Если Вам безразличны авто, не тратьте время на чтение нижеследующего. Но если Вы цените искусство – возможно, этот мой материал покажется небезинтересным. Потому что здесь речь не о "ТС", "транспортном средстве". Я писал об Автомобиле.
Итак, декабрь-2008, Харьков-Киев-Харьков специально для autoEVO. Фото – Александр Лобанов.
Знак отличия
Дано: Alfa Romeo 159 3.2 Q4 и ее владелец, не довольный возможностями, которые предлагает нынешний флагман миланского автомобильного дома.
Допустим, существует возможность значительно улучшить динамику автомобиля путем установки компрессора – и хозяина не пугает необходимость ехать для этого в Москву, куда прилетят специалисты одной из очень немногих фирм, решающихся на тюнинг Alfa Romeo.
Требуется доказать, стоит ли кит-комплект Autodelta тех денег, которые за него просит фирма.
Мое предложение провести тест-драйв владелец автомобиля принял с неожиданной готовностью. «Приезжай, буду рад продемонстрировать, на что она способна!» – таким был ответ на мой осторожный вопрос о тесте и фотосессии.
Получив согласие, до меня вдруг дошло, что через пару дней я познакомлюсь с единственной в своем роде машиной на просторах родной Украины. Стало как-то не по себе. А тут еще технические характеристики – что называется, «до пары»: 350 л.с., 430 Нм, спринт от 0 до 100 км/ч за 5,5 секунды… Немного успокаивал прогноз: в условленный день ожидалась сухая и прохладная погода. И все-таки накануне встречи полностью избавиться от дрожи в коленках так и не удалось.
Она появилась именно так, как я этого ожидал: вынырнула из потока, дерзко обошла тех, кто секунду назад считался ее попутчиками, и, повернув на Контрактовую площадь, замерла.
Я сразу же понял, какой вопрос будет задан одним из первых. Да, глупо спорить с тем, что Alfa 159 – одна из самых красивых среди всех ныне выпускающихся моделей. И все же мне думалось, что машина, пока что существующая в этой стране в единственном экземпляре, будет отличаться от себе подобных. Но нет, в ее внешности ничто не выдавало уникальность. Почему?!
Клянусь, я сделал так, как и решил: вопрос на счет экстерьера прозвучал буквально через 15 секунд после того, как я оказался в машине и хозяин этого чуда пожал мне руку. Не надейтесь, ответ не поразит оригинальностью: «со внешностью у нее все в порядке» – только и сказал он. На этом обсуждение «обертки» закончилось, не успев начаться: на первом же светофоре мне дали пробную порцию лакомства. Вот только не надо сейчас про новые штрафы за превышение скорости, хорошо? Я говорю о том, как Она звучит. Поет, если хотите. Выводит по складам, протягивает и отсекает, повинуясь педали газа под ногой дирижера, владельца и повелителя. Вы знаете, как звучит нынешний альфовский 3.2-литровый V6 на высоких оборотах? Так вот, «под компрессором» он звучит так, словно «3 и 2» превратились примерно в «6 и 4».
Первый светофор, первое нажатие на газ. Короткий, мощный бросок под бесподобный аккомпанемент разведенной выпускной системы. Я вдруг вспоминаю, что пару лет назад работал над переводом истории Autodelta. Помню какой восторг вызывали двое «частников», сумевших вернуть Alfa Romeo на гоночные трассы после того, как в начале 50-х фирма ушла из автоспорта… Вот только когда Карло Читти и Людовико Чиззола зарегистрировали в коммерческой палате города Удина предприятие под названием «Ауто-Дельта»? Бог мой, это же было в 1953-м – т.е. ровно 55 лет назад!!! Да-да, точно, Читти должен был использовать опыт, накопленный им в Ferrari, а Чиззола как местный дилер Alfa Romeo предоставлял свою материальную базу. Работая над переводом того материала, я и предположить не мог, что через пару лет мне представится возможность самому испытать, прошла ли проверку временем идея господ Читти и Чиззолы… Медленно тянущаяся пробка на Подоле, очередной перекресток. Стоп!
