Ищите землю!

Парки и скверы – достояние всех харьковчан поэтому информация, касающаяся вырубки, должна быть полной, открытой и доступной.

Корабельные сосны, паркетные дубы и несчастные кипарисы

Речь идет не только и не столько о количестве и толщине вырубленных деревьев, хотя и это далеко не мелочи. Даже в материальном плане. Например, жители Пятихаток постоянно жалуются на то, что в лесу продолжается вырубка деревьев, в том числе вековых дубов – для них даже изобрели название «паркетные». Древесина такого ствола идет на паркет, стоит он около 1000 долларов.

Впрочем, жаль не только «паркетные» дубы и корабельные сосны…

Летом 2008 года, во время обустройства Красношкольной набережной, Виктор Китанин с энтузиазмом рассказывал о стене из кипарисов, которая оградит сквер и детские площадки от проезжей части. Эксперимент не удался. Сегодня «стена» скорее напоминает редкий, местами повалившийся штакетник, состояние еще живых растений внушает большие опасения. Что тут скажешь: иногда в Харьков неожиданно приходят зимы…

И все же подсчет погибших под пилой и топором деревьев, вековых дубов и ореховых прутиков, по большому счету служит только дымовой завесой, скрывающей главную проблему. Бодро рапортуя о компенсационной высадке стволов после очередной вырубки, чиновники (как и некоторые «оппозиционеры» ) странным образом «забывают» о земле, на которой деревья растут.

Дело в том, что кустов и деревьев в Харькове, к счастью, пока еще достаточно – если говорить о медицинских нормах зеленых насаждений на душу населения. Выручает энтузиазм жителей обширного «частного сектора».

Но вот так называемых «рекреационных зон», или, попросту, парков и скверов, в которых могут отдохнуть все без исключения горожане, а не только владельцы земельного участка или члены закрытого клуба, в городе катастрофически не хватает. И с каждым годом их площадь становится меньше. Достаточно один раз проехать от центрального входа в парк Горького в направлении Пятихаток, посмотреть на мелькающие слева и справа заборы частных владений, чтобы полностью согласиться с одним из лозунгов защитников парка: «Пока мы спим, наш город душат». Распродавая земли, столетиями принадлежавшие общине, чиновники нимало не задумываются о том, что парки уходят навсегда.

По сравнению с последними «советскими» годами площадь лесопарка сократилась более чем на 300 гектаров.

Вот и со строительством дороги через парк Горького навсегда уйдут 10 гектаров – причем всего 4 на дорогу, остальное – на «сопутствующие» элитные постройки. Это решение принято в 2008 году, и сколько бы ни твердили чиновники о том, что оно было изменено, сколько-нибудь внятного подтверждения их словам нет.

Иногда современную Украину сравнивают с Америкой времен первоначального накопления капитала. Но рассеченный заборами Лесопарк скорее напоминает Англию времен огораживания. Уже и «народные бунты» наметились. И власть давит «бунтовщиков» – в буквальном смысле, с помощью строительной техники.

«Клочковская» и «Парк Горького»

Насколько все же избирательной может быть человеческая память! Во время печально известных событий на Клочковской в декабре 2006 года те же городские чиновники, тот же Геннадий Адольфович, сражаясь с владельцами «Таргета», упирали именно на то, что жителей дома 197 и соседних домов по улице Клочковской лишают рекреационной зоны .

И в этом с ними трудно было не согласиться. Правда, отчего-то молчал ныне рьяный защитник природы Арсен Аваков, не подавала признаков жизни и гиперактивная группа «Печенеги». Кстати, тогда власти тоже пустили в дело строительную технику, а собравшиеся жители микрорайона, в том числе маленькие дети, чудом не пострадали, оказавшись между боевиками – представителями обеих сторон. Как и рядовые члены Партии регионов, которых собрали на митинг, «забыв» предупредить о том, что будет происходить на самом деле.

«Страшный темный лес»

Многие харьковчане внимательно слушали трансляцию заседания горисполкома, посвященного ситуации, сложившейся вокруг строительства дороги через парк Горького. Слушали архитекторов, экологов, выступали представители власти и оппозиции. Но вот ключевые слова: «сокращение рекреационной зоны» на высоком собрании не прозвучали ни разу. Зато Евгений Водовозов вспомнил избитую метафору, назвав спорную часть парка «страшным темным лесом, куда нельзя пускать детей». Может быть, дети семьи Водовозовых привыкли к другим паркам, не в пример более ухоженным – где-нибудь в Европе?

Но в том-то и дело, что состояние харьковских парков – забота харьковской городской власти. Но здесь, очевидно, есть проблема: привести в порядок парк или сквер, безусловно, проще, чем обеспечить заказами, модернизировать и поднять завод. В то же время, затоптать, заплевать, запустить тот же парк или сквер даже проще, чем обанкротить тот же завод. А земля-то под парком, как правило, гораздо дороже, чем в промышленной зоне!

Так что, господа, считая деревья, не забывайте о главном: земле, на которой они растут.

Французы советуют «искать женщину», чтобы обнаружить корни конфликта. Корни же самых громких харьковских конфликтов находятся там, где им и положено быть – в земле. Перефразируя французов, «ищите землю». Тайно продающуюся и давно «втихаря» распроданную.