Фашисты или штрейкбрехеры?
И, наконец, любимый прием – передергивание и подмена. «Чернорубашечники Кернеса – это фашисты!» Речь идет о конфликте в харьковском лесопарке. Люди, протестовавшие против вырубки деревьев, собирались и мешали лесорубам. Тогда в дело были введены пресловутые «люди в черном» с обозначениями на одежде «Муниципальная охрана». Некое непонятное, вроде бы не вооруженное, но весьма боевое формирование. Эти люди сразу получили от оппозиционеров наименование «чернорубашечников», они разгоняли пикеты защитников деревьев, не стесняясь использовать силу.
Явление, конечно, уродливое, но при чем тут фашизм? Это же обычные штрейкбрехеры, «ломщики забастовок», известные и используемые в цивилизованных странах последние 200 лет. Когда рабочие начинали забастовку, затевали демонстрацию или другую массовую акцию протеста, капиталисты (сегодня их называют олигархами) нанимали молодчиков, которые работали вместо бастующих или кулаками и дубинками разгоняли их демонстрации. Мы просто вернулись на «магистральный путь цивилизации» – в Европу примерно середины XIX – конца ХХ века, хотя многим очень не хочется это признавать.
Полиция всегда была на стороне «черных», даже если прямо и не вмешивалась. И требовать от полиции (или современной украинской милиции) чтобы она задерживала штрейкбрехеров – это так же глупо и наивно, как просить Сороса повторить подвиг Филарета из Пафлагонии, раздавшего бедным все свое огромное состояние.
И Гитлер (точнее, Рем) не придумал своих штурмовиков, как Муссолини не сам придумал чернорубашечников. И Кернес не заимствовал методику дуче. Просто они все использовали опыт своих предшественников – олигархов начала XIX века.В современной Европе, конечно, все выглядит куда гламурнее, чем в прошлые века. Социальный протест вошел в рамки. Профсоюзы договариваются с правительством и владельцами предприятий, а если не договариваются – выводят людей на улицы. И власть имущие не разгоняют, а терпят, и чаще всего идут на уступки. По большей части это обходится без насилия.
Совсем другое дело – протестные акции антиглобалистов, которые не вписались (или еще не вписались?) в современный капиталистический мир, или мир всеобщего процветания – кому как нравится. С антиглобалистами борются силовыми методами, практически неотличимыми ни от расправ прошлых веков, ни от действий «муниципальной охраны» в Харькове, или ОМОНа в Питере или Москве. С одной существенной разницей: при разгоне таких протестов в России или на Украине ни один человек не был убит. А в Европе такое уже случалось¹.
¹ В Гетеборге и Генуе, да, наверное, и не только там, при разгоне акций антиглобалистов полиция использовала боевые патроны, в первом случае были раненые и чудом обошлось без жертв; во втором случае погиб 23-летний Карло Джулиани.