Мой рассказ, возможно, будет сильно эмоциональным, но… Мне 47 лет, я замужем, мать двух одиннадцатилетних девочек-двойняшек, имею нормальную работу, родилась и живу в Киеве. Я всегда считала себя патриотом Украины, просто, без пафоса. Никогда, даже когда было нелегко, в самих откровенных мислях, у меня не возникало желания покинуть эту страну. Но, как говорится, все когда-то бывает впервые.
Начну с того, что в этом году я с детьми провела две недели отпуска с 16 по 29 июня на море, в Херсонской области. Отпуск прошел замечательно – море теплое и чистое, погода отличная. Загорелые и довольные мы возвращались домой. Билеты на поезд № 210 (Николаев-Киев) из Херсона на 29. 06.2012 я купила за 45 дней в Киеве через электронную систему.
За полтора часа до отхода поезда мы с детьми были на вокзале. Через громкоговоритель объявили, что поезд прибывает на первую платформу Херсонского вокзала в 22:35 и отправляется в 23:15, нумерация с конца поезда, на посадку у нас 40 минут. Наш вагон №5, значит нужно идти в конец платформы. Успеваем. Мы решили не торопиться и пропустить людей, которые столпились у выхода из здания вокзала. Неторопясь, подходим к своему вагону, предъявляем билеты и … Проводница требует показать свидетельства о рождении детей, у меня есть ксерокопии. Проводница резко загораживает нам проход в вагон:
-Я не могу вас пустить в поезд, у вас нет оригиналов, может это не ваши дети?
-Да у меня же есть ксерокопии свидетельств о рождении, мой паспорт, мы с детьми на одной фамилии. Я с этими документами четвертый год езжу, вот и сюда две недели назад приехала с этими документами. Да и дети не маленькие, могут подтвердить , что я их мама, – отвечаю растерянно.
Как из-под земли, появляется статная фигура начальницы поезда, Коваль Людмилы Анатольевны (написано на бейдже на ее форменном кителе) и трех милиционеров.
– Идите в кассу и, доплатите и переоформите билеты на взрослые. Иначе, мы вас в поезд не пустим! – заявляет начальница поезда каменным тоном.
На часах 23:00. Понимаю, что с тяжелыми чемоданами и двумя детьми успеть добежать через весь перрон и поменять билеты за 15 минут нереально. Мои девочки смотрят на меня с округлившимися, полными ужаса глазами. Бросаю возле входа в вагон свои чемоданы, оставляю перепуганных детей на темном ночном перроне. Вход в вагон загораживают своими телами проводница и начальница поезда. Рядом, ухмыляясь, стоят три работника милиции, один из них в камуфляже с автоматом наперевес:
– Вы что, телевизор не смотрите? Там в ТСН показывали, как женщину детьми без документов с херсонского поезда сняли.
Я действительно две недели почти не смотрела телевизор.
С бешеной скоростью несусь по перрону, забегаю в здание вокзала, с трясущимися руками мечусь по залам – билетных касс нет. Подбегаю к справочному окну, видя мое состояние, очередь расступается. Ору:
– Где билетные кассы?
– Выйдите через центральный вход, поверните налево, вход в кассы в отдельном крыле вокзала – отвечают в справочном. ВРЕМЯ ЛЕТИТ!!!!
Вылетаю из здания вокзала в темноту, поворачиваю, влетаю в железнодорожные кассы. На часах 23-05. Поезд уйдет через 10 минут!!!! Работает всего одна касса, перед ней стоит очередь человек пятнадцать. Сердце останавливается! С трясущимися руками, запыхавшимся дрожащим голосом МОЛЮ:
– Люди добрые, я на темном перроне бросила двоих детей с чемоданами, поезд сейчас уйдет, пропустите без очереди.
Видя мое предынфарктное состояние, очередь расступается.
Подаю кассиру детские билеты, прошу взять необходимую доплату до стоимости взрослых и переоформить их. Кассир возвращает мне билеты:
– Я не могу переоформить их как взрослые, так как вы их приобрели через электронную систему, – раздраженно сообщает она. Выяснять, почему так, у меня нет времени.
В отчаянии кричу:
– Что же мне делать?!
– Вы можете сдать детские билеты, потерять кучу денег, а затем купить их заново, как взрослые за полную стоимость, – ответила кассир.
Немедленно соглашаюсь. Билеты переоформляют, мне кажется, что эта процедура тянется вечность. Доплачиваю 238 гривен за два билета (это при том, что в Киеве я купила их по цене 134 грн. за билет). Всего два детских билета из Херсона в Киев обошлись мне 551 гривну. А, вот чего они добивались. Думать об этом нет времени! Слава богу, что хоть были деньги. На часах 23:10!
Вылетаю из касс, расталкивая пассажиров, пробегаю здание вокзала, мчусь по пустому ночному перрону. Пассажиры все погрузились, поезд ждет сигнала на отправку. Поезд сливается в одну сплошную линию, в глазах красные пятна. Нумерации вагонов я не вижу. Кричу какому-то проводнику, стоящему на перроне:
– Какой вагон?
– Седьмой, – отвечает он мне вслед.
Ну, вот и мой пятый вагон! Возле чемоданов стоят мои растерянные, со слезами на глазах девочки. Как рассказали мне позже мои дочери, начальник поезда пока я бегала за билетами злорадно «утешала» моих дочерей:
-И не надейтесь уехать, ваша мать все равно не успеет с билетами!
НО Я УСПЕЛА! Милиционеры вяло расступаются. Начальник поезда неохотно освобождает проход в вагон. Трясущимися руками предъявляю проводнику билеты, она формально быстро проверяет их – все нормально!!! При двойной оплате билетов оригиналы свидетельств о рождении моих детей никого не интересуют! Становится понятна цель этого ночного спектакля! Забрасываю чемоданы в поезд, за ними заскакивают чуть живые дети и я. 23:15. ПОЕЗД ТРОГАЕТСЯ! Мы едем домой!!!
То, что происходило в купе описывать неинтересно – дети плакали, я не могла прийти в себя. Я в жизни не совершала таких сверхскоростных забегов, тем более что у меня врожденный порок сердца. Я даже от физкультуры в школе была освобождена. Попутчики снесли со всего вагона валерьянку, корвалол, валидол… Проводница, оправдываясь, совала какие-то письма Укрзализныци.
Я не понимаю, почему я, садясь на поезд, должна изучить внутренние документы Укрзализныци? Почему нельзя при покупке в кассах вывесить объявления о том, что детские билеты недействительны без оригиналов свидетельств о рождении. Почему не напечатать на детских билетах большими буквами: «КВИТОК ДІЙСНИЙ ТІЛЬКИ ПРИ НАЯВНОСТІ ОРИГІНАЛУ СВІДОЦТВА ПРО НАРОДЖЕННЯ ДИТИНИ»? Я приехала на вокзал в Херсон за полтора часа до отхода поезда, и если бы на вокзале была хоть какая-то информация на эту тему, я б спокойно за это время переоформила билеты. Почему бы Укрзализныце не бросить разрабатывать коррупционные схемы по вымогательству денег с бедных мамаш, а просто отменить детские билеты и не играть в мнимую «социальную защиту»?
Немного оклемавшись, я сказала своим дочерям:
– Не плачьте, девочки. Не плачьте! Растите, учитесь, добивайтесь чего-то в жизни и уезжайте из этой проклятой страны! Куда угодно – в Европу, в Америку… на Луну.