Первая встреча сегодня в “Publikum” – local committee района Амагер Ест.
Оле Петерсон – председатель локального комитета, в прошлом руководитель детского сада.
Система местного самоуправления в Дании непростая и достаточно запутанная. Председатель одного из локальных комитетов Копенгагена (в Украине – это райсовет) Оле Петерсон так же непросто и запутано пытался объяснить структуру и механизм работы органов местного самоуправления. Дальше – все, что мне удалось понять. Это меньше, чем хотелось бы знать, но больше, чем можно найти легкодоступной информации.))
Локальная демократия – возможность каждого жителя города влиять на все процессы, которые в городе происходят. Не все хотят участвовать, конечно, но здесь приглашают всех, дают возможность влиять на собственную жизнь.
520 тысяч жителей в Копенгагене. И еще плюс миллион жителей входит в “Большой Копенгаген”.
Каждые 4 года избирается городской совет. В совете 55 депутатов, которых выбирают жители. Депутаты избирают лорд-мера (сейчас это Франк Енсен), который отвечает за экономику, и еще 6 магистрат-меров, каждый из которых отвечает за свое направление. Все друг от друга независимы.
Пропорционально избирательным голосам, партии, которые получили места в совет, распределяются по семи комиссиям и формируют политику своего направления, эта политика комиссий обязательна для исполнения для профильных меров. А все комиссии вместе дают задание лорд-меру и комиссии по экономике, эти задания обязательны к выполнению.
Каждый из меров имеет свою собственную администрацию, которая и осуществляет работу в определенном направлении.
В 2006 году была ведена в действие новая система и город был разделен на 10 районов, плюс Кристиания, которая создала себе собственный комитет, и район “Королевский сад”, жители которого не захотели распределения по другим районам и остались отдельной локальной общиной.
Каждый локальный комитет включает в себя 23 человека, 7 назначаются политическими партиями, которые входят в городской совет, остальные 16 избираются из членов местных общественных организаций, разных институций, актива громады. Для этого все эти сообщества и институции отправляют делегатов на выборную конференцию, а сами делегаты избирают 16 представителей в локальный комитет.
Локальный комитет создает несколько рабочих групп, которые и занимаются развитием громады.
Рабочие группы функционируют открыто, любой желающий может присоединиться к их работе. Рабочая группа готовит материалы для локального комитета, а уже они принимают решения.
Работа в локальных комитетах происходит на волонтерских началах. Только секретари комитета получают зарплату из бюджета городского совета.
Все решения на уровне городского совета, которые касаются локальной территории, не принимаются без обсуждения в локальном комитете. И только после такого обсуждения решение передается в городской совет.
Эти решения локальных комитетов носят рекомендательный характер, потому что решение все равно принимает городской совет.
Локальные комитеты так же могут вносить свои предложения по реформированию своей территории в городской совет, так, например, у локального комитета Амагер Ест появилась необходимость перестройки одной из улиц. Из-за большого трафика машин было мало места для пешеходов, велосипедистов и магазины, расположенные на улице, разорялись. Необходима была реконструкция улицы. В локальном комитете разработали предложения и подали в городской совет, там эти решения утвердили и выделили средства для реализации.
Бюджет расходов локального комитета, на минуточку, 5 миллионов крон, половина идет на зарплату, а вторая половина – на решение остальных вопросов, работу экспертов, поддержку проектов местных организаций и т.д.
После встречи и озвученных цифр мы шли на обед и обсуждали, что, конечно, имея ресурсы, можно работать. Конечно, возможность взаимодействия всех ветвей власти, местного самоуправления и громады дает результаты, только как наладить такое взаимодействие в Украине?
Особенно удивило, что председатель локального комитета в прошлом был директором детсада, а не фабрики или завода, что в локальных комитет идут волонтеры и работают, предлагают идеи и проекты, то есть громада активна и хочет…
Вторая встреча сегодня в Helsinki Committee Копенгагена.
На встрече присутствовали: Председатель хельсинского комитета – Карлстен Фледелиус, Маргарэта Кемпинска-Якобсен, Ханне Сиверинсен и другие представители Комитета.
Все члены группы рассказывали о своем опыте, о проблемах, которые возникают в процессе работы.
Важный вопрос, который поднимался и обсуждался, – ограничения свободы слова в интернет-пространстве.
А дальше пошли вопросы и обсуждения шансов евроинтеграции Украины, необходимых реформ и позиции европейской стороны по поводу реформ в Украине.
У меня было как бы “дежавю”. Все, что было сказано представителями Хельсинского комитета, я уже слышала и не раз. Во время стажировки в Польше, во время всех встреч с представителями европейских структур. Они говорят одно – действуйте, используйте правовое поле, инициатива должна идти снизу…. Столько раз я это слышала, но никак не могу понять, как это реализовать.
Говорили еще много о чем, что останется пока что за кадром. )
Маргарета Карпинск-Якобсен рассказала об интересным проекте. Каждый год с января начинаются трехмесячные курсы в Даниидля молодых людей 18-35 лет, они могут приехать в Данию и узнаю о правах человека и функционировании гражданского общества. Им оплачивают проживание и питание, их вклад – оплатить свой проезд.
А вечером мы пошли в Королевскую консерваторию на дипломный концерт Алексы Франциски Фогель. Дипломные концерты (экзамены) проходят публично и открыто. Каждый человек может прийти и послушать. Тут же сидит жюри, которое оценивает выступление. У жюри можно узнать критерии, по которым оценивается выступление (ну мы не узнавали, просто получали удовольствие))). Алекса была прекрасна, маленький соловей, бесподобный голос и энергия. Надеюсь, что экзамен она сдала. )))