ИНФОРМАГЕНТСТВА В УКРАИНЕ: КТО КОМУ ДОЛЖЕН?

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:”Обычная таблица”;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:””;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:”Calibri”,”sans-serif”;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:”Times New Roman”;
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Рынок информации в
Украине сегодня переживает особенный бум: политические процессы, некая интрига,
оставшаяся в сознании после оголтелых сообщений об экономическом кризисе,
слияния, поглощения и всякая прочая мало нужная на самом деле простому
обывателю информация, приводящая порой в ступор даже весьма подготовленные умы.

Но природа этого
бума, как оказывается, вовсе не в том, что сейчас легко и не за большие деньги склонить
украинского журналиста «к созданию сенсации», а в том, что до этого мало кому в
стране есть дело: каждый государственный орган пытается по возможности
переложить ответственность за то, что творится в информационном пространстве
Украины на плечи других, по его мнению, не менее компетентных товарищей. Вот в
этой-то неразберихе и продолжают существовать как данность элементарные
нарушения отечественного законодательства, которые часто очень громко
прикрываются «препятствованием в осуществлении журналистской деятельности», за
что, как мы помним, предусмотрена совершенно реальная уголовная
ответственность, согласно Ст.171 УК Украины. Понятно, что в этих условиях все
госучреждения хотят, либо, по крайней мере, 
стараются дружить с прессой, ибо, в противном случае можно случайно
оказаться ее «врагом», заклейменным позором на международном уровне! Вспомнить
хотя бы историю с екс-депутатом Верховной Рады Калашниковым. Ни в коем случае
не оправдывая применение силы к моим коллегам по цеху, хочу лишь напомнить, что
судьбу данного государственного мужа практически решила та самая журналистская
солидарность. Пусть, конечно, не всего удалось добиться, но данный факт во
многом показателен: когда это необходимо, украинские журналисты способны стать
горой друг за друга, что не может не радовать.

Но, с другой
стороны, такая солидарность приводит к тому, что ею начинают прикрываться не
чистые на руку «акулы пера», несколько по-своему трактующие «Кодекс
журналистской этики» и как-то невпопад выгораживающие свои права, решительно
забывая об ответственности, плодя далекие от реальности «пасквили» о
состоятельных гражданах с целью их «доения» на предмет денег, в обмен на
дальнейшее игнорирование их персон в своей журналистской деятельности. Именно на
этой зыбкой почве и возникает та самая пресловутая коррупция, столь
распространенная в журналистской среде.

А ведь в
отечественном информационном пространстве, как уже говорилось выше, кроме своих
ярких «персонажей»  присутствует
значительное количество «пришлых» и часто не из далека, которые вообще крайне
редко утруждают себя ознакомлением с законодательством страны пребывания. Что
уж говорить о неукоснительном его соблюдении?

Ну что, казалось бы,
можно нарушить в таком уже много лет используемом специалистами информационной
отрасли законе Украины «Об информационных агентствах»?

Все ж ведь просто:
регистрируй предприятие с соответствующим профилем деятельности, плати сбор на
регистрацию в Минюсте, занимай помещение, нанимай работников и вперед! Покоряй
необъятные коридоры власти, получай эксклюзивы, бери интервью – одно слово:
работай!

А теперь представим,
что мы пытаемся запустить в Украине офис информационного агентства с
международным именем…

Дилетантам и, скажем
прямо, даже некоторым весьма опытным журналистам, кажется все крайне просто и
обыденно: заключаем договор с иностранными владельцами (топ-менеджерами), снимаем
комнатку в студенческой общаге, ставим компьютер (а лучше два!), подводим
Интернет – и дело в шляпе! – у нас действующий офис! Можно даже и рекламой
побаловаться, и свой Интернет-сайт запустить, и даже организовать массовую
рассылку «клиентам» своих новостных, аналитических, фотографических и других
произведений.

Давайте
проанализируем, а сколько нормативных и правовых актов, которые никто в Украине
пока не отменял, нарушает данный субъект информационной деятельности?

