Педагогика… мать ее.

Вчера, по дороге на работу встретила одноклассницу. С некоторых пор (я заметила) процентное соотношение традиционных бабских тем: мужики, шмотки, адронные коллайдеры и ДЕТИ стало сильно перевешивать  в сторону последней. Скажем так – 10 на 90. 
– Караул! Беда! Не знаю, что делать, малой страшно жадничает! 
– Да ну, брось ты Катька! Это нам еще в институте объясняли (педагогическом). 
В таком возрасте (три годика) у детей формируются механизмы будущего взрослого поведения…
Я не зануда, просто помню книжные определения. Это формирование элементарного чувства собственности.
Вот, взрослый же не раздает направо и налево стиральные машинки, телевизоры и холодильники?!  Вот так же и ребенок относиться к игрушкам –  «это собственность и я ее защищаю»! Правда, выглядит такая защита несколько гипертрофированно, но это пройдет.  
Главное беседовать с ребенком, объяснять, приводить примеры…  Это тоже из учебников по педагогике, а на самом деле…
На самом деле, когда моей дочери было три (даже меньше, годика два с половиной) этот, с позволения сказать,  «механизм» приводил меня, дипломированного психолога, в бешенство.
Она выходила во двор и первым делом объявляла:  МОЁ!  Игрушки – мое, песок – мое, горка – мое, да что там горка, деревья – мое! Прикоснуться к ее лопатке означало – мгновенно получить этой же лопаткой в глаз.
Беседовала, объясняла, приводила примеры. НЕ работает.  Когда мы выходили на площадку, некоторые, особо бдительные мамаши в срочном порядке собирали своих чад и бежали «по неотложным делам». Было обидно.  
Однажды, после очередного «скандала» из-за  пачки печенья, я поступила крайне непедагогично.  Мы заходили в подъезд  и на лавочке, как обычно, сидели старушки.
– А знаешь, доченька, это ненастоящие бабушки. Это девочки, которые жадничали. Ведь именно от жадности появляются морщины…
В тот вечер я разрешила дочке поплескаться в ванне больше обычного, скажем вдвое больше. 
Знаете, что бывает от воды, когда долго в ней пробудешь. Вот-вот!
–  О Боже! (театрально изумлялась я, глядя на сморщенные пальчики) Посмотри на свои ручки! Все! Началось! Ты превращаешься в старуху!
На следующий день все законы педагогики были разрушены и уничтожены. Макаренко с Сухомлинским нервно перекуривали в сторонке. Мой ребенок не просто делился (!) Она  делала  это так навязчиво, что даже дети растерялись. «Возьми мою лопатку, и копай! Заберешь ее домой, дарю»! Она кормила детей печеньем и конфетами (даже тех, кто категорически есть не хотел) она раздарила все свои игрушки, она прибегала каждые пять минут и просила купить еще чего-нибудь, потому, что не всем досталось.  
Сработало.  Я, если честно, волновалась: а вдруг сделала ошибку?! В памяти всплывали устойчивые словосочетания из того же институтского курса – “психотравма детства” и “посттравматический синдром”. Но, через несколько дней дочка  забыла эту «страшную» историю и стала вести себя нормально.  
Деревья и песок стали общими, а игрушками, оказалось, можно меняться без риска потери и даже выгодно. После того случая, проблема жадности в нашей семье не стояла никогда. Я поступила по наитию. Не педагогично, не правильно, а так как чувствовала.
 
После рождения дочери я вообще переоценила весь теоретический курс педагогики и психологии.  Ребенок, это оказывается такая яркая индивидуальность, что какие либо шаблоны и правила, иногда выглядят, просто  смешными. 
 
