотоматериала со связующим текстом давала
бы больше возможностей для раскрытия содержания самих фотографий. Что-то вроде
экскурсии с экскурсоводом. Сотворить бы такой вернисаж к Дню города! Только
подумал, а фантазия уже разгулялась.  Прогулка по центру – вокруг памятника «Пятеро
из ломбарда…», по Сумской –  на площади
фонтанов, Лопанское заречье – на 
Полтавском Шляхе в районе круглой площади  и т.д. 
Есть ли подобное в других городах, не знаю, но, думаю, вряд ли. Я,
конечно, в книге отзывов об этом написал, но не думаю, что организаторы её
читают. А для нашего города, который только пытается стать туристическим
объектом, фишки ох как необходимы. Да и ЕВРО-2012 не за горами. На днях вот
направил Юрию Владимировичу Янко, главному дирижеру Большого симфонического
оркестра нашей филармонии и заодно  её
директору через его блог  скромное
предложение провести концерты на плоту в районе слияния двух наших великих рек.
Представляете, теплый летний вечер и прекрасная музыка в центре большого
города. Янко  ответил, что не против,  если я обеспечу подходящим плотом. А у меня,
как назло, нет. И он прав. Был ночной концерт в метро –  вот вам платформа от господина Мусеева, для выступления
на Южном – большой зал харьковского вокзала от Остапчука. Теперь Ярославский
дарит на вечерок не достроенный ещё терминал аэропорта. Тенденцию замечаете:
под. землей, на земле и почти в небе. Так что пора на речку. Где бы плот
раздобыть?  Представляете, всю навигацию
плот задействован под. любые формы профессиональной и любительской концертной
деятельности. И всё это в самом центре города, без всяких помех городскому
наземному транспорту. Да-а, что-то меня понесло! Пора возвращаться на маршрут.

     Если вы помните, мы пришли на славную и
древнюю улицу имени .Г.Ф.Квитки-Основьяненко. И попали на неё через Советский
переулок, довольно мрачноватый и вечно забитый автомобилями весьма престижных
моделей. Деловой народ города решает здесь свои и чужие  важные  и неважные проблемы. Как-то попал сюда во
время сессии горсовета. Тот ещё автосалон!

                        
                  

 А вот Шляпным  переулком он выглядел очень даже симпатично.
Пожалуйста, отпечаток 99-летней давности

 

Первый дом слева цел и невредим. Долгое время в нем был
магазин  букинистики и изданий по
искусству. А это ещё более ранний снимок, из 19 века. Снято с противоположной
стороны.

 

Почему переулок назывался Шляпным, догадаться не сложно. Селился
тут такой народ. Шили шляпы и тут же их продавали. Благо, вокруг были одни
базары. Переименовали его  в Советский
одновременно с появлением  лозунга:
«Советское – значит лучшее». Шляп, правда, это не касалось. 

   Итак, улица имени
Григория Федоровича Квитки-Основьяненко, великого харьковчанина, а вернее
харьковца… Пару столетий назад совсем не бедная купчиха Аграфена Васильевна
Горяинова, урожденная Тамбовцева, рано овдовев, приложила всю свою
неисчерпаемую энергию (сомневаться не приходится – к 17 годам успела родить троих
детей) и  приобрела у помещиков
Андольских (из греков) усадьбу, которая располагалась как раз в этом месте.
Перепланировала её под. строительство торговых рядов и проложила улочку в тихом
центре, которая стала называться Горяиновским переулком. В те почти ещё средневековые
(преувеличил, конечно) времена  вопросы
наименования улиц, слава Богу, не требовали согласований в топонимических
комиссиях, а то б имели мы сейчас и  Коцарскую,  и Чеботарскую, и Рымарскую. Да и вообще только
в 1805 году по указу губернатора Бахтина харьковские улицы стали получать
официальные имена, а номера домов появились и вовсе в конце 19 века. Удивляться
не стоит, ведь ко времени открытия университета в городе, который уже сорок лет
был в статусе губернского,  проживало
всего около 30 тысяч человек…

       Перекресток
Советского переулка с улицей Квитки-Основьяненко, откуда не глянь, один из
красивейших в Харькове. К тому же за пару веков он не очень-то и изменился. Для
его осмотра можно спокойно расположиться 
в центре, на проезжей части – машины здесь не проносятся и даже не проезжают,
а медленно передвигаются и пешеходы на равных участвуют в этом неспешном процессе.
Начнём  со сказочного домика, который
появился здесь  значительно позднее
остальных, в начале 20 века. Построен он для богатого купца А.Штейфона и,
видимо, причудливые формы верхней части здания удовлетворяли  каким-то фантазиям заказника. В некоторых
источниках  творцом этого здания называют
Б.Н.Корнеенко, но я сильно не уверен в этом. Хотя то, что он построил в нашем
городе, говорит о его широком архитектурном диапазоне. Сравните: ломбард на
Университетской ( исторический музей), цирк «Муссури» (тихо разрушающаяся
музкомедия),  Крестьянский дом на
пл..Р.Люксембург (БТИ). О! Этот дом  как
раз чем-то и схож с рассматриваемым теремом. Посмотрите. Так что, может,  и правда 
именно Корнеенко  соорудил его вот
таким  сто с лишним лет назад!                                                                                                                     

 А сегодня каждый из
нас, глядя на него, может убедиться в справедливости известной фразы:
архитектура – это застывшая музыка.

