Об актуальности, эпигонстве, уртексте и старых записях.

Уважаемый Kharyok!

Мы нашли отличную тему для дискуссии, и мне внушает уважение Ваша музыкальная компетентность. Я не согласен с целым рядом Ваших утверждений о назначении музыки, качестве трактовок и достоинствах исполнителей. Пожалуй, я нацелюсь в корень, приведя Вашу цитату:

Выражение аффекта – вот, грубо говоря, назначение музыки. 

Заблуждение. Музыка – изобразительное искусство. Задолго до аффекта она аккумулировала в себе имитацию, орнамент, символику, ритуал и да, с конца 18 века всё ярче стал проявляться аффект. "Освобождённый" же период романтики породил помимо величайших гениев огромную армию эпигонов, "штампующих" предсказуемые высокие чувства: от благородного пафоса вплоть до мещанской благообразности. Играемые тёмным звуком и с большим-пребольшим вибрато.

Эстетическое начало – вот что действительно хранит(?) музыку от упадка. Нация, инструментализм, интеллект и уртекст – вот за счёт чего происходит её прогрессивное развитие. Потому фухтвенглеровская, казальская и энескувская страсть для меня – ценнейший раритет, история и экзотика, однако не более. При всём громадном уважении к этим гигантам. Их записи сегодня (именно сегодня, не ручаюсь за завтра!) никак не осветят путь новым музыкальным поколениям.

Мравинский же для меня актуален и бессмертен. Зерно его трактовок – железнейший ритм. Далее идёт выверенная фразировка и крайне нюансированная динамика. Его можно слушать объективного впечатления ради – не только под настроение. Никакой наигранной иррациональности и демоничности. Объективно, мудро и с феноменальной техникой. Отталкиваясь от самых базальных понятий. Всё это весьма хорошо слышно в его записях.

Вы отсылаете меня к музтрактатам 18 в. Отошлю Вас точно туда же. Ведь Ваш идол Фуртвенглер старинные источники игнорировал полностью. В ту эпоху налицо был лишь культ драмы и героя, борющегося с судьбой. И потому музыканты по сей день состязаются в потенции. Или в стерильности, если хотят сделать себе оркестровую карьеру.

Слушайте Раттла. Слушайте Аббадо. Слушайте какого-нибудь Изу-Пекку Салонена. Они органично объединяют в себе технику, музыку и драму. И живые (дай бог!) современные люди. Не стоит слишком заслушиваться концептуалистов вроде Гергиева… и раритетов-авторитетов, считаю я. 

Кстати, видео Тосканини с NBC у меня есть! С Пиниями Рима Пятой Симфонией Бетховена. Мне ужасно нравится простота и жёсткость жеста – оркестр при этом играет сверхнюансированно!