По результатам проведенной проверки налогоплательщика, орган налоговой службы составляетакт проверки. Порядок оформления акта установлен Приказом ГНАУ «Об утверждении Порядка оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства».
Согласно п. 86.7 ст. 86 Налогового кодекса в случае несогласия налогоплательщика с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, он имеют право подать свои возражения в течении 5 рабочих дней со дня получения такого акта (справки).
Действующее налоговое законодательство не предусматривает возможность обжалования самого акта налоговой проверки. Обжалованию подлежат решения налогового органа, оформленные налоговым уведомлением-решением.
Законодательством предусмотрено два пути обжалования: административный и судебный. Административное обжалование предполагает последовательное представление жалобы в вышестоящие налоговые органы в порядке очередности.
Обычно процедура административного обжалования налоговых решений является эффективной, когда речь идет об очевидных ошибках налоговой, по которым есть положительная для налогоплательщика практика. При рассмотрении жалобы налоговым органом налогоплательщику предоставлена возможность непосредственно присутствовать и аргументировать свои возражения, о чем необходимо указать в жалобе. Налоговый орган, рассматривающий такую жалобу, обязан заблаговременно известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения такой жалобы.
Однако, во многих случаях только суд способен эффективно защитить права налогоплательщика. А процедура админобжалования может дать время для тщательной подготовки аргументированного иска. Также, необходимо помнить, что налоговые обязательства считаются несогласованными и не подлежат уплате до окончания процедуры админобжалования или, в случае продолжения оспаривания в судебном порядке, до момента вступления в силу решения суда.
Результат рассмотрения дела зависит отряда факторов: конкретных обстоятельств, которые являются основанием иска; доказательств, которые стороны предоставили суду; правовой позиции сторон; имеющейся судебной практики.
Дела по искам к налоговой или ее должностным лицам относительно противоправности их решений, действий или бездействия рассматриваются в порядке административного судопроизводства окружными административными судами.
Предметом судебного обжалования могут быть только решения, действия или бездействий субъекта властных полномочий: налогового органа или должностного лица. Зачастую, предметом обжалования являются:
налоговые уведомления-решения.
приказы о проведении проверок.
Правовая позиция Высшего административного суда Украины по обжалованию таких приказов изложена в информационном письме от 27.07.2010 № 1145/11/13-10.
Не могут быть предметом судебного рассмотрения акты и справки, которые составляются по результатам проверки, протоколы. Указанные акты не имеют обязательного характера, лишь фиксируют определенные обстоятельства, и не могут сами по себе нарушать права и законные интересы лиц. Вместе с тем, акты проверок важны доказательствами по делу, поскольку содержат мотивы принятого решения. Поэтому правовая оценка решения налоговой невозможна без анализа акта. Не могут быть самостоятельным предметом обжалования также и действия, связанные с составлением и подписанием соответствующих решений.
Обращение в суд имеет для налогоплательщика положительный эффект и тогда, когда в иске будет отказано, ведь налоговое обязательство считается несогласованным до рассмотрения судом дела по существу и принятия соответствующего решения. Фактически, до вступления постановления в законную силу, налоговый орган не может взымать налоговые обязательства. Следовательно, даже сомнительно обоснованное обжалование дает налогоплательщику экономические выгоды в виде отсрочки уплаты налогового обязательства.
Срок для обращения в суд налогоплательщика с требованием о признании противоправным решения налогового органа о начислении денежного обязательства определяет согласно п. 56.18 статьи 56 НК Украины. Указанный срок составляет 1095 дней со дня получения такого решения. В случае, если до подачи иска имело место административное обжалование решения налогового органа, налогоплательщик имеет право подать иск в течение месяца с момента завершения процедуры административного обжалования.
Административный иск, поданный после окончания установленных законом сроков, остается без рассмотрения, если суд на основании искового заявления и приложенных к нему материалов не найдет оснований для признания причин пропуска срока обращения в административный суд уважительными, о чем выносится соответствующее определение.
Важное значение имеет правильная формулировка исковых требований, в точном соответствии с ч. 4 ст. 105 КАС Украины.
