Встречная сверка – сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, которое осуществляется органами государственной налоговой службы с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с налогоплательщиком, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для выяснения их реальности и полноты отображения в учете налогоплательщика.
Встречные сверки не являются проверками. Порядок проведения встречных сверок определен постановлением Кабмина от 27.12.2010г. №1232. Приказом ГНАУ от 22.04.2011г. N 236 утверждены Методические рекомендации относительно организации и проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок.
Встречные сверки проводятся у контрагентов проверяемого налогоплательщика, относительно осуществления операций с которыми при проверке налогоплательщика возникают сомнения относительно факта (реальности) совершения таких операций или если существуют расхождения задекларированных в декларациях по налогу на добавленную стоимость показателей налогового кредита и налоговых обязательств.
При проведении встречной сверки в случае отсутствия в налоговых органах необходимой информации и подтверждающих её документов орган налоговой службы направляет запрос субъекту хозяйствования о предоставлении информации и ее документального подтверждения. Такой запрос должен быть подписан руководителем налогового органа или его заместителем, заверен печатью налогового органа, и направляется по местонахождению (налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручается субъекту хозяйствования под расписку. Запрос должен содержать перечень информации, которая запрашивается, и документов, ее подтверждающих, а также основания для направления запроса. Порядок направления таких запросов, основания для направления предусмотрены п.73.3 ст.73 Налогового кодекса, п.4 постановления КМУ №1232.
Срок предоставления информации по запросу налогового органа для целей проведения встречных сверок определен п.73.3 ст.73 Налогового кодекса и п.6 постановления КМУ №1232 и составляет 1 месяц со дня, наступившего за днем получения запроса субъектом хозяйствования. Однако зачастую, налоговые органы в таких запросах, ссылаясь на основания направления запроса согласно п.73.3 ст.73 Налогового кодекса, требуют предоставления запрашиваемой информации в срок 10 дней, ссылаясь на п.78.1 ст.78 Налогового кодекса. Основания направления запроса и сами формулировки норм п.73.3 и п.78.1 очень близки. Однако для целей встречных сверок применяется срок предоставления информации и документов в 1 месяц. Требование налогового органа предоставить запрашиваемую информацию и документы в 10-тидневный срок в такой ситуации неправомерны.
Также нередки случаи, когда направляя запрос на основании всё того же п.73.3 ст.73 Налогового кодекса для проведения встречной сверки проверяемого налогоплательщика и контрагента, которому направлен запрос, налоговые органы злоупотребляют своими правами на получение налоговой информации. Так, налоговым органом может быть запрошен необоснованно большой объем информации, или информация за значительный период времени (к тому же за этот период времени уже могли быть проверки у такого контрагента), или запрошена информация, очень опосредованно относящаяся к основной цели запроса и самой встречной сверке. Зачастую, объем запрашиваемой информации и документов и период, за который они запрашиваются, сопоставимы с соответствующими проверяемыми объемами документов и периодами проверки при документальной проверке. При этом в качестве обоснования приводятся все возможные статьи Налогового кодекса и других, в том числе ведомственных, нормативно-правовых актов, только бы налогоплательщик предоставил как можно больше информации в кратчайшие сроки. Такой подход налоговых органов причиняет значительные неудобства предпринимателям, которые вынуждены готовить информацию и документы в ответ на запрос налогового органа и тратить на это значительное время. В подобных случаях при подготовке ответа необходимо руководствоваться конкретными нормами налогового кодекса и предоставлять информацию и документы в порядке, сроки и на основаниях, предусмотренных Налоговым кодексом, корректно указывая на неправомерность запроса отдельных документов или информации.
Отсутствие ответа на запрос налогового органа, как и отказ от предоставления запрашиваемой информации и документов, не лучший выход из ситуации. В таких случаях налоговый орган получает дополнительный стимул для сбора налоговой информации в отношении такого субъекта хозяйствования с целью дальнейшего проведения проверки (внеплановой документальной) или принятия других мер.
При подготовке ответа на запрос необходимо понимать, что предоставленная налоговому органу в ответ на запрос информация и документы может быть использована им как источник налоговой информации о Ваших контрагентах: партнёрах, клиентах. Поэтому, при подготовке ответа на запрос рекомендуется предоставлять тщательно выверенный необходимый минимум информации и документов, строго в рамках соответствующих норм Налогового кодекса.
