Пост о хорошей музыке. На правах ИМХО

За последний год я услышал довольно много очень хорошей музыки, которая при этом довольно малоизвестна. Вот и хочу ею поделиться. При этом говорю сразу, что идти покупать диски и немедля ликбезиться не нужно: это сложно, дорого, непродуктивно, да и найти эту музыку на дисках трудно, если вообще возможно. Лично я просто залажу на гадостный сайт «в контакте» и там нахожу всё, что мне нужно. Это свинское поведение, конечно, но с другой стороны многие музыканты сами выкладывают туда свои песни, так что это пиратство, но не очень пиратство. Так что рекомендую всем поступать так же.

Первая группа, которой я хочу поделиться называется Spiritual Seasons (в народе Спириты) и вряд ли в Харькове ее кто-нибудь не знает, хотя всяко может быть. Эти люди не пишут (или почти не пишут) свои песни, они играют кавера. Но тут дело в том, как играют и какие кавера. Группа создавалась, как студийный проект, а в итоге получилась очень хорошо сыгранная концертная команда с довольно плотным и интересным звучанием, а их басист – один из лучших басистов по версии лично меня. Еще они то и дело вытягивают из истории музыки всякие диковинные инструменты и обогащают ими свое звучание. А играют они настоящий аутентичный фолк: Ирландия, Шотландия, Скандинавия, Норвегия и песня о том, как белочки и лисички кушали людей, потому что люди были плохими. А на концертах Спиритов принято выходить и плясать всякие ирландские танцы. Я, как человек, мягко говоря далекий от хореографии, всякий раз сижу и чувствую себя в каком-нибудь ирландском пабе, при чем в каком-нибудь шестнадцатом веке. Стоит послушать, правда, стоит.
Еще одна очень интересная фолк-группа живет в Запорожье и называется All Rivers Heart. Она не так плотно звучит (да и не так сыгранно, что греха-то таить), но по энергетической насыщенности не уступают. Группа более мягкая, у нее меньше гитары и баса, а барабанов совсем нет, больше скрипки и флейты, красивый женский вокал и фронтмен-перкуссионист (редкий случай, когда фронтмен не поет), который делает весь пульс, всю изюминку группы – слушаешь и понимаешь: этот человек понимает и чувствует, о чем стучит. А еще All Rivers Heart отличается тем, что помимо модной нынче Ирландии-Шотландии играет еще и украинскую этнику. И вот это у них получается лучше всего, так, что аж…. В общем, слушать надо.

Говоря о фолке, надо обязательно упомянуть о моей любимой Башне (Башня Rowan). Не смотря на то, что они – безусловный фолк, тексты у них свои, очень такие славянские тексты: «Он в постели ее доводил до икоты»…. И еще следует здесь вспомнить довольно знаменитых москвичей, группу Тролль Гнет Ель. Это веселый пивной фолк с отголосками не то позднего рок-н-ролла, не то панка. У них в песнях почти всегда хоть кто-то, да напьется, что, кстати, довольно аутентично. Стоит вспомнить ирландскую народную песню Some Say The Devil is Dead: «Пей бренди в кровати, пей бренди в кровати, пей бренди в кровати, жена станет красивой».

У фолка и ролевой музыки есть одно очень важное достижение, которое тоже малозаметно для широкой публики, чтобы его объяснить, мне надо привести пример из жизни. Однажды я попал на собрание харьковского клуба Визбора, который по понедельникам в доме ученых. После собрания я вышел с полной уверенностью, что авторская песня как жанр таки умерла. Многие, наверное, со мной не согласятся, но в наше время пение про горы, ветра и костры под плохо настроенную гитару звучат безумно пошло (я говорю не о бардовской классике, а о ныне сочиненном). Сейчас писать и петь бардовские песни свежо и ново удается, наверное, только Олегу Медведеву, но это исключение можно очень просто объяснить: он поэт чудесный и музыкант талантливый, вот и всё. А потом, через несколько месяцев после похода в клуб Визбора, меня занесло волонтером на фестиваль исторического моделирования ЮКОН, где открыл для себя новый вид музыки, ролевая песня. Это, собственно, то же самое, что и авторская, только не про горные хребты и отвесные снегопады, а про боевые барабаны и отважных воинов, все остальные атрибуты те же. И, не знаю, почему, но звучит отлично. И тут я хочу рассказать о трех людях, которых вряд ли знают далекие от ролевки слушатели. Это Филигон, Йовин и Крыс (вы только не пугайтесь).

Филигон (Ростислав Чебыкин) – истинный ролевик с довольно тяжелым для восприятия вокалом. У него замечательные тексты, то есть они, конечно, про драконов и всё такое, но все равно замечательные. Он поет о своей жизни, о просто жизни, хотя делает это, используя хорошо знакомые ему образы. Нужно просто принять условность, как в театре, и всё станет ясно, уверяю. Филигон – это служитель одного из трех китов, на которых в лучшие годы стояла авторская песня. Кит этот – музыка для души.

