Пропагандистская кампания, развернутая спикерами Кабинета Министров, Администрации президента и парламентского большинства выстилала пенсионные изменения исключительно благими намерениями. Для промоушена спикеры и, в первую очередь, вице-премьер Тигипко из кожи вон убедительно транслировали месседж о том, что повышение пенсионного возраста – это шанс снизить дефицит Пенсионного фонда, иначе скоро нечем будет платить пенсии. Не менее важно, что повышение пенсионного возраста – это одно из требований МВФ, а значит, уже осенью можно рассчитывать на свежий транш кредитных денег. Транш, который лоббисты банковских группировок вожделеют настолько, что прошлись информационным утюгом и паяльником даже по главе правительства Николаю Азарову, посмевшего сделать серию заявлений, что такой уж крайней необходимости в следующем займе нет. Суммируя, получается, что пенсионные нововведения, повысившие возраст выхода на заслуженный отдых для женщин и ужесточившие еще ряд требований – единственный вариант избежать коллапса пенсионной системы. Но правда ли это? В случае с реформой пенсионного законодательства Украине навязали чисто неолиберальный механизм решения задачи, выдавая его не просто за самый оптимальный, а за единственно возможный. Аргументы «за» выстраивали следующую логическую цепочку. Повышение пенсионного возраста – это достижение сразу двух целей: увеличение количества работающих и снижение количества пенсионеров. Меньше пенсионеров – меньше расходы Пенсионного фонда. В результате – шаг вперед в разрешении главной на сегодняшний день проблемы в виде увеличивающегося год от года дефицита главной пенсионной кассы. Что касается других вариантов решения проблемы с дефицитом ПФ, то ни правительственные, ни парламентские спикеры постарались даже не намекнуть, как будто других способов просто нет. В то же время просматривается еще минимум два варианта, главные преимущества которых в том, что они не будут столь болезненно ощущаться миллионами украинцев. Алгоритм №1 заключается в том, чтобы снизить ставку налога на фонд оплаты труда, чтобы работодатель получил возможность хотя бы часть миллиардов гривен, что платятся «в конвертах» выплачивать как «белую зарплату». Украинская специфика заключается в том, что большую часть теневой экономики составляют не торговля наркотиками, оружием или поддельными медикаментами, а как раз таки законопослушные отрасли, загнанные в «тень», среди которых значительный удельный вес принадлежит зарплатам «черным налом». Совпадение или нет, но в день принятия пенсионной реформы во время итоговой пресс-конференции президент Янукович обозначил, что в Украине около 40% экономики находится в тени. Как результат, подбил баланс президент, государство ежегодно теряет около 20 миллиардов гривен, добавив, что «это очень скромные подсчеты». Существуют и альтернативные оценки. Так, Всемирный банк в своем исследовании украинской «тени» подсчитал, что почти 5 миллионов украинцев сегодня работают без трудовой книжки. Если это правда, то высокое место Украины в мировом хит-параде «теневиков» выглядит логично. Начальник налоговой милиции Виктор Шейбут на основе оперативных данных озвучил, что в Украине 50% зарплат выплачивается в конвертах, продемонстрировав, мягко говоря, очень оптимистическое видение оперативной обстановки, так как реальная цифра минимум процентов на 15 – 20 выше. В общем, с приведенными им цифрами можно спорить, но здесь главное типовая схема: официально работник оформляется на минимальные 960 гривен, а оставшиеся 3-4 тысячи получает необлагаемым «налом». В чем же причина? Если начать разбираться, то уж не в том ли, что государство водрузило на зарплатный фонд непомерный пресс? Судите сами, в зависимости от профессиональной принадлежности работодатель отчисляет в госбюджет от 36, 76 до 49, 7% в виде единого социального взноса. Добавим еще 15 %, которые удерживаются в виде налога на доходы физических лиц и 3, 6 % социальных отчислений. В сумме получаем от минимальных 55, 36% до максимальных 68, 3% обязательных отчислений из кошелька работодателя, так как перечисленные платежи за себя и свой персонал осуществляет именно он. В пересчете на реальные деньги выходит, что в сумме работодатель с наемным работником уплачивают с каждой тысячи гривен в виде налогов, отчислений в пенсионный фонд и фонд социального страхования по утрате трудоспособности от 550, 36 до 680, 3 гривен за каждое рабочее место. Такой подсчет во многом поясняет оценки теневой экономики и теневой занятости, не правда ли? Если же исходить из оценки, что снижение налогового пресса на 10% возвращает в правовое поле от 20 до 30 % уклоняющихся, то выходит, что одной простой поправкой администрация Януковича имела возможность превратить в плательщиков от миллиона до полутора миллионов трудоспособных украинцев. То есть, минимум 453 миллиона гривен в месяц или 5 миллиардов 436 миллионов платежей в год, притом, что мы имеем дело с самым грубым подсчетом. Логика понятна: увеличение объема легальной зарплаты – больше отчисления в Пенсионный фонд. Тем более, что подходящий повод у Кабинета Министров наличествовал – полугодом ранее правительство вносило в Верховную Раду проект Налогового кодекса. Впрочем, о таком варианте никто даже не заикнулся, а не то что попытался осуществить. Второй алгоритм заключается во внедрении нового механизма оплаты труда. По подсчетам разных организаций, нынешняя Украина – это последнее либо предпоследнее место в Европе по уровню зарплат. Начать с того, что минимальная заработная плата на сегодняшний день составляет нищенские 960 гривен (примерно 3 400 российских рублей). Для сравнения – согласно шкале Всемирного банка черта бедности – 17 долларов в сутки, то есть, 510 (527) долларов в месяц. Логичный шаг, правда – увеличить отчисления в Пенсионный фонд за счет увеличения минимальной ставки или перехода на почасовую оплату труда, чтобы каждый регулировал свою зарплату в зависимости от выработки? Но никто из спикеров Кабинета Министров или Верховной Рады о таком варианте даже не закинулся. Согласно официальной точке зрения, которую озвучили уже и правительство, и Верховная Рада, и Администрация президента, в нынешней Украине 10 рабочих содержат уже 9 пенсионеров – и это в контексте того, что нация стареет и ситуация все ухудшается. Демографический кризис, давший осложнение, в том числе, и на украинские пенсии – результат политики всех украинских президентов и премьеров последних 20 лет. Уж не выходит ли так, что строго по законам неолиберального жанра пенсионная реформа – просто выгодный способ переложить на плечи простых украинцев плачевные результаты деятельности «государственников» и «крепких хозяйственников»? Ведь, как видим, существуют альтернативные и не настолько болезненные варианты решения проблемы. Впрочем, есть ли смысл заниматься подсчетами и дискуссиями о механизмах, обреченными прозвучать в пустоту, если озвучивая месседж о необходимости «затянуть пояса», первые лица государства на деле демонстрируют, скажем так, несколько иной подход к государственным финансам. Можно ли верить заявлениям о дефиците Пенсионного фонда, если за месяц до принятия реформы специальным законом Верховная Рада прощает частным компаниям 24 миллиарда гривен долгов за энергоресурсы? Для сравнения – дефицит Пенсионного фонда по прогнозам правительства в 2011-м должен составить 17, 755 миллиарда гривен (согласно оценке вице-премьер-министра Тигипко в 2010-м его показатель – 34, 4 миллиарда). Уже один этот факт умножает весь правительственный «плач Ярославны» (как и исполняемую все 20 лет сказку про «эффективных менеджеров») о дырявой державной казне на ноль.Сергей Слободчук, политолог для Института региональной политики