При отборе для проведения встречных сверок (кроме осуществления проверок достоверности декларирования сумм бюджетного возмещения НДС) особое внимание следует налоговые органы уделяют таким субъектам хозяйствования (критерии, предусмотренные Методическими рекомендациями, приказом ГНАУ №236):
– имеющим состояние (т.н. налоговый стан), отличное от нулевого, в частности: 3 “принято решение о прекращении”, 4 “возбуждено производство по делу о банкротстве”, 5 “возбуждено производство по делу о прекращении”, 7 “в Единый государственный реестр внесена запись об отсутствии подтверждения сведений” 8 “в Единый государственный реестр внесена запись об отсутствии по местонахождению”, 9 “направлено уведомление об отсутствии по местонахождению”, 14 “признано банкротом”, 18 “продолжается процедура прекращения, предоставлена справка об отсутствии задолженности”, 19 “продолжается процедура прекращения (справка об отсутствии задолженности недействительна)”, 21 “ликвидационная процедура по решению (постановлению) суда”, 28 “продолжается процедура прекращения (направлены возражения органа ГНС)”, 31 “продолжается упрощенная процедура прекращения”, в отношениях с которыми существует вероятность построения схем минимизации (уклонения от уплаты) налоговых обязательств (сумма НДС по операциям с такими субъектами хозяйствования за налоговый период составляет более 50,0 тыс. грн.);
– в отношении которых установлены факты, которые свидетельствуют (могут свидетельствовать) о совершении субъектом хозяйствования фиктивной деятельности по признакам, определенным статьей 551 Гражданского кодекса Украины;
– у которых существуют разногласия задекларированных в декларациях по налогу на добавленную стоимость показателей налогового кредита и налоговых обязательств (в сумме более 50,0 тыс. грн. за налоговый период);
– в отношениях с которыми налогоплательщик задекларировал в существенных объемах корректировки сумм налоговых обязательств (налогового кредита) по налогу на добавленную стоимость и/или доходов (валовые доходы)/расходов (валовых расходов) по налогу на прибыль (налогу на доходы физических лиц), в частности, в связи с осуществлением корректировки количественных и/или стоимостных объемов продаж в сумме более 500,0 тыс. грн. за налоговый период (в отношении физических лиц – предпринимателей – в сумме более 250,0 тыс. гривен);
– в отношении которых имеется информация об использовании схем минимизации (уклонения) от уплаты налогов и необходимость исследования прохождения товаров (работ) через покупателей (поставщиков) от производителя (импортера) до конечного потребителя с целью подтверждения или опровержения такой информации;
– с которыми налогоплательщиком совершены сделки, в отношении которых возникли сомнения относительно реальности их совершения, и/или имеются факты, свидетельствующие об их недействительности.
Использование отдельных из приведенных выше критериев налоговыми органами достаточно спорно с точки зрения соответствия нормам Налогового кодекса и наличия в законодательстве отдельных понятий. Как, например, использование таких понятий, как «налоговое состояние налогоплательщика» (стан), применение налоговыми органами понятий фиктивности, минимизации, наличия сомнений относительно реальности совершения сделок. Однако, данные Методические рекомендации являются ведомственным нормативным актом и применяются налоговыми органами при проведении встречных сверок, направлении запросов субъектам хозяйствования.
По результатам проведенной встречной сверки составляется справка, которая подписывается субъектом хозяйствования и должностными лицами органа государственной налоговой службы и лично вручается субъекту хозяйствования или его законному или уполномоченному представителю под расписку или направляется субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении. Если субъект хозяйствования (его представитель) откажется от подписания справки или не явится для ее подписания, то должностными лицами органа ГНС — исполнителя составляется в произвольной форме соответствующий акт, которым удостоверяется факт такого отказа или неявки.
Результаты проведенной встречной сверки субъекта хозяйствования подлежат учету в результатах проверки налогоплательщика органом ГНС – инициатором встречной сверки и приобщаются к материалам такой проверки. В случае неподтверждения реальности осуществления хозяйственных операций с субъектом хозяйствования (их вида, объема, качества, расчетов и т.п.) налоговым органом – инициатором встречной сверки осуществляются мероприятия по проведению документальной внеплановой проверки такого налогоплательщика. Также, налоговым органом-исполнителем может быть проведена внеплановая документальная проверка субъекта хозяйствования – контрагента, которому направлялся запрос. Данный факт должен являться дополнительным стимулом ответственного подхода к ответам на запросы налоговых органов.