Согласно п.5 ст.12
Закона Украины «Об информационных агентствах» и, более того, постановления
Кабинета министров Украины от 17 ноября 1997 года №1287, «государственная регистрация
представительств иностранных информационных агентств в Украине проводится в
соответствии с порядком государственной регистрации представительств
иностранных субъектов предпринимательской деятельности,
установленного действующим законодательством Украины, т.е. Законом Украины «О
предпринимательской деятельности».

Все, вроде бы,
понятно. А вот возникает вопрос: почему, собственно, такие уважаемые на
постсоветском пространстве российские информационные агентства «Новый регион»,
«Росбалт», «Regnum» и ряд других информационных проектов, имеющих совершенно
легальный статус у себя на родине, позволяют себе содержать целые
корреспондентские пункты в Украине, как в столице, так и в регионах (о чем
недвусмысленно свидетельствуют их официальные Интернет-страницы), не учитывая
таких элементарных требований украинского законодательства, обходясь, а в
отдельных случаях и вовсе упрямо игнорируя, необходимость государственной регистрации
своих представительств в Министерстве экономики Украины, уже не говоря о
Министерстве юстиции, ибо предпринимательская деятельность – хорошо, а вот с
информационной что делать?

Более того,
некоторые из названных информационных агентств прямо втравливают своих украинских
региональных корреспондентов, работающих не редко на гонорарной основе, в
уголовно наказуемые преступления, выплачивая им заработную плату  в иностранной валюте, не говоря уже о таких
современных «штучках», как «Webmoney» и т.п., которые уже неискоренимо вошли в
нашу повседневную жизнь, смело шагая в ногу с техническим прогрессом. Кстати,
тут уместно упомянуть и возможности глобальных систем денежных переводов, таких
как Western Union.

И это, особенно не
вдаваясь в рассуждения, как и на каких основаниях эти украинские граждане
приносят доход по сути иностранным субъектам предпринимательской деятельности,
коими в первую очередь являются названные информагентства, в решении вопросов о
размещении на их веб-сайтах рекламной информации. На нее вполне легально
резиденты Украины списывают конкретные объемы своих оборотных средств, которые
декларируются в их же налоговой отчетности.

Что? Эти средства,
получается, пропадают бесследно, уплывая за рубеж по всяким там «интересным» и
не очень схемам? Не вспоминая уже даже о политической рекламе, хотя вопрос,
конечно, сейчас актуальный, можно смело подытожить, что лица, участвующие в
подобных «операциях» нарушают не только налоговое законодательство, а еще и
требования отечественного законодательства о рекламе и рекламной
деятельности. 

Уместно задать
вопрос Государственной налоговой администрации Украины: а вы спросите у этих
журналистов, задекларировали ли они свои доходы и как хорошо они платят единый
государственный налог на доход физических лиц, от которого буквально загибаются
работники бюджетной сферы? 15% – не иголка в стоге сена, при таком-то
плачевном состоянии экономики нашей страны, о котором особенно любят говорить
наши себялюбивые политики?

Давайте, называть
вещи своими именами: что это, как не уклонение от налогообложения?

Ведь, постоянное
представительство, в нашем случае иностранного информационного агентства, до
момента начала своей деятельности обязано стать на учет в налоговом органе по
месту своего пребывания, согласно порядка, регламентированного Государственной
налоговой администрацией Украины, в соответствии с положениями Закона Украины
«О налогообложении прибыли предприятий». Что, скажете, бюрократия?

А почему в
аналогичных условиях обязаны действовать все отечественные средства массовой информации,
если для иностранных имеются такие «привилегии»? Где она рыночная конкуренция,
равенство возможностей, которые прямо декларированы в Конституции и украинском законодательстве?
Почему украинский журналист, работая в украинском масс-медиа, обязан и платит
налоги, а вот другой украинский журналист, работая на иностранное средство
массовой информации, которое даже не удосужилось получить официальный статус
(что, как бы противоестественно, исходя из духа партнерских отношений,
зафиксированных международными договорами Украины), «никому ничего в этой
стране не должен»?

