Первая половина дня сегодня – это наше проникновение в школу Кофоеда – уникальное место по духу и по сути. Представлял ее Оле Мелдгаард – преподаватель школы с 25-ти летним стажем.
Школа начала работать в 1928 году. В школе учатся студенты (так называют всех, кто пришел и учится). За много лет у них были разные целевые аудитории, начиная с 20-30 годов это были бедные, бездомные люди, люди с зависимостью, с расстройствами психики.
После 2 мировой войны это была молодежь, которая приходила из деревень, безработная и бедная. Сейчас здесь очень много иностранцев, почти половина, в прошлом году были представители 81 национальности.
Школа Кофоеда юридически является общественной организацией.
Финансируется на 50 процентов государством, а также есть соглашение с муниципалитетом Копенгагена. Школа выполняет работу, связанную с рынком труда в городе – тренинги, обучение и прочее.
Все происходит в рамках контракта, где прописаны все условия. Есть хостел для молодых бездомных и это финансируется муниципалитетом.
Вся эта официальная информация, сухая и понятная, никак не отображает сути этой школы. А вот главный принцип – помощь в самопомощи – как раз и демонстрирует то, чем тут занимаются.
Это неформальное образование, без сертификатов и дипломов, нет экзаменов и планов, образование начинается, когда человек приходит в школу, с ним работают, чтобы понять, что нужно именно ему и как его занять и реализовать.
Если в школу приходит бедный и голодный “бомж”, то никто не будет его жалеть и кормить. Ему скажут: “вот, у нас мастерские, иди и заработай себе на обед”. Сделай хоть что-то, какие-то шаги, чтобы показать, что ты хочешь здесь быть. И ему нужно приложить сверх усилия – помыться, побриться, постирать вещи, и это большой шаг, который дает возможность двигаться дальше.
Основная работа сегодня – это социализация людей, адаптация к новым условиям, это переквалификация и возможность найти себя.
Около 150 курсов читаются в школе, это и керамика, музыка, театр, языковые курсы, литература, теология, культура и сами студенты выбирают, что и сколько они будут учить. Подход – понять мотивацию каждого студента.
Мастерские школы – это отдельная история. Швейная мастерская, деревообрабатывающая, авто- мастерская, художественная мастерская, график ворк шоп и даже парикмахерская… Все это работает и приносит доход.
В мастерских студенты могут зарабатывать деньги внутри школы – есть даже своя валюта кофоед доллар, человек может за час работы заработать деньги, чтобы поесть в столовой. Если он работает много, то кофоед доллары можно обменять на реальные деньги.
Особое внимание здесь уделяют эстетическому развитию и формированию личности. Так, например, на стенах в коридорах, лестничных пролетах, в аудиториях размещены произведения искусства, некоторые из которых стоят миллионы евро. Картины Хенри Хеерупа, датского художника, графика и скульптора, расположены на лестничных пролетах школы и своим позитивом и простотой радуют всех, кто проходит мимо.
Часть произведений художники дарили сами, а часть покупала школа в сотрудничестве с Арт-центром.
Копенгаген – один из самых зеленых городов в мире. Сказала нам вице-президент экологической организации “Экология Амагера” Ива Дамгаард.
Законодательно оформлено и на уровне муниципалитетов закреплено экологически дружелюбное отношение ко всему, что окружает людей в городе.
Движение началось в 2003 году с целью сохранить старые здания, и всех активистов (в основном это люди третьего возраста) привлекли в самоуправление по вопросам экологии. И одним из основных успехов движения стала популяризация велосипедного движения. А я могу заверить, что эти успехи видно “невооруженным глазом”.
Велосипедные дорожки при строительстве дорог – обязательное условие, по-другому здесь дороги не строят. К тому же, среди городов Дании идет соревнование на лучший город, зеленый и удобный для велосипедистов.
На национальном и интернациональном уровне идет обмен опытом, как лучше и удобнее устроить дороги для велосипедистов. Так, например, канадский опыт подсказал необходимость расширения велосипедных дорожек, что незамедлительно и было сделано.
Организация так же занимается другими вопросами экологии – экономии электроэнергии, утилизации использованных батареек, программой ответственного потребления (отказ от пластика, использование органических материалов) и т.д.
Государство и муниципалитет не только помогает и поддерживает активистов и постепенно законодательно регулирует все вопросы экологии и здорового образа жизни в стране.
Я не буду писать здесь обычную фразу – “нам это не светит”, или в Украине такое не возможно. Вопрос только в расстановке приоритетов. Рано или поздно приоритеты в Украине должны измениться, или количество налогоплательщиков сократится естественным способом и тогда приоритеты менять уже будет поздно.