Видите там за рекой церковь? Рождества Христова. Её тоже снесли. И правда, что ей делать на совершенно безбожном углу Краснооктябрьской и Энгельса. На её месте разбили сквер. Вообще, истории возникновения большинства харьковских скверов неразрывно связаны с самыми печальными моментами в судьбах церквей, дворцов и иных знаковых исторических объектов Харькова. Вознесенская (на Фейербаха), Михай-ловская (возле Клуба строителей), Свято-Духовская (не доходя ДК «Победа»), Воскр-сенская (площадка перед цирком), Сестер Мироносиц (за стеклянной струёй), Иоанна Предтечи (против завода Шевченко)… Продолжать?
После войны Конторский мост. не востанавливали. Вот это место. За рекой – начало Краснооктябрьской улицы, в прошлом Конторской. Деревья за домами на месте снесенной церкви.
А теперь пройдёмся вдоль пристани и, оставив левее себя Большой Лопанский мост, попадаем на совершенно торгово не задействованную ту часть площади, где и следа не осталось от Московского и Сергиевского рядов. Из этого снимка, датированного 1943 годом, легко узнаваемо их месторасположение и состояние на момент освобождения Харькова. Вдоль реки – Московский, напротив – Сергиевский (Николаевский после перестройки сгоревшего ряда в 1890 году) и Ново-Сергиевский ряды.
Да, Московский побомбили прилично, но и не такие руины восстанавливали. А зачем снесли Сергиевские ряды?. За компанию или для симметрии? Мне кажется, и сейчас бы они смотрелись замечательно, как и до войны. Вот трамвайчик как раз вдоль этих рядов приближается к пассажу (ещё одна боль, но о ней попозже) и сейчас нырнет влево на
Купеческий мост, чтобы, проскочив северную оконечность Московского ряда, оказаться у Благовещенского Собора и свернуть вправо к базару.
Именно таким путём ходили трамваи в район рынка до войны. А мы, чтобы не сбиться с
заявленного в заголовке маршрута прогулки, вернемся назад, к лестнице. Посмотрим, как же она выгледела в начале минувшего века.
Слева к ней примыкает как раз Ново-Сергиевский ряд, на втором этаже которого в декабре 1886 года, т.е. через пару месяцев после открытия в городе публичной библиотеки (теперь имени Короленко), был открыт городской художественно – промышленный музей, второй в Российской империи в этом статусе. Первым, годом раньше в Саратове, открыли Радищевский музей. Повеление сему важнейшему для губернского Харькова событию исходило от Его Величества Александра III. И, конечно, как и все значимые события тех лет в культурно- просветительской жизни стремительно развивающегося Харькова, это связано с именами Данилевского, Раевского, Багалея, Сумцова, Бекетова, Радина, Алчевских. Музей состоял из шестнадцати небольших залов. Экспонаты для начальной экспозиции были переданы из коллекций Эрмитажа, Харьковского университетского музея изящных искусств, получены от частных лиц. В этом помещении музей находился до 1920г. Затем после ряда преобразований и перемещений, так характерных для той эпохи, часть фондов осела в историческом музее, а часть – в художественном. Сама лестница без конкретных изменений сохранилась до 30-х годов.
Обратите внимание, вывески виконані рідною мовою.
А дальше, как мы уже знаем, построили новую лестницу. Вот и вся, вкратце, история исчезновения торговых рядов с этой теперь совершенно Пролетарской площади, на которую и взглянем напоследок.
А наша прогулка продолжается. На стыке площадей Пролетарской и Розы Люксембург, как уже говорилось, установлен Монумент в честь обретения Независимости. Раньше здесь была большая клумба, похожая на сквер.
А ещё раньше, с первой половины 19 века до 1943 года, стоял дом купца Павлова, в котором поначалу был магазин, затем обосновался театр, а позже разместился популярный «Гранд-отель», переименованный после событий 1917 года в «Спартак» (не в московский, конечно, а в честь боевитого римлянина). Если бы здание уцелело, так бы оно выглядело из окон 3-го этажа ЦУМа.
Ближайший к нам угол виден на следующем снимке, сделанном в 43-м. К сожалению, отель не пережил войны, сгорел и был, как вы уже догадались, снесен.
Именно дом Павлова и дал наименование Павловской площади, теперь Розы Люксембург, а ранее Торговой. Но перед тем, как свернуть на эту площадь (та ещё загадка для нынешнего национально продвинутого, но абсолютно безграмотного поколения: « Що це за Роза, на честь якої такий майдан вибухали?»), для уточнения одной детали обратимся к карте центра, датированной 1938 годом.
