НУЖНЫ ЛИ ДРУГ ДРУГУ УКРАИНА И СТУДЕНТЫ-ИНОСТРАНЦЫ?

В первые осенние дни украинские города традиционно оживились пёстрыми, весёлыми и шумными толпами студенческой молодёжи. Среди них – менее многочисленная, но более колоритная и приметная армия иностранных студентов. Что манит этих ребят в Украину, что несут они в нашу страну и как себя здесь чувствуют? На эти и некоторые другие вопросы о рынке международного образования в Украине расскажу в данном материале.

Как известно, сфера высшего образования выполняет две основные и взаимосвязанные функции. Первая – подготовка кадров для «народного хозяйства». Заказчиком услуг университетов в данном случае является государство, которое удачно или нет, но анализирует рынок труда и делает прогнозы относительно его развития, и на основе полученных данных размещает «госзаказ». Вторая функция – удовлетворение образовательных потребностей граждан. Если есть потребность в знаниях, овладении определёнными специальностями, значит должен быть кто-то, кто такие потребности удовлетворяет. Если в первом случае государство определяет перечень направлений образования, то во втором сами вузы, «провайдеры» образовательных услуг, следят за тенденциями рынка и предлагают потребителю то, в чём есть спрос (опять-таки, с большей или меньшей эффективностью). На языке студентов и их родителей две эти функции называются просто – «бюджет» и «контракт», соответственно. Здесь важно понимать, что такого понятия как «бесплатное образование» не существует: кто-то всегда платит за услуги университетов.

Иностранцы в Украине могут получать образовательные услуги только на контрактной основе. Это логично: зачем нашему государству за счёт наших же налогоплательщиков готовить кадры для чужого «народного хозяйства»? Однако, следует отметить что такова ситуация далеко не во всех странах: многие развитые державы оплачивают вузам подготовку иностранных студентов. Некоторые это делают сообразуясь с интересами имиджа или геополитики, другие так выравнивают демографический баланс или ситуацию на внутреннем рынке труда. Украине же развивать таким образом свой имидж на международной арене пока не по карману, а ситуация с демографией и рынком труда у нас не столь критична, как, например, во многих странах Евросоюза. Поэтому предоставление иностранным гражданам образовательных услуг для нашей страны вопрос исключительно рыночный, хотя и от «побочного» социального эффекта (о котором ниже) мы никуда не денемся.

Украинская система высшего образования и каждый отдельный университет участвует в глобальной конкурентной борьбе за клиентов наравне со всеми. Многих удивляет, почему иностранцы выбирают именно украинские вузы, имея возможность поехать в любую другую страну. Ответ в той же плоскости глобальной конкуренции: наша страна, образовательная система и университеты имеют свои конкурентные преимущества. Их можно разделить на несколько категорий (хотя, естественно, «срабатывают» они в комплексе).

Первую назовём «соотношение цены и качества». Если просто – довольно качественные услуги за довольно небольшие деньги. Если бы не коррупция и многие другие негативные явления, качество было бы значительно выше, и цену можно было бы повышать. Но на данный момент находимся в определённом, довольно скромном «ценовом сегменте», который объективно заслуживаем. Есть лучше, но дороже, есть дешевле, но хуже,  а посередине мы.

Вторая категория наших конкурентных преимуществ лежит в «визовой» плоскости. Подданным определённых государств куда-то попасть легче, куда-то сложнее, а куда-то вообще невозможно. В этом отношении Украина довольно «гостеприимна», по большому счёту, нет такой страны в мире, гражданин которой не мог бы стать студентом одного из наших вузов. Да, существует негласный, так называемый «чёрный список» стран «зоны риска», гражданам которых украинские визы выдаются довольно неохотно, но прямого однозначного запрета по отношению к какой-либо из стран не существует.  Есть также много стран, с которыми у нас безвизовый режим.

Вообще, рынок международного образования очень чуток к событиям и тенденциям мировой политики, и украинская его часть не исключение. Изменения отношений между Украиной и какой-либо страной влекут за собой и изменения числа студентов из данной страны, которые едут к нам учиться. Традиционно увеличиваются потоки студентов из стран, где начинаются войны или другие неурядицы. Влияет также изменение отношений стран-доноров абитуриентов со странами, являющимися нашими конкурентами на образовательном рынке: где-то ужесточили визовый режим – в Украину больше студентов поехало, где-то упростили – меньше.

Третью категорией конкурентных преимуществ Украины я бы назвал «ментальной». У нас сравнительно низкий уровень расизма и ксенофобии, народ в целом приветливый, жизнь хоть и довольно сложная, но спокойная и размеренная. У нас нет врагов, также, в прочем, как и слишком близких «друзей», против которых дружат другие. Повальная коррупция самое большое зло для иностранца в Украине, но и мы, украинцы, от неё страдаем не намного меньше…

Дешевизну жизни, кстати, я бы не назвал нашим конкурентным преимуществом, максимум отнёс бы её к категории «цена- качество».