Административный иск может содержать, в частности, требования о:
отмене или признании недействительным решения полностью или отдельных его положений;
обязательстве принять решение или совершить определенные действия;
взыскании средств на возмещение вреда, причиненного незаконным решением, действием или бездействием;
установлении наличия или отсутствия компетенции (полномочий) органа ГНС.
Правильной считается формулировка исковых требований: «признать противоправным и отменить налоговое уведомление-решение …», которое соответствует полномочиям административного суда, определенные в п. 1 ч. 2 ст. 162 КАС Украины.
Применение различных способов защиты нарушенного права истца, таких как признание спорного решения противоправным или отмена такого решения, должно происходить с учетом конкретных обстоятельств дела в каждом отдельном случае.
Неправильное избрания истцом способа защиты может привести к отказу в удовлетворении иска.
К исковому заявлению прилагаются копии документов, упоминаемых в нем и имеющих значение для дела:
решение налогового органа, которое обжалуется;
решения по результатам рассмотрения жалобы;
конверт, в котором оно направлено (с этого времени исчисляется срок обращения в суд);
акт проверки, по результатам которого принято решение;
документы, опровергающие выводы акта проверки.
Необходимо обратить внимание на правильность определения суммы судебного сбора. Неуплата сбора в полном размере является основанием для оставления иска без движения.
Позиция ВАСУ относительно практики рассмотрения споров с налоговыми органами достаточно подробно описана в соответствующих письмах ВАСУ. С ними необходимо ознакомиться при подготовке иска.
В качестве доказательной базы предоставляются все первичные документы — договоры, акты выполненных работ, документы о перевозке, хранение товаров, платежные документы, доверенности и т.п. Судом могут исследоваться физические, технические и технологические возможности определенного лица к совершению тех или иных действий, составляющих содержание хозяйственной операции: наличие квалифицированного персонала, основных фондов, в том числе транспортных средств для перевозки, помещений для хранения товаров и т.п., возможность осуществления операций с соответствующим количеством определенного товара в соответствующие сроки с учетом срока годности, доступности на рынке и т.д., наличие соответствующих лицензий и других разрешительных документов, необходимых для ведения определенного вида хозяйственной деятельности.
Хозяйственные операции должны соответствовать общей цели предпринимательской деятельности — получению прибыли. Поэтому необходимо установить связь между фактом приобретения товаров (услуг), сооружением основных фондов, импортом товаров (услуг) и хозяйственной деятельностью налогоплательщика.
Доказательствами, которые свидетельствуют об отсутствии деловой цели в действиях налогоплательщика, являются, в частности дальнейшие продажу приобретенного товара ниже цены приобретения, приобретение товаров (услуг) у посредников при наличии прямых контактов с их производителями, приобретение услуг, использование которых не может иметь положительного влияния на результаты хозяйственной деятельности налогоплательщика и т.д.
Суд оценивает также содержание и форму хозяйственных договоров. Наличие гражданско-правового договора не является безусловным свидетельством правомерности совершенной налогоплательщиком хозяйственной операции. С учетом требований статей 219, 228 Гражданского кодекса Украины суд должен исходить из того, что договор, который противоречит публичному порядку, является ничтожным, а следовательно, не порождает предусмотренных им правовых последствий. Признание такого договора недействительным в суде не требуется. Поэтому, при наличии соответствующих обстоятельств суды в мотивировочной части судебного решения указывают на ничтожность соответствующих договоров и рассматривают налоговые последствия совершения соответствующих действий без учета наличия гражданско-правового договора.
Анализ добросовестности налогоплательщика является определяющим для вывода о правомерности его действий. В действующем законодательстве Украины отсутствует определение понятия «добросовестный налогоплательщик». Вместе с тем, если действия налогоплательщика свидетельствуют о его добросовестности, а совершенные им хозяйственные операции являются реальными и соответствуют действительному экономическому содержанию, шансы налогоплательщика в судебном споре повышаются. Иногда достаточно доказать неосведомленность налогоплательщика о факте прекращения или недобросовестном характере деятельности контрагента для удовлетворения исковых требований. Современные подходы административных судов в спорах с налоговыми органами сориентированы на защиту добросовестного налогоплательщика.
http://www.praveda.com.ua