Почему Украина как государство не может быть столицей просвещения в
мировом сообществе и как использовать потенциал Харькова в этом
вопросе? Общаясь с избирателями, неоднократно наталкиваюсь на вполне
конкретные и внешне простые вопросы, ответить на которые крайне сложно.
Особенно в нынешние непростые времена…
Символы, вокруг нас сплошные символы. Трещина в стене библиотеки им.
Короленко, готовящееся закрытие школ в селах, падение уровня
образования как такового – это ли не символы приближающегося кризиса
духовного, который много страшнее кризиса материального? Символы эти из
разных сфер, и формально наверное не связаны между собой, и тем не
менее…
Зачастую ведь мы путаем причину со следствием, и пытаемся экономить
там, где эта экономия отзовется нам потерями через несколько лет. Вот
например программа оптимизации системы образования, а по сути –
закрытие школ в малых населенных пунктах. А так ли уж велика эта
экономия? Или это просто попытка замаскировать планы разбазаривания
помещений и имущества школ? Закрывая школы в селах и небольших
поселках, мы автоматически лишаемся будущих Ломоносовых – вспомните,
сколько известных и великих людей вышли из глубинки! Уменьшая, а в
конечном итоге лишая сельское население возможности получать
образование, тем самым толкаем страну к избранности обучения, а в
дальнейшем ко все большему и большему размежеванию, разделению
населения на первый и второй сорт.
Кавалерийскими методами внедряемые новшества в сфере образования при
всей своей позитивности приводят только к ошеломлению среди учащихся и
их родителей. Обидно смотреть, как даже присоединение нашей системы
высшего образования к Болонскому процессу – наверное, в целом
позитивный процесс – идет, по моему мнению, слишком радикально, слишком
поспешно. Возможно, даже не совсем ко времени сейчас это присоединение.
Внешнее тестирование уже по сути напрочь закрыло перспективу получить
высшее образование для многих и многих детей, интеллект которых не
укладывается в рамки простой схемы тестирования, для детей, главный
талант которых возможно состоит именно в стремлении к знаниям. Подчас
еще незрелое подростковое сознание не готово к такой системе
оценивания! Твердо могу сказать: многие успешные сегодня люди вряд ли
прошли бы независимое тестирование, истинное понимание нужности знаний
и образования пришло к ним только в вузе.
Либеральный подход в экономике «выживает сильнейший» еще понятен, но
явно неприменим в образовательной сфере. К сожалению, полумаргинальные,
ультралиберальные подходы к решению таких вопросов, когда особенно не
задумываются о стратегических последствиях, могут превратить наше с
Вами доброе общежитие в ситуацию, когда невозможно будет зайти друг к
другу через коридор, для совместного чаепития. Вспомним в качестве
примера Лос-Анжелес, Рио-де-Жанейро и Кейптаун, где Стеной отгорожена
одна часть общества от другой, что приводит к тотальной нетерпимости
одной группы к другой.
Еще в 11 веке дочь Ярослава Мудрого Анна, выйдя замуж за французского
короля, принесла в средневековую Европу высочайший уровень образования
и культуры, даже в простейших бытовых вопросах. Она стала одним из
ведущих просветителей Европы того времени, открывая школы и библиотеки,
обучая и наставляя людей. А ведь в момент своей эмиграции ей было всего
лишь 20 лет, возраст нынешних студентов! До недавнего времени
выпускники наших школ демонстрировали по всему миру высочайший уровень
подготовки, который удивлял профессоров ведущих вузов. Должен
констатировать, что в постперестроечный период наибольший отток
«мозгов» произошел именно из Украины. Наши специалисты работают в
наукоемких отраслях производства практически во всех странах мира. И
если по известности и престижности Гарвард, Оксфорд, Йелль значительно
превосходят все наши вузы, то по глубине преподавания и
фундаментальности научных изысканий украинская высшая школа способна
конкурировать с ними в полной мере. Но, по моему мнению, в настоящее
время делается все для того, чтобы потенциал нашей средней и высшей
школы был утерян навсегда.
Украина как государство была и есть одним из ведущих центров
образования и просвещения в мировом сообществе. Харьков как вузовский
центр был и остается символом этого процесса. И не случайно хочу
заострить внимание на этих проблемах именно сейчас, в завершение
учебного года и в преддверие очередной сессии облсовета, где возможно
будет инициирован вопрос закрытия ряда школ. Мало просто привлечь к
этому внимание, мало кричать «Караул!»! Слишком часто мы это делали,
как мальчик в притче про волков, и теперь нам просто не верят. Надо
принимать кардинальные, возможно непопулярные решения, способные спасти
наше образование, возможно даже ценой временных неудобств и трудностей!