Результаты конкурентной борьбы Украины на этом рынке я бы назвал более чем скромными. Но и имеющийся уровень достигнут не благодаря усилиям государства, образовательной системы и университетов, а, скорее, вопреки ним.

Предоставление образовательных услуг для иностранцев практически не выделено в отдельное направление работы. Почти все университеты, формируя комплекс программ, ориентируются исключительно на внутренний рынок, полностью игнорируя потребности внешнего. И относится это не только к выбору специальностей, но и к «подаче», как говорится: иностранцев учат как украинцев, так, будто и реализовывать полученные знания они будут в Украине. Вообще, к обучению иностранцев относятся как к побочной деятельности, университеты не хотят приспосабливаться под потребности иностранных студентов, ждут, что те сами приспособятся к их возможностям, комплексу и характеру предоставления услуг. Насколько такой подход можно назвать рыночным – судите сами. Сидеть и ждать, что на голову свалиться иностранный студент, с таким подходом можно, но рассчитывать на эффективную борьбу за него на мировом рынке – вряд ли.

Конечно, влияет на наши конкурентные позиции, причём очень сильно и очень негативно, наша национальная беда номер один – коррупция.

Бедные иностранные студенты (причём, не только в переносном смысле: богатых, по причинам, описанным выше, к нам приезжает единицы) настоящие дойные коровы для украинской коррупционной системы. В деле оббирания студентов-иностранцев можно выделить четырёх «стейкхолдеров».

Первый – дипломатические представительства нашего государства за рубежом (как говорится, «Украина она и в Африке Украина»). Четыре тысячи долларов за визу нормальному ребёнку, с хорошим аттестатом, приглашением от вуза в той же Нигерии – не многовато ли? И это не предел, как показывает практика. Имеет ли смысл говорить об имидже государства, если человек впервые с ним, государством нашим, столкнувшись у себя на родине, уже увидел что к чему?

Второй – миграционные службы. Далеко не во всех городах, но во многих положенный по закону «вид на жительство» иностранный студент без взятки просто не получит!

Третий – сами университеты. Думаю, ни для кого не секрет что вымогают со студентов-украинцев. Умножьте на три и примерно сможете представить, с чем приходится сталкиваться иностранцам.

И четвёртый, естественно, – «правоохранительные» органы. Полёт коррупционной фантазии их представителей безграничен и непостижим, и если украинцы хоть как-то могут себя защитить, то гости страны оказываются невероятно лёгкой добычей для наших шакалов в погонах.

Подумайте сами, как это всё влияет на конкурентные позиции Украины на мировом рынке высшего образования.

Кстати, по поводу коррупции и её влияния на рынок украинского образования для иностранцев, есть такой смешной и одновременно печальный факт: отмечается увеличение потока студентов из стран, которые начинают бороться с коррупцией в своих образовательных системах. Не все страдают от коррупции, некоторые от неё, как говорится, «получают удовольствие». Те, кто не хочет учиться, а хочет платить взятки едут в Украину. Вот вам и «имидж». Среди таких студентов распространена приятная на первый взгляд, если не знать о чём речь, поговорка: «В Украине возможно всё!»

Важную роль в конкурентной борьбе украинской образовательной системы на мировом рынке играют консалтинговые компании, руководителем одной из которых является автор данной статьи. Такие фирмы с одной стороны предоставляют услуги университетам по привлечению студентов из-за рубежа, с другой – самим абитуриентам. В комплекс их услуг входит консультирование по вопросам выбора университета, образовательной программы, информирование относительности стоимости обучения, проживания, прочих сопутствующих расходов. Когда университет и факультет выбран – компания резервирует место, помогает оформить приглашение для получения студенческой визы, нередко взаимодействует с посольством для того, чтобы виза была выдана. В обязательном порядке представители таких компаний встречают своих студентов в аэропортах или на вокзалах, доставляют в университет, помогают оформить все необходимые документы, поселиться в общежитие и т.п. Мелкие компании после зачисления и поселения студента прекращают с ним сотрудничество, более крупные ведут его на протяжении всего срока пребывания в Украине, помогая решать бесчисленное множество мелких и крупных проблем и недоразумений, справляться с тяжестями жизни в новой, чужой и незнакомой стране. Если вы сами или ваши дети поступали в украинские вузы в период независимости, попробуйте вспомнить все те стрессы, которые испытали в этом нелёгком мероприятии. Очереди, давки, неразбериха, никто ничего не знает, никто не за что не отвечает, куча непонятных бумаг, десятки кабинетов и коридоров, «синдром вахтёра» у сотрудников деканатов и различных отделов. Иностранцу приходится вынести ни чуть не меньше, а зачастую – намного больше. И всё это после полёта (как правило – первого в жизни), в первый же день пребывания в чужой, незнакомой стране, не зная ни языка, ни наших своеобразных традиций, в юные 17 лет, впервые в жизни самостоятельно, без родителей…