 

 Стоя по-прежнему в
центре перекрестка, обратим взор правее на здание очень классического стиля, в
котором строили торговые и гостиные дома и дворы по всей Российской империи

 

 Большие арочные
окна-витрины по всему первому стажу – визитная карточка таких зданий. На другой
стороне улицы ещё одно похожее и такое знакомое сооружение

 

Этот дом Аграфена Васильевна построила для себя. Не весь,
конечно.  Здесь были и магазины и
склады.  По тем временам, а построены оба
дома в 1824 году,  это были серьезные
проекты. Ведь и сейчас они украшают улицу. Во всяком случае этот , который в
1974 году был реконструирован  в ресторан
«Старе мисто», и сразу принял на себя значительную нагрузку  по удовлетворению нарождающейся  тяги горожан к новым стандартам отдыха. Так
нам казалось.  Оба дома построил  городской архитектор Степан Чернышов,
личность в городе весьма заметная. Именно в честь его была названа улица
ЧерныШОВская, ныне именуемая Чернышевской. Вот так-то! Если спуститься вниз по
переулку и заглянуть как бы во двор, то увидите флигель, где и жила Аграфена
Горяинова.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

  Теперь здесь
ресторан «Шарикоff» и я, понятно, не буду объяснять в честь кого он назван.

 А ещё чуть ниже –
памятник Григорию Федоровичу Квитке-Основьянеко.     

 

     Рассмотрим поближе скульптурный портрет  человека, который принял живейшее участие в
таких эпохальных для города проектах (тогда, конечно, так не говорили) –
организация и руководство первого театра, основание института благородных
девиц, выпуск первых в Украине  литературных журналов «Харьковский демокрит» и
«Украинский вестник» и это всё на фоне блистательной литературной деятельности.
К тому же он четырежды избирался Предводителем дворянства Харьковского уезда.

 

Смотрит он на западный фасад Дворца Труда и, кажется, с
грустью отмечает, что дело просветительства широких народных масс, чему он  посвятил жизнь, на рубеже тысячелетий
оказалось не очень-то и востребованным..

Здесь, собственно, улица и заканчивается. Раньше она
венчалась аркой Горяиновских ворот,

                     

которые всем своим видом зазывали люд в торговые ряды.
Неплохим маркетологом (это я я по-научному) 
все-таки была Аграфена Горяинова! 
Но ворот давно нет (их снесли ещё при строительстве доходного дома
«Россия» в 1916 году), по площади им.Р.Люксембург мы уже погуляли и поэтому
вернемся на исходную – на перекресток. Конечно, стоя здесь, трудно не заметить
ещё одно сооружение – Успенский Собор,  

 

но, так как  войти в
него можно только с Университетской, там и поговорим. Совсем скоро. А пока
давайте оценим совершенно новый объект , буквально втиснутый в узкое
пространство между тыловым  входом в «Детский
мир» и старинным домом, в котором долгие годы был популярный магазин, по-моему,
«Кулинария» (точно не помню). В центре сейчас понастроили немало домов, авторы
которых надеются на высокую оценку потомков, но в данном случае получилось вроде
удачно. Смотрится! Само здание принадлежит горсовету. И потому так и  тянет на плагиат: «Ай да Добкин, ай да сукин
сын!» или, скажем, ай да  Кернес, но всё
равно  сукин  сын!

 

Нельзя не отметить и это заметное здание – Строительный
техникум.

 

          В левом
крыле, против высокой ели был очень известный магазин «Академкнига».  На этом пятачке в 60-е и 70-е годы тусовались
 и объединялись в стихийные группы лабухи
для разных форм полузапрещенной, но вполне легальной концертной деятельности.
Вообще, здесь располагался как бы духовный центр города. Магазины «Ноты» (угол
Советского и пл.Конституции), 
«Академкнига», букинистический 
притягивали сюда творческую молодежь разных возрастов.  Неподалеку и очень кстати находилось весьма
приятное заведение, именуемое в народе как «Рабочий  буфет». Вот  этот дом, который и известен широким народным
массам только  благодаря гостеприимному
буфету.

 

 Сам же дом я только
сейчас и рассмотрел на этом фото. Не примечательный – общежитие рабочей молодежи
 авиазавода. Отсюда и народное название
буфета. Против него ещё один жилой дом. Я бы его и не вспомнил, да случилось в
нём со мной небольшое приключение. В середине 60-х годов я работал в
энергосбыте «Харьковэнерго», менял электросчетчики по квартирам. Получил наряд
в этот дом с пометкой, что абонент глухонемой. Пришел, дверь оказалась
приоткрытой, толкнул её и увидел на пороге хозяина, сунул ему удостоверение и
как мог, жестами объяснил, кто я. Быстро выполнил работу и стал письменно
излагать на бумаге хозяину, что ему делать дальше. Наша «беседа» подходила к
концу, когда в комнату вошла хозяйка и спросила:

  
– Вова, а кто это у нас в гостях?

  
Я уже начал медленно открывать рот, когда услышал от хозяина:

  
– Да вот прислали электрика, а он глухонемой.

 
Надо сказать, что последующие секунд двадцать я сидел с широко открытым
ртом и вполне соответствовал диагнозу, поставленному хозяином.  Когда же я заговорил, уже он от удивления
начал смеяться  да так громко и нервно,
что в квартиру явился сосед , как выяснилось, совершенно глухонемой. Оказалось,
это он давал заявку по просьбе соседа  нашему диспетчеру, придя  лично в энергосбыт. Вот такая была со  мной история на этой улице, тогда ещё на
Уфимском переулке.

  
Всё! Дальше выход на Спартаковский переулок и налево к Покровскому
монастырю. 

Далi буде.