Память выдает очередную порцию «вкусненького»: на 1963-й год пришелся гоночный дебют Alfa Romeo Giulia Tubolare Zagato, подготовленных Autodelta; на трассе в Монце четыре этих машины взяли 1 место в категории прототипов. Потом будут успехи на треке Себринга, в "Targa Florio", “1000 км Нюрбургринга” и “24 часах Ле-Мана”… Но я морщусь от понимания того, что полувековая история не имеет к «нашей» 159-й никакого отношения.
Вот черт! Ну почему у итальянцев всегда так: то густо, то пусто! Вы можете себе представить, чтобы в мире было 2 ателье «ABT Sportsline», «Alpina» или Carlsson? Нет. Потому что «орднунг». Порядок. Потому что речь идет об Audi, BMW, Mercedes. Фирштейн? Никакой двусмысленности, никаких совпадений имен, никакой неопределенности! В чем коммерческая целесообразность названия, которое будет нуждаться в постоянном уточнении – мол, «нет, это не та Autodelta, я говорю об англичанах»?
По видимому, Яна Джелалиана, основавшего в 1987 году в Великобритании ателье «Autodelta», совершенно не смущала будущая путаница, которую вызовет название его фирмы. Скорее, расчет шел на небольшую, но фанатично преданную группу поклонников Alfa Romeo, которые могли и хотели оплатить работы по усовершенствованию миланских автомобилей. Таким явно было приятно произносить «я недавно забрал свою красавицу. Что значит «откуда»?! Ну не из сервиса же! Из Autodelta!».
По прошествии 21 года можно говорить о том, что господин Джелалиан оказался прав. SZ, GTV, 147 GTA,156 GTA, GT… Все эти модели гостили в лондонских мастерских на Park Royal – и результат работы автодельтовцев неизменно вызывал восторженные отзывы. Теперь понятно почему.
Сидя в уютном салоне 159-й и вслушиваясь в недовольное бормотание мотора, вынужденного прозябать на «холостых» в киевской пробке, я вдруг отчетливо ощутил, что между серийной внешностью, интерьером, стандартным для 3.2-литровой версии, и компрессорными 350 «лошадками» под капотом нет никакой дисгармонии. Больше того, разговор с хозяином машины все больше наводил меня на мысль, что описываемые им характеристики машины я словно где-то встречал. А он продолжал: «вот теперь я могу сказать, что она меня полностью устраивает. Насколько продавил педаль – настолько ускорился. При интенсивном старте вторая передача теперь не «умирает» – ты же почувствовал, пробуксовка всеми 4 колесами продолжается какую-то долю секунды (вы ведь не забыли, что 3.2 Q4 – полноприводный автомобиль?) – и пошел, пошел, пока не притормаживаешь или не переключишься на третью. Переключился – и все с начала, только на третьей уже без пробуксовки. Но самое главное – она позволяет как ползать по пробкам, так и ездить так, как я привык».
На вопрос «какие операции были проведены с машиной в Москве?», последовал короткий ответ: под руководством англичан на двигатель был установлен компрессор Rotrex C30-94, комплект тормозных дисков, в передних тормозных механизмах (кстати, штатных) появились колодки Ferodo DS Performance. В итоге, хозяин «итальянки» остался доволен: «при этой мощности тормозов мне хватает с головой – про том, что езжу я жестко».
Опять ощущение дежавю. И тут я понял, в чем дело: компрессорная 159-я вызывают ощущение легкости. Динамика позволяет уверенно держаться впереди всего попутного потока транспорта; тормоза с новыми дисками работают так, словно ощутимая прибавка мощности была запланирована еще в ходе заводских испытаний; шасси позволяет одним движением руля перекладывать машину из виража в вираж… Именно такой должна была стать стандартная 3.2-литровая 159-я. Должна была, но не стала. И в Autodelta очень точно определили, что нужно тем поклонникам марки, кто хочет владеть «настоящей Альфой». Ничего сложного нет: к изумительному салону и потрясающей внешности нужно добавить те ощущения от езды, которых так не хватает стандартной 3.2 Q4.