Надо отметить, что услугами консалтинговых фирм пользуются студенты, поступающие не только в наши университеты. Подобные компании набирают студентов и в престижные вузы США, Канады, Европы и т.п. Но при работе с цивилизованными вузами, услуги посредников оплачивают сами вузы, а не абитуриенты! В Украине можно пересчитать по пальцам университеты, которые платят проценты посредникам, да и те в основном лишь декларируют это: самих выплат дождаться практически нереально, но хоть взаимозачёт происходит. Следовательно, полностью оплачивать услуги образовательных консультантов приходится самим студентам, а вернее – их родителям.

Именно украинские консалтинговые компании в сфере международного образования проделывают основную работу, позволяющую нашей стране конкурировать на этом рынке. Они формируют широкие сети агентов, представителей и партнёров в десятках стран, проводят рекламные и информационные кампании, организовывают визиты представителей украинских вузов в разные страны мира для проведения семинаров, выставок, прочих мероприятий с целью привлечения студентов в Украину. Приходится выполнять и, казалось бы, несвойственные функции: хоть как-то влиять на дипломатические ведомства, заниматься правозащитной деятельностью в Украине, помогать вузам адаптировать свои программы, комплекс и способ предоставления услуг под потребности иностранцев и учитывая потребности мирового рынка. Реально полноценно работающих таких компаний в Украине ещё очень мало. Можно сказать, рынок соответствующих услуг только начал формироваться, и формируется, опять-таки, не благодаря государству и университетам, а вопреки их бездействию в данной сфере. Как и на всяком новом рынке, здесь ещё много мошенников и дилетантов, но уже выросло и несколько серьёзных компаний.

Многие наши соотечественники посмеиваются над вузами и компаниями, которые работают с иностранцами, намекая на то, что именно они являются основными поставщиками нелегальных мигрантов в Украину и, транзитом через её территорию, – в Европу. Не желаю отрицать факт наличия проблемы нелегальной миграции, отмечу только то, что обязанностью и даже правом с ней бороться наделены у нас совсем другие ведомства и структуры. Университеты и консалтинговые фирмы, работающие в данной сфере, всегда готовы сотрудничать для решения упомянутой проблемы, но не нужно на них вешать всех «собак» и мешать работать из-за того, что кто-то не справляется со своими обязанностями.

Сейчас в Украине около 200 вузов имеют лицензии на обучение иностранцев. По данным министерства образования, в минувшем учебном году они обучали чуть более 60 тысяч иностранных студентов, что составляет приблизительно три процента от общего числа обучающихся. Министр Табачник в одном из интервью «похвастался» тем, что иностранные студенты ежегодно приносят в украинскую экономику 100 миллионов долларов. Простые вычисления, основанные на знании стоимости обучения, проживания в общежитии, прочих сопутствующих расходах, а также на том, что студенту в Украине прожить менее чем на 100 долларов в месяц просто не реально, указывают на заниженность озвученной министром цифры минимум в два раза. Много это или мало – зависит от того, с чем сравнивать, нужны ли Украине эти деньги – скорее да, чем нет.

Жаль, но мало кто рассматривает вопрос о вносе иностранных студентов в иных плоскостях, кроме финансовой. А ведь они, молодые украинские иностранцы, имеют невероятный энергетический заряд, приобретённую и/или развитую житейскую креативность, способность адаптироваться к новым обстоятельствам и использовать эти обстоятельства в своих интересах. При грамотном, разумном подходе  со стороны «принимающего» общества и государства, они могут быть «агентами изменений», катализирующими новое, креативное и инновационное, за счёт своей  энергичности и того, что смотрят на привычную для нас ситуация «свежим» взглядом. При неграмотном же и неразумном, либо вообще «без никакого», вместо гармоничной интеграции ребят в наше общество можем получить их изоляцию со всеми вытекающими последствиями, вместо симбиоза – паразитирование, вместо ресурса и потенциала – проблему для нашего общества.

Если мы предлагаем образовательные услуги подданным других государств, нам нужно осознать факт наличия глобального образовательного рынка, конкуренции на данном рынке и того, что волей-неволей мы вовлечены в эту конкуренцию. Выработать «стратегию продвижения», методы повышения конкурентных преимуществ нашего образования и минимизации недостатков. Понять, какие студенты нам нужны, зачем они нам, что мы хотим от них получить, как можем использовать их потенциал, и что можем им дать. Изучить потребности рынка и сформировать своё «уникальное торговое предложение», адаптировать комплекс услуг и методы их предоставления под вышеупомянутые потребности. Ресурс огромный, возможности им воспользоваться есть, не хватает, как всегда, порядка, осознанности, желания смотреть вперёд и работать на перспективу.