В соседнем подъезде жила семья, мальчик  –  ровесник моей дочери. Он не говорил ни слова до трех лет. Сколько слез пролила эта бедная  мамочка, скольких специалистов  и «специалистов» она обошла!  Мне даже неудобно было ее встречать. Всегда с какой-то грустью-завистью смотрела она на моего ребенка. «Конечно, вам хорошо, вам вон два, а вы уже говорите сложноподчиненными предложениями, легко растить вундеркинда…»  
Это была правда. По крайней мере, отчасти. Дочь, действительно в 9 месяцев уверенно пошла, а в полтора года легко и четко выдавала фразу: я эту булку  есть не буду, она невкусная. 
Ну и что?! Сейчас  ее сын, которому  пророчили и немоту и глухоту и отставание в развитии и даже аутентизм  –  круглый отличник, хороший мальчишка, общительный, болтает, не переговоришь. И что самое потрясающее, ему не помог волшебный доктор, нет. Он просто заговорил, когда посчитал нужным. И все! Мой же «вундеркинд» таскает двойки с той же частотой, с которой этот отличник разговаривает:)
 
Я о чем, о педагогике…Не зря же начала с собственного антикнижного метода воспитания (пусть и ситуативного)
У меня нет цели, разрушить общепринятые правила, честно. Но одноклассница  зачем-то же встретилась?! Так, что не вижу повода не… 🙂 Не систематизировать некоторые давно накопившиеся мысли.  
В памяти всплыли мамочки из той самой песочницы на Салтовке. Традиционная, даже классическая колясочная тусовка. Вот где образчик педагогики:)
 
Вспомнилась девушка Лена, которая меня за ту историю со «старушками» всячески осуждала и порицала. Свою дочь (на год старше моей девочки) Лена воспитывала исключительно со ссылкой на педагогические талмуды. Любо–дорого посмотреть:  мамашки на скамеечках, извиняюсь, трындят, изредка  бросая в сторону детей  фразы «Сережа не сыпь песок Наташе на голову», а Лена в песочнице, непосредственно рядом с детятей.
 
– Вот так, нужно капать, загребать и откладывать в сторонку, а теперь будем делать пасочку, насыпаем, стучим, аккуратненько снимаем..
 
Признаюсь, я Лене завидовала, это ж надо так раствориться в ребенке, что даже элементарное копошение в песке превратить в воспитательный процесс.  
Наверное, такой и должна быть настоящая, ответственная мама. И что греха таить, в каждой из нас, Лена вызывала некое чувство неполноценности.  Но потрындеть и отвлечься от памперсов-уборки-готовки хотелось больше, чем соответствовать.  
Иногда Лена снисходила до нашей скамеечки (с мужиками, шмотками и адронными коллайдерами:) и то, только потому, что по плану у ее Ирочки было «самостоятельное общение с ровесниками».  
Она занималась с ребенком по всевозможным системам Монтесори (и харакири:) и с удовольствием хвасталась успехами
– Ирочка уже знает 150 английских слов… Ирочка складывает большой пазлик… Ирочка пошла на гимнастику…
Успехи Ирочки росли и размножались с такой скоростью, что мы даже если бы побежали за ней, то не догнали бы до старости.  
Спустя несколько лет, я давно переехавшая в другой район, а соответственно в другую «песочницу», случайно услышала фамилию Лены. Оказалось ее дочь учиться в одном классе с сыном соседки..  
Я не злорадствую, я искренне удивляюсь, КАК при таком правильном воспитании могла вырасти девочка, которая, врет, ворует, прогуливает школу и ни с кем не дружит?! 
Как сын моей учительницы английского, который закончил школу с золотой медалью, мог умереть от передозировки наркотиками? Как дочь моих знакомых, которые положили себя на алтарь бальных танцев, неоднократная титулованная чемпионка, могла забеременеть в 15 лет? 
Моей дочери сейчас девять, конечно меня страшит подростковый возраст и все такое. Но мне кажется, я, наконец, поняла одну очень важную родительскую истину, если хотите аксиому (да простят меня педагоги и психологи, за смелость).
Мой ребенок НЕ ДОЛЖЕН! Не должен быть лучше соседского, не должен соответствовать, кем-то придуманным, нормам, не должен стать отличником, чемпионом,  профессором…
Мой ребенок – УНИКАЛЕН.  Да, она со своими плюсами и минусами, достоинствами и недостатками ( и еще каими недостатками я вам скажу…одна тетрадь по укр.мове чего стоит) Но она ТАКАЯ. И моя задача видеть и развивать плюсы.
А минусы… С минусами сложнее, но ведь есть плюсы:)