Йовин (Лина Воробьёва) – еще один кит, умная музыка. Вот только тут не надо путать, не эрудированная и не начитанная, а умная. Нет, она не менее для души, но именно ум этих песен, отсылки к литературным произведениям, аллюзии на что-то и создают атмосферу, полное ощущение того, что «в поход на чужую страну» неплохо бы взять с собой томик Шекспира.

Крыс (Алексей Ширяев) – … (вот здесь, если бы мне позволяли рамки жанра, я бы поставил довольный жирный смайлик) классный чувак! С харизмой Джека Воробья (и внешне похож, кстати), легким поэтическим слогом и великолепным, виртуозным владением гитарой. Он хоть и следует образу спивающегося подпольщика, но на самом деле служит третьему киту авторской песни, коим в свое время заведовал Дольский – музыкальности.

Песни этих троих, они, конечно, для своих, для посвященных, но… вот я не ролевик и вряд ли когда-нибудь им стану, а слушаю их с часто и много. Хотя тут есть и другая причина. Авторов в этом жанре много, а я говорю только о троих, потому что для этих ролевая песня – не цель, а средство. А в чем цель – слушайте, сами всё поймете, ну или, в крайнем случае, нет.

Отходя на шаг от фолка, хочу поделиться очень странным названием группы Немного Нервно. Они, хоть и позиционируют себя, как фолк, фолком не являются. Это, скорее, арт-рок, при чем больше арт-, чем рок. Группа интересна очень образными текстами, которые не нежно стыдливо прикрывать тяжелыми гитарными партиями и замечательным вокалом. В музыке НН много чувственности, хрупкости, быстротечности и какой-то нежности что ли. У них, между прочим, скоро концерт в Харькове, вполне можно успеть послушать, очароваться, да и сходить.

Но мы же, как прекрасно заметили в одной идиотской юмористической передаче, поклонники тяжелого рока, тяжелой судьбы и тяжелого похмелья. Берем чистый арт-рок, добавляем в него плотности звука, гитарку с фузовой примочкой и получаем казанскую группу Дом Кукол. По моим ощущениям ребята сначала долго слушали Егора Летова, потом долго слушали Animal Jazz, и при этом хорошо знали о существовании Владимира Высоцкого. Вокал с надрывом (но это не позерское семиструнное хрипение, а ля Никита Джигурда, а скорее что-то отдаленно похожее на манеру Башлачева), и неожиданные, впечатляющие, не побоюсь этого слова, постмодернистские тексты: чего стоит только название песни «айвонтубиёдог» – так и пишется. А еще в ДК есть бек-вокалистка с вокалом не то народным, не то оперным. Она делает звучание группы очень необычным и богатым – в самом деле, ловишь себя на том, что тебе интересно, какую картину они нарисуют в следующем такте.

Добавим еще примочек к гитаре, громкости к басу, много-много лет опыта игры и московскую получим группу Умка и Броневик. Ну как московскую…. На последнем концерте в Харькове Умка (Анна Герасимова: гитара, вокал) рассказала, что за последние 3 с небольшим месяца они сыграли 30 концертов, так что родиной этой группы скорее можно назвать поезд. Умка и Бро. – это уже совсем американская музыка, фузатая, басатая и бойкая, порой даже зубастая. Но больше всего группа интересна невероятным количеством энергии, идущей со сцены в зал, я такого не встречал больше ни у кого. Поэтому прослушиванье студийных записей Умки – это просто подготовка к концерту и еще разучивание текстов, чтобы подпевать. Чтобы понять, что такое Умка и Броневик, надо сходить на их концерт, желательно на электричество (бывает еще акустика). Это как в футболе, одно дело смотреть по телевизору, совсем другое – на стадионе. Благо, ездит группа много и в Харькове бывает часто. Лично я был на их концертах 5 раз за последний год, при чем один раз я поехал специально на концерт в Полтаву и один раз, опять-таки, специально на концерт в Белгород. Мне кажется, это показатель.

И вот, коль мы доехали до рок-н-ролла, надо сказать о еще одной харьковской команде, именуемой Jiving BO. Это совсем рок-н-ролл, безусловный, на английском языке и с хриплым, чисто американским вокалом. Кроме того, участники группы умеют играть безупречно, у них каждая лажа – музейная редкость. И их студийные записи отличаются очень хорошим качеством звука. В общем, кто увлекался когда-нибудь Роллингами, очень рекомендую.