И проблема, очень
похоже, не в том, что наши иностранные коллеги (чаще из СНГ, поскольку у
европейцев это, скорее, исключение из правил) часто не считают для себя
необходимым вникнуть в суть своего статуса на территории нашей страны, своих
юридических прав и, что немаловажно, обязанностей. Ну, подумаешь,.. ну, не
знали мы,.. ну, извините…

Проблема значительно
глубже.

Не сводя разговор,
опять же, к журналистской этике и правилах хорошего тона в
употреблении журналистских псевдонимов, основная цель существования которых,
как предполагалось авторами Закона Украины «О печатных средствах массовой
информации (прессе) в Украине», должна была заключаться в разрешении деликатных
вопросов, связанных с правом журналиста на неразглашение своих источников
информации, ограничиваемое лишь в судебном порядке, а также для повышения
уровня собственной безопасности журналистов, задействованных по заданию
редакций СМИ, либо самостоятельно осуществляющих резонансные журналистские
расследования, можно констатировать, что теперь ряд иностранных информагентств задал моду скрывать под «вымышленными персонажами»
чуть ли не целые творческие коллективы для введения в заблуждение всех и вся, а
в первую очередь налоговые и контролирующие организации.

Ведь, в частности,
судя по деятельности РИА «Новый регион», даже экстрасенс с мировым именем не
сможет подсчитать, кто из акредитированных при Министерстве иностранных дел
Украины сотрудников этого информагентства сколько сообщений подготовил и по
какой, хоть приблизительной, тарифной сетке получил зарплату.

В другом российском
информагентстве «Росбалт», о котором в украинской журналистской среде бытует
мнение, как о «крышуемом» самим руководством Белого Дома, что на живописной
набережной Москва-реки, не говоря уже о совсем дремучих слухах про «Лубянку»,
поступают еще более просто: не акредитируют в Украине своих представителей
вовсе! Официальное представительство, существовавшее ранее хотя бы на бумаге,
уже более двух лет не подает отчетной и налоговой документации контролирующим
органам Украины, т.е. не существует. Это получается, что в Украине этого информагентства
«официально нет».

Вместе с тем, в своих информационных
сообщениях редактора «Росбалта», часто просто опускают упоминание о
первоисточнике информации об Украине и из Украины, хотя, что тоже не редкость
отделываются бесформенной фразой «как сообщил корреспондент «Росбалта»…»

Какой корреспондент?
Что он делает на Украине, если в МИДе таких корреспондентов уже с пару лет днем
с огнем не сыщешь? Это что, государственная тайна Российской федерации, или просто
такие стандарты действуют в современной российской журналистике? Может этому
журналисту помощь нужна, если его так прячут? Может его
преследуют за его «острое перо», которым он клеймит позором негодных украинских
чинуш, бизнесменов и политиканов, что угрожают его жизни?

Так неужели в
Украине при такой-то свободе слова, при таких-то общественных организациях да
журналистской солидарности не найдется кому на это безобразие отреагировать?

Но и здесь нас,
похоже, ждет очередное разочарование. Если представить себе структурно, как
распределяется бюджет информационного агентства, то логичным в данном случае
остается предположить, что таким образом и со стороны контролирующих органов
Российской федерации трудно проследить объемы списываемых и реально тратящихся
сумм на содержание зарубежных корреспондентских пунктов.

Т.е., выходит, что
руководство названных информационных агентств не только толкает на преступление
украинских граждан, давших согласие «поучаствовать» в их информационном
проекте, но и само пытается «прикрыть» часть своих целевых расходных фондов? А
это уже
международная преступность! Или нет?!

Все, быть может не
так печально, но все же хочется верить, что и в Украине, и за ее пределами есть
не только «делки» и «взяточники» в сфере масс-медиа, но
и вполне законопослушные, талантливые журналисты, редактора и медиа-менеджеры,
способные осознавать высокую нравственную роль «печатного слова», даже если оно
доступно с экрана компьютера и подвласно силе электрического
тока, а также глубоко понимать, что именно СМИ своим примером могут дать тот
необходимый эксклюзивный и решающий импульс всему обществу, которое уже давно
созрело в своих стремлениях к стабильности, процветанию, защищенности прав и
свобод. А это невозможно без знания законов, равенства перед ними и
индивидуальной ответственности за их соблюдение.