Красной линией на ней показаны трамвайные пути. Оказывается, между площадью Р.Люксембург и рекой Харьков были две параллельные трамвайные линии. Нашли? Одна из них, которая шла мимо дома Павлова по ул. Торговой (где эта улица?) через мост и сразу приводила на Мариинскую, меня озадачила. Т.е. рядом с Рыбным мостом до самой войны был ещё один. Вот снимок, сделанный сейчас.
Думаю, здесь и был этот мост. Мост тоже не выжил. Чуть ближе к нам в сторону известной всем харьковчанам стрелки сначала навели деревянные кладки, а затем перекинули вот этот подвесной пешеходный мостик,
по которому особенно прикольно пройтись зимой в гололед, предварительно приняв на берегу перед ответственным переходом на грудь 150 граммов с прицепом. Тот ещё экстрим!
А куда же всё-таки делась улица Торговая?
Её снесли после войны и на этом месте возвели большой и совершенно неинтересный дом с продуктовыми магазинами и ювелирным на углу.
Сейчас магазины на нижнем этаже перестроили под Европу, а покупатели из них куда-то пропали. Наверно, туда же. Торговая улица проходила где-то поближе офиса МТС.
Всё, сворачиваем с Пролетарско-Сергиевской площади на Торговую им. Розы Люксембург. Шутка, конечно. Итак, площадь Розы Люксембург.
Она же Павловская,
Ещё раньше Торговая
Была она и Лобной, Народной. Ей ведь уже за триста.
Площадь, как и Сергиевская, большая. Но с достопримечательностями ей повезло намного больше. На месте старых, снесенных или разрушенных, тут же возводили новые, как правило, повыше и пороскошнее. Так и появились на ней сохранившиеся до наших дней построенные в
разное время и в разном стиле вот эти здания.
За последние полтора столетия площадь менялась достаточно радикально, стараясь поспеть за эпохой.
Это ещё дотрамвайные времена. Узнаете дом в начале Универ-ситетской? Он и сегодня такой же. Только цвет совсем недавно зачем-то изменили. На углу памятник основателям города в виде верстового столба с указанием расстояний до разных городов. Так что Церетели не первым отметился в этой номинации.
А это уже позднее. Хорошо видны слева Горяиновские ворота. Они вели на нынешнюю улицу Квитки- Основьяненко (Горяиновский переулок). Против них, чуть ближе к нам – начало Троицкого переулка. Теперь в переулок ведет арка у аптеки, а вот Горяиновские ворота разобрали давно ещё при строительстве доходного дома «Россия», что и видно из следующих фото, сделанных с одной точки.
Прошла революция. Наступила эпоха дворцов. Доходный дом «Россия» пошел «работать» Дворцом труда. Справа напротив уже царствует гостиница «Астория».
Дом построен в 10-е годы прошлого века по проекту питерских зодчих Н.Васильева и А.Ржепишевского. Возведен он на железобетонном каркасе. Тогда это было в новинку.
Удивительно, но он сохранился почти в первозданном виде до наших дней, хотя и получил тяжелые ранения во время войны. Правое крыло его было полностью разрушено.
Сейчас в здании квартирует главный офис Харьковского отделения Проминвестбанка.
Любопытно, но ранее на этом же месте тоже стояло здание банка – Харьковского купеческого.
На Полтавском шляхе (Екатеринрславской) он бы спокойно дожил до наших дней. Но для этой площади не вышел ростом. По этой же причине не суждено было уцелеть и этим магазинам, расположение которых легко узнаваемо по Александровской (в честь Александра Первого) колокольне Успенского Собора.
С домом Павлова в 19 веке они вполне гармонировали, но, когда в начале следующего века центр деловой жизни бурно развивающегося города стал акцентироваться в районе Торговой и Николаевской площадей, здесь начали возводить здания совершенно иных объёмов и новых архитектурных направлений, судьба малоэтажной застройки была решена. Как раз напротив этих магазинов и был в 1912 году построен Крестьянский дом. В нем была гостиница, столовая и иные службы, в которых, видимо, нуждался крестьянин , неожиданно попавший в город по своим неотложным делам. Построенный в стиле украинского модерна, он, как видите, заметно выделялся и размерами, и отделкой. Влияние европейской архитектуры уже было ощутимым. Верхнюю часть фасада украсили барельефом Т.Г.Шевченко. Приближалось столетие со дня рождения Кобзаря.
Справа стоял типичный торговый двухэтажный дом, ничем не примечательный, если бы не вывеска «Новая Бавария». Вот вам и связь времен. Кстати, сейчас в Крестьянском доме располагается Бюро технической инвентаризации, а на первом этаже – в домобильную и додебильную эпоху был междугородний перговорный пункт. Устали и пора перекусить? Нет проблем. От угла Крестьянского дома переходим наискосок вот к этому зданию. Торговый дом «Павловский», а внизу первый, теперь уже из многих, МcDonald’s.
( Продолжим первую прогулку очень скоро).