Не помню, как там точно у Карнеги, да оно и неважно (не люблю я эти буржуйские нравоучения:) Сейчас расскажу собственную версию. Точнее вариант дочери.
По тривиально-материальным причинам нам пришлось сменить квартиру. За ней, прицепом, школу. Так получилось. Жаль.
Новая школа – не такая уж и новая, дочь несколько лет занимается там танцами. По крайней мере, коридоры-туалеты-спортзалы, ей родные:) Тем ни менее, мы волновались. Не до истерики, конечно (ну ужас, ну, не ужас-ужа-ужас). Но смешанное чувство грусти (по родному Очагу) и тревоги (а как будет, на новом месте?) преследовало нас обеих последние недели лета.
Ближе к первому сентября Сашка стала плохо спать, часто просыпалась (вообще она спит как пьяный грузчик – не растолкаешь) с вопросами типа: «Ма, а форма в новой школе будет? А, как думаешь, учительница молодая»? Я старалась излучать спокойствие и уверенность : «учитель идеального возраста (размера и цвета) форма чудесная, школа прекрасная, а главное все будет хорошо, у тебя все получится».
Серьезных (долгих, глубоких, широких) монологов я намеренно избегала и даже отвечала на вопросы с легким пренебрежением. Таким образом, я убеждала, скорее себя, что «ничо-такова, подумаешь, новая школа, да проходняковая ситуация, господи». Но бабушки-дедушки-друзья-знакомые не давали расслабиться, все звонки и гости начинались с риторического вопроса: «ну, что волнуетесь»?!
Когда моя девочка в два часа ночи босая, сонная, в трогательной пижаме с мишками, вышла на кухню со словами: «Мама, надо всем детям из Очага позвонить, ведь никто же не знает моего нового номера»! Я чуть не расплакалась.
Утром решила устроить аттракцион «сделай кассу канцелярскому магазину». Шопинг-терапию еще никто не отменял:). Купили ВСЕ, включая штангенциркуль (на фига он в 4-м классе не понятно, но мы ж стресс снимаем), масляные краски (нет, это не школа искусств), немыслимую подставку для книг (кто ими вообще пользуется, по моему это часть интерьера, как велотренажер) и «оту зелененькую штучку, она прикольная».
Килограммы пластилина и километры ватмана сделали нас чуть-чуть счастливее. Волоча весь этот мотлох (судьба которого решится летальным исходом, максимум, через неделю) мы обсуждали всякие поделки из серии маминого юного творчества. Было весело. И ВДРУГ, совершенно некстати, абсолютно выдранный из контекста ВОПРОС: «МАМ, А КАК ЗАВОЕВАТЬ ДРУЗЕЙ»??
Упс. Не то, чтобы меня врасплох застали, но к такой формулировке я точно была не готова. Сходу бахнула ребенка по башке Кантом, конкретно золотым правилом морали – «поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». Не пролезло. Сашка требовала прикладных советов. Главный вопрос: Как познакомиться?? О чем говорить? А если…
За пять минут я получила такое количество «а если», что опытный психоаналитик бы потерялся.
– А если я предложу познакомиться, а девочка, например, промолчит?
– Значит она глухая.
– Мама не шути, я серьезно. А если, я скажу «меня зовут Саша», а она ответит: «ну и что»?! А если она скажет: «я не хочу с тобой знакомиться»!?
А если…
Я пыталась остановить эту оду комплексам (которых, я была уверена у моего ребенка нет) шутками. Но ничего не работало. Дочь даже гипотетически отказывалась предположить, что на вопрос «как тебя зовут», она получит очевидный ответ – «маша».
И потом, совершенно непонятно, можно ли девочке первой познакомиться с мальчиком?!
На мое искреннее «почему нет» дочь делала треугольные брови и круглые глаза: «А ЕСЛИ он подумает, что нравится мне, а ведь я только познакомиться подошла»! И так далее и так далее.
Короче, я взяла на себя смелость резюмировать: Фразу типа «привет, меня зовут Саша, я новенькая, а тебя как зовут?» – считать нормальной. Все «неправильные» ответы – глупыми. Получив неправильный ответ, следует молча отойти в сторонку и подумать: «вот дура(к)». ВСЕ.
И первое сентября началось…
С переляку мы забыли дома цветы, а возвращаться плохая примета). И еще мы забыли мой мобильник, поэтому все-таки вернулись. Потом мы вспомнили, что снова забыли цветы, но… Но несмотря на все препятствия мы героически дошли до школы! (это метров 100 если шо)
И имя им легион… Казалось людей было тысячи, а после маленького Очага, даже миллионы. Но кого это пугает?! Александра как заведенная, бросилась знакомиться с ровесниками.
– Привет, я Саша, а ты в каком классе учишься? – Привет, я тут новенькая, меня Саша зовут! Привет, прикольный портфель, я Саша…
Выходило очень естественно, но я чувствовала – это нервы. Пока мы дошли до ее класса, она уже знала полшколы. «Неправильных» ответов, вроде, не было, однако изумление у детей проскакивало.
Школа оказалась супер-модной. (Не знала ей богу, пошли, что называется по месту жительства). Я только и успевала здороваться с чиновниками. Здрасьте.. Здрасьте.. Блин, как на работе, только микрофона не хватает. Прям, выездная сессия облсовета какая-то. Когда в конце линейки торжественно объявили, что звонить в колокольчик будет первоклассница Вероника Протас, я даже не удивилась.
Девочка отзвонила и ведущий объявил финальный номер: Выступает клуб акробатического рок-н-ролла-а-а-а…
Сашка выбежала в костюме, красивая, уверенная, с родной командой. Отработали на «ура». А потом… Потом она вернулась в «строй» и одноклассники сами облепили ее с вопросами: – Как тебя зовут? – А ты давно занимаешься? – А медали есть? – А это ВЫ на «украина мае талант» победили?
Через две минуты, я почувствовала себя лишней и пошла домой. Вечером мой ребенок изрек фразу, достойную всех Карнеги вместе взятых: «Я поняла, мам, друзей не надо завоевывать. Они тебя сами завоюют, если ты чего-то стоишь»