Центр – понятие в нашем городе чисто трамвайное. Помните: «Трамвай идёт через центр»? Не помните – значит вы достаточно молоды. На заре рельсового транспорта все маршруты пересека-лись здесь, на Пролетарской, а тогда ещё Сергиевской площади. Вот она – красавица! Ни одного эдания. Всё снесено могучим ураганом!
Впрочем, кое-что и появилось. Монумент, воздвигнутый к 10-летию Независимости, как раз и есть это самое кое-что. Не более. Судите сами.
Территориально скорее он относится к соседней площади, которая им. Розы Люксембург да и на достопримечатель-ность не вытягивает, как и сама наша независимость. Пока не вытягивает.
А ведь какие-то 100 с лишним лет назад во времена так называемого «доисторического материализма» с этой же приблизительно точки открывалась совсем иная картинка.
То, что это одна и та же площадь, молча , но конкретно подтверждают виднеющиеся вдали купала церквей Покровского монастыря. Слева был Фруктовый ряд, за ним по этой же стороне-Московский. Справа, где сейчас широкий тротуар перед живописным склоном Университетской горки, распологался Шубный, а вот там за лестницей, которую отсюда и не видать, стояли торговые помещения Сергиевского ряда, названного в честь губернатора Сергея Кокошкина. Отсюда с середины 19 века и название самой площади.. В центре площади – часовня в честь Александра Невского. В конце 20-х годов так недавно ушедшего века она чем-то не приглянулась эстетам от новой власти и они её…
Впрочем, может именно так уже в те годы начиналась не прекращающаяся до сих пор безуспешная борьба с транспортными пробками. С правого берега Лопани как раз хорошо видно место расположения этой часовни и то, насколько она в те времена мешала огромным транспортным потокам.
Теперь разберемся с каждым из торговых рядов в отдельности. Какими они были и куда же подевались. Это интересные истории.
Первым исчез Шубный. Вот он.
Как по мне, может и правильно, что его снесли. Но вот то, что «пряталось» за спиной снесенных магазинов и явилось к очередному Первомаю взорам обывателей, меня даже сейчас, спустя много лет, приводит в состояние необъяснимой тревоги. Вновь построенная лестница и обновленный склон к праздникам декорировались под корабль, ведомый вождем и отцом всех народов . Из иллюминаторов несколько испуганно выглядывали вожди второго плана. Отсутствие волны за бортом рождало в их головах нехорошие догадки, которые и подтвердились вскоре для большинства.
Вождя узнали? Правильно. Слева, наверху за штурвалом. А где же ещё?
Теперь украшения попроще.
А многие ведь еще помнят, как каждую весну здесь «высаживали» Ильича в доказательство его вечной живучести
Вот он расцвел уже и в очередной раз напомнил о себе и про нашу мету, слава Богу, недостигнутую «нынешним поколением советских людей», как и предыдущим.
Значительно романтичнее история исчезновения Фруктового ряда. Он располагался вдоль левого берега Лопани прямо против Шубного.
Здесь как раз видны прибрежные торговые помещения. В ближнем круглом здании первоначально располагался балаган с панорамой «Голгофа» (из Киева привозили стометровое полотно с известным библейским сюжетом), а позднее, но ещё до революции – кинотеатр, кажется, «Форум» или «Маяк». Заканчивался Фруктовый ряд у Лопанского моста.
Весь этот ряд, возведенный в самом конце 19 века, – творения А.Бекетова и всем им повезло не больше, чем часовне. Их тоже снесли в 30-е. Дело в том, что стольный город решили сделать судоходным. И правда, какая столица без приличной реки? У одних Сена, у других Темза и обязательно с пароходиками. А пароходикам нужны пристани. Так и пал весь этот торговый ряд жертвою навязчивой идеи введения пароходного сообщения в нашем до этого сршенно не судоходном городе. А вместо него появилась доныне сохранившаяся пристань.
Говорят, до войны действительно какое-то судоходство у нас было. Но столица переехала в Киев, затем была война… Обратите внимание на дом справа. Это известный Дом Павлова, но о нем чуть ниже. Просто запомните, что стоял он на месте, где сейчас торчит упомянутый уже монумент. Виднеется колокольня Троицкой. На месте торгового дома «Павловский» совсем иное здание. Нынешнее будет получше.
Идея судоходства неожиданно возродилась в наши дни и в 90-е годы изумленные горожане увидели у этой же пристани довольно большой, как для нашей реки, теплоход «Ласточка».
Красивый, правда? Он даже плавал. У нас ведь еще две пристани с довоенных времен остались. Войну они перенесли стойко, а вот мирное лихолетье привело одну из них (Благовещенскую) в отчаяннное состояние.
Но вернемся к «Ласточке». Подергавшись некоторое время вправо и влево, но, так и не обнаружив подобающих своему судовому классу вод-ных просторов, теплоход с нес-колько необычным для водной стихии названием встал, как ему казалось, на вечную стоянку у главного харьковского причала. И хотя для нашего города «Ласточка» не менее легендарна, чем «Аврора» для Питера, судьба её оказалась куда печальнее. Она сгорела на работе. В прямом смысле. А работала «Ласточка» обыкновенной кафешкой. Жалко. Все-таки грехов, сравнимых с авроровскими, за ней не числилось.
Но, я уверен, при такой живучести этой идеи судоходству в Харькове быть.
Итак, мы разобрались с Фруктовым рядом. Теперь то место, где он был, выглялит предельно просто.
Кстати, если считать, что Фруктовый начинался у такого солидного Лопанского моста, то заканчивался у совершенно деревянного Конторского. А вот и он…