«Дельта» – 4-я буква греческого алфавита, может использоваться как символ для обозначения изменения или различия между значениями переменных». В случае с компрессорной 159-й различия, привнесенные «Автодельтой», настолько оглушительны, что после первого спринта с места и последовавших за ним перестроений я несколько минут просто молчал. Дело даже не в том, что 5.5 до сотни одновременно и спрессовываются в одно мгновение и текут как-то иначе, словно с замедлением. Дело в том, что буквально нескольких минут езды хватило для того, чтобы понять, с каким резервом создавалась платформа, на которой построена эта машина.
Не знаю, какая модификация должна стать самой мощной в линейке 159-х, но то, что не нынешняя 159 3.2 Q4 – это точно. Потому что стандартная «3 и 2» не дает даже примерного представления о потенциале, которым обладает шасси этого автомобиля. Распробовать все возможности четырехдверного gran turismo с штатными 260 «лошадками» под капотом не возможно просто физически! Поверьте, после поездки на 350-сильном «Compressore» это понимаешь с такой же грустью, с какой осознаешь: прежние базовые ценности миланских моделей теперь предлагаются только в качестве «индпошива», штучного заказа.
Сколько было разговоров о том, что преемница «156-й» поменяла характер, стала более комфортной, более валкой, исчезла прежняя сугубо альфовская управляемость, за которую прощалось все… А оказалось, что характер никуда не делся; рулевое управление и шасси, которые словно воспринимают сигналы головного мозга – вот они. Просто всего этого в прежней мере нет в гамме модификаций, сходящих с конвейера – потому что все это теперь стоит других денег. В нашем случае к стоимости 3.2-литровой 159-й добавились 15 тысяч долларов – именно во столько обошлось вхождение в круг владельцев авто с агрегатами от «Autodelta». Владелец считает, что это – вполне адекватная цена за то удовольствие, которое сейчас доставляет ему автомобиль. И с ним трудно спорить.
На зимней резине Good Year Ultra Grip Performance 225/50 R17 компрессорная «Альфа» ускоряется, перестраивается и стоит на дуге так, словно на спидометре не 140, а 80 км/ч. Правда, на этих «восьмидесяти» ощущения такие, что голова идет кругом. Самоблокирующийся дифференциал Тorsen с распределением крутящего момента в пользу задней оси (43/57 в обычных условиях и 22/78 в предельных режимах) делает машину потрясающе азартной – именно в силу заднеприводного «акцента». Хозяин автомобиля особо отметил, что не сразу приспособился к работе трансмиссии, раскрывая ее особенности постепенно. Но потраченное время слихвой окупилось абсолютным взаимопониманием: распределение крутящего момента по оборотам, передаточные числа коробки передач, адаптирующийся полный привод и человек за рулем теперь слаженно работают на реализацию возможностей 350-сильного мотора. Резонный вопрос: а где можно реализовать эти возможности?
Мы выбрались из города и немного поколесили по окрестностям Киева – и судя по тому, что на выбранных дорогах движение было минимальным, а каждый поворот хорошо просматривался, компрессорная «Альфа» бывает здесь регулярно: хулиганить на загруженных магистралях на такой машине неинтересно. Хотя, чего греха таить, случается…
Прощаясь, я еще раз обошел уникальный автомобиль вокруг. В голове промелькнуло: «все истинно ценное – скромно». И лишь маленький шильдик в виде клеверного четырехлистника, уже много лет служащий отличительной особенностью топ-версий Alfa Romeo, выдавал особое отношения хозяина к своей машине.
Сейчас на одометре этого автомобиля 2006 года выпуска 96 тысяч километров; 50 из них эта 159-я эксплуатируется в «компрессорном» режиме. Пройдена буквально вся Европа, родная Украина изъезжена вдоль и поперек. «Неисправности? Да, были. Нужные запчасти я захватил, будучи в Европе, здесь мне их установили – правда, без особого удовольствия. Закончилась та история тем, что я снялся с гарантии. Но это ерунда, кормлю я ее только лучшими расходными материалами – и даже не знаю, что куплю после нее. В гамме Alfa Romeo пока ничего подходящего нет…»
Когда я упомянул о планах миланцев выпустить следующую флагманскую модель на заднеприводной платформе, хозяин «Альфы» на секунду задумался. Интересно, о чем? О сроках появления новинки в условиях мирового кризиса? Или о том, насколько быстро Autodelta предложит свой кит-комплект для будущего пожирателя километров?