Есть еще на свете реперы, панки и металлисты. Но только, признаться, в металлистах я вообще ничего не понимаю, в панках разбираюсь плохо, а реп просто не люблю. Но всё-таки знаю я одного репера, которого можно послушать очень, хоть и очень выборочно. Зовут его Иван Алексеев, а в широких, часто довольно попсовых кругах он известен под именем (названием?) Noize MC. Его творчество очень неоднозначно, часто это умозрительная неоправданно матерная пошлятина, но послушать его всё-таки стоит. Во-первых, из-за очень хорошего владения так называемой читкой (чтение репа) – это у него действительно очень хорошо получается, а во-вторых, из-за стихов, хороших стихов – они у него встречаются очень редко, но если встречаются, то очень хорошие. Это прежде всего песни «Кантемировская», «Y.E.» и «Потерянные страницы красной книги». Среди Панков же есть группа Тимон и Ко, которая отличается своей полнейшей обезбашностью. Минус в том, что музыка довольно одноразовая: один раз послушать прикольно, второй – уже многовато, а послушать третий раз уже фантазий совсем не возникает. Зато этой группе принадлежит рифма, которую я часто с восторгом цитирую – единственная неизбитая рифма на слово «любовь»: любовь – кирпич. Еще, говоря о панках, я бы рассказал о винницкой группе ТІК (мало кто знает, что эта аббревиатура расшифровывается, как Тверезість і Культура). Рассказал бы, если бы не увидел один раз вокалиста этой группы, господина Бронюка, на плакате Тимошенко. Я все понимаю, кушать хочется и всё такое, и я, упаси Бог, не эстет, но панк, рекламирующий политика – это без меня, извините. Не хочу иметь с этим ничего общего.

А есть еще такая музыка, которую очень трудно приписать к какому-нибудь стилю или с чем-нибудь запараллелить. И здесь я хочу рассказать тем немногим, кто по несчастливой случайности не узнал сам о группе Бигуди. Это музыканты, задача которых «что-то там играть», пока Гришковец читает свои замечательные тексты. В этой группе никто не поет, вернее вокал кое-где появляется, но только в виде еще одного музыкального инструмента или бит-бокса (воспроизведения голосом звуков перкуссии). Их музыка похожа на импровизацию, но на самом деле написать такую партию, которая бы воспринималась, как придуманная на ходу, наиболее трудно. Задача этих музыкальных образов – подчеркнуть и развить то, что читает Евгений Гришковец. И это у них получается блестяще! Само творчество Гришковца волшебное, а вместе с Бигудями оно становится просто небесным. Очень рекомендую всем без исключения.

К следующей группе, которой я хочу поделиться, я отношусь с особым трепетом. Она называется Белая Гвардия. Мягкая нейлоновая музыка с очень приятным, шелковым вокалом, как мужским, так и женским, и восхитительными текстами. По атмосфере БГв больше всего похожа на название питерского арт-кафе «Кофе&Книги». Музыка очень поэтичная, очень литературная, очень тихо и спокойно одухотворенная, так наверное звучала бы настоящая питерская белая ночь. К Белой Гвардии надо относиться с уважением, ее нельзя включить просто фоном, лишь бы что-то шумело. Это даже не музыка, это скорее собеседник, которого встречаешь, гуляя в одиночестве летом по ночной набережной Невы: он чужой, незнакомый, но где-то в глубине очень похожий чем-то на тебя. И разговор с ним придется выстраивать очень бережно, издалека и аккуратно, иначе ничего не получится, он просто уйдет себе дальше гулять, оставив тебя одного, уйдет без тени сомнения или сожаления.

А эту, последнюю группу я оставил на самый конец, как подарок лично от меня тем, кто дочитает досюда. У этой группы как минимум самое замечательное название на свете. Она называется Сон Лемура. И я даже не знаю, что о ней сказать. Такой доли души на каждую букву текста, на каждую ноту музыки я не встречал нигде и ни у кого, кроме, может быть, Аквариума и других волей-неволей признанных мастеров, а еще, наверное, Эдвард Григ и Рихард Вагнер. Шикарные тексты, шикарная музыка и совершенно незаслуженно полнейшая неизвестность почти никому. Группа записала только один альбом, и все, кто ее знают, все 282 человека (группа в том самом контакте) просто ликовали. Этой музыке надо просто отдаться целиком, она сама отключает весь человеческий прагматизм, жизненный опыт, все житейские проблемы и все прочие ненужные и неважные вещи, оставляя только душу, сама в эту душу вставляет чувства – чувства в чистом виде, безо всяких примесей, и сама включает все обратно. И вроде все остается, как было, только жить становится чуть-чуть светлее, добрее и тише. У Сна Лемура совсем нет плохих песен, вот вообще ни одной, совсем нет никаких признаков никакого стиля, никаких попыток никому подражать, у них есть только свой собственный язык, очень легкий для понимания всем, кто не боится отдаться музыку целиком хоть на 3 минуты 38 секунд, пока идет песня «Спаситель». А дальше, как всё настоящее, оно либо твое, либо не твое.

Я это всё пишу не для того, чтобы все тут прямо пошли немедля слушать современную музыку, обделенную их вниманием. Просто если вдруг у кого-то будет свободное время и настроение что-то послушать, то есть такие вот музыканты, есть такая музыка, есть в открытом доступе – абсолютно вся и ее можно послушать. Если кому-то это будет полезно, интересно, если что-нибудь понравится, короче, кому-нибудь от этого станет хорошо, мне будет очень приятно. Вот и всё, что я хотел сказать.