Первая встреча сегодня – Мильепункт “Нуребро” – локальный центр по работе с окружающей средой.
Директор Эрик Йоргансен и экономический директор Центра Лена Боел презентовали центр прямо на экологической крыше своего офиса ))
Задача Центра в соответствиями с пожеланиями жителей и их интересами организовывать окружающее пространство. Если для этого нужно контактировать с властью, договариваться, спорить, то они это делают.
Один из проектов мильепункта – сортировка мусора на большое количество фракций. Жители сами заинтересованы это делать, Центр должен предоставить возможность. Мотивацию жителей поддерживает то, что отсортированный мусор, не будет ссыпан в одну кучу, а использован именно по назначению, по этому поводу Центр тесно взаимодействует с муниципалитетом (горсоветом), который является владельцем мусора.
Целевая группа центра – 10 тысяч человек, объем мусора – 500 кг на жителя Копенгагена в год.
Твёрдые отходы, отсортированные, собирают и отправляют на переработку, а органические отходы (третья часть) раньше компостировались прямо во дворах. С приходом нового либерального правительства программа компостирования отходов была свернута и сегодня органические мусор сжигают.
Твёрдые отходы сортируются на 28 фракций. Жители платят налог на мусор, а муниципалитет вывозит и продает мусор на бирже. Покупателями могут быть все, местные и иностранные предприятия.
С политической точки зрения – это проблемный подход. Муниципалитет провозглашения политику, что мусор – это ресурс, но большая часть его сжигается, не идет в переработку. В парламенте сильное промышленное лобби и они идут в разрез с интересами громады. Заводы по сжиганию мусора – мощный экономический фактор, который мешает развитию переработки мусора. 4 млрд. инвестировано в такие заводы и ни одной кроны в развитие переработки.
В результате жители платят налог на мусор, громаде выгодно развивать переработку мусора, а это идет в разрез с государственными промышленными лобби. Дошло до того, что для поддержания бизнеса мусоросжыгающих заводов, уже сейчас экспортируют мусор из других стран ЕС. Это производство опасно и токсично и экологи, и жители категорически против. Что в принципе мало влияет на политику государства. Наконец-то первая наша общая черта ))))
Один из проектов Центра Мильепункт “Нуребро”: Детская площадка “Сады мира”.
Муниципалитет выделил землю, силами громады собрали деньги и устроили общую территорию с возможностью выращивать цветы, разные другие растения, все, что можно выращивать. Так как земля в Копенгагене загрязнена )))), все выращивают в специальных деревянных контейнерах с землей. Любой житель района может прийти, что-то посадить и ухаживать, потом они вместе устраивают праздник урожая. Тут же на территории есть место, где разводят кроликов. Дети, играющие на площадке, собирают необходимую кроликам траву и кормят. Кролики были очень милые. На этой оптимистической ноте мы и закончили первую встречу.
Вторая встреча. Неформальное образование для взрослых.
Пол Эрик Кандруп – директор народной школы Элсинор.
В Дании существует сеть народных университетов, в основном для молодежи, есть для более зрелого народа, есть краткосрочные и длительные курсы. В основном все университеты рассчитаны на постоянное пребывание, студенты заезжают и живут, учатся весь срок обучения.
В народные университеты люди приходят за самоопределением и самореализацией, это основная задача.
Датчане пытаются распространить практику народных университетов и на другие страны, где идут процессы самоидентификации народа. Идеи и принципы вполне применимы на территориях этих государств.
Интересный факт. Начиная с 1814 года в Дании законодательно закреплено необходимость обучения в вечерних школах тем, кто не умеет читать и писать. Все должны уметь. Даже, чтобы войти в церковь (вооцерквление), ребенок сам должен прочесть Библию.
Элсинор – народная школа на севере Копенгагена, основана в 1884 году. Школа была открыта возле доков и предназначалась для обучения рабочих, которые там жили. У рабочих не было шансов остаться необразованными ))). Образование в то время было бесплатным.
Сегодня это образование платное, предоставляется программа и все желающие выбирают курсы и обучаются. Если курсы, которые выбрали, необходимы для дальнейшего трудоустройства, развития каких-то необходимых для работы навычек, то такие курсы государство оплачивает. А если курсы нужны для личностного развития или развлечения, то студент оплачивает их сам.
Средняя оплата за обучение, проживание и питание – около 4000 крон в месяц (приблизительно 5500 грн).
До сих пор в парламенте идут споры о том, является ли образование взрослых необходимым для развития свободной и успешной личности, или это не настолько необходимо и должно быть доступно только для элиты.
Программа школы похожа на рекламный прайс магазина )), там размещены маленькие материалы о курсе, его длительность, стоимость, какие-то особенно успешные практики, фото и контакты, куда можно обращаться и условия обучения.
Формы обучения традиционные, в основном в малых группах, индивидуальный подход в приоритете.
Но технологии обучения не являются формальными, это не тяжкая работа, это скорее инсайд, необходимый для развития. За это не дают диплома, но это обучение меняет качество жизни.
На этом официальная программа закончена, дальше – неофициальная – современная архитектура Копенгагена. Экскурсия от Ирины Клихбул )))