Информационные запросы налоговой. Как реагировать?

Перед майскими праздниками друзья получили пару запросов налоговой инспекции в связи с проводимой проверкой одного предприятия г.Харькова и встречной сверкой с контрагентом – фирмой друзей. Запросы составлены таким образом, что объем запрашиваемой информации и документов, а также количество контрагентов, по которым также запрашивается информация,  и , соответственно, подготовка ответа значительно сократили количество праздничных дней. После многочасового сбора запрашиваемой информации, подготовки копий документов, согласований между бухгалтериями и т.п. созрел таки вопрос:”А надо ли предоставлять всю информацию и документы, указанные в запросе? Это ж по объемам – как целая внеплановая проверка за 3 года работы, по всем клиентам к тому же… А потом еще и по клиентам сверки устроят… А какое отношение имеет большая часть запрашиваемой информации к проблемам поставщика, у которого проходит (или проходила или проверка или сверка или непонятно что, потому что в запросе расплывчатая формулировка)….”. В общем, умная мысля пришла опосля, друзья обратились к знакомым юристам (т.е. к нам)))) Ответ быо приведен в соответствие с нормами Налогового кодекса, что значительно его сократило, конкретизировало и позволило встретить Пасху не в офисе в обнимку с ксероксом. Потом созрела идея подготовить некий обзорный материал, рекомендации по теме…

Информационные запросы налоговой. Как реагировать?

С запросами налоговых органов рано или поздно сталкивается каждый предприниматель. Для бизнеса покрупнее они стали привычным элементом взаимоотношений с налоговыми органами.

            Порядок, основания обращения налоговых органов с такими запросами к налогоплательщикам, сроки ответа на запросы предусмотрены нормами Налогового кодекса (п. 78.1.1 ст.78, п.73.3 ст.73, п.20.1.6 ст.20), а также конкретизирован постановлением Кабмина от 27.12.2010 №1245 «Об утверждении Порядка периодической подачи информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу».

            Приведенными нормами налоговым органам предоставлены широкие полномочия для получения от налогоплательщиков необходимой информации и документов. Поэтому отвечать на запросы нужно взвешенно, аргументировано, взвесив все «за и против» и понимая, что предоставленная Вами информация может быть (и, скорее всего, будет) использована против Вас и Ваших партнеров, клиентов. Неосторожность в подготовке ответа на запрос может быть чревата неприятностями: от признания отдельных сделок фиктивными, внеплановой проверки, доначисления налоговых обязательств, до уголовного производства. Поэтому, отвечать лучше, чем не отвечать. Но отвечать, соблюдая здравые меры предосторожности.

            Законом предусмотрено, что запрос должен содержать перечень информации, которая запрашивается, и документов, ее подтверждающих, а также основания для направления запроса. Запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы, заверяется печатью. Требование относительно подписания распространяется и на запросы, отправленные по электронной почте (электронная цифровая подпись).

Ст. 73 Налогового кодекса определено, что органы государственной налоговой службы имеют право обратиться к налогоплательщикам с письменным запросом о представлении информации (исчерпывающий перечень и основания предоставления которых установлен Налоговым кодексом), необходимой для исполнения возложенных на органы государственной налоговой службы функций, заданий, и ее документального подтверждения. При этом приведенный в указанной статье, а также в ст. 78 НКУ «исчерпывающий» перечень оснований дает авторам налоговых запросов почти неограниченные возможности для творчества.

            Письменный запрос о представлении информации направляется налогоплательщику или другим субъектам информационных отношений при наличии хотя бы одного из таких оснований:

1) по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном Законом порядке, обнаружены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы;

2) для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) во время проведения проверок;

3) выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком;

4) относительно налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной;

5) при проведении встречной сверки;

6) в других случаях, определенных законом.

Наиболее частыми являются запросы, направляемые при проведении встречных сверок налогоплательщиков. Что касается термина «налоговая информация», то проще сказать, что туда точно не входит, чем перечислить все источники информации, которые может использовать (или не может, но использует) налоговая.

Запрос считается врученным, если он направлен по почте письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу или предоставлен под расписку налогоплательщику или его должностному лицу.

            Налогоплательщик обязан подать информацию и документы, определенные в запросе в течение одного месяца со дня, который наступает за днем поступления запроса, если запрос направлен в порядке и на основаниях п.73.3 ст.73 НКУ. Если же основания направления запроса и запрашиваемая информация и документы указаны в соответствии с п.78.1.1 ст.78 Налогового кодекса, то срок предоставления информации налоговому органу составляет 10 дней.

В случае, когда запрос составлен с нарушением приведенных выше требований (относительно его подписания, оснований, перечня запрашиваемой информации и документов), налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос – так гласит норма Налогового кодекса. Однако на практике предпочтительнее направить ответ с аргументированным отказом предоставить запрашиваемую информацию и документы,  ссылками на соответствующие нормы закона, нежели совсем не отвечать.

            Наиболее внимательно следует отнестись запросам, направленным на основании п.78.1.1 НКУ. Непредоставление налогоплательщиком объяснений и их документальных подтверждений на такой обязательный письменный запрос органа налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения такого запроса является одним из предусмотренных кодексом оснований для проведения внеплановых документальных проверок в случаях, если по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации обнаружены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы. Таким образом, ст. 78 Налогового кодекса дает право налоговым органам инициировать внеплановую документальную проверку налогоплательщика в случае его отказа предоставить запрашиваемую информацию и документы в срок 10 рабочих дней со дня получения указанного запроса. На практике такая формулировка нормы закона дает широкие возможности налоговым органам направлять «обязательные» запросы интересующим их налогоплательщикам. Формулировка данной нормы частично сходна с формулировкой п.73.3 ст.73, что дает возможность налоговым органам манипулировать основаниями истребования информации и сроками предоставления ответа налогоплательщиком. При этом, количество таких запросов указанными статьями не ограничено, а перечень запрашиваемой информации и документов может варьироваться достаточно широко, в зависимости от целей и мотивации сотрудников, его составлявших. Поэтому, ответы на такие запросы должны содержать минимум конкретной информации и документов, относящихся строго к сути запроса, по принципу «лучше недодать, чем дать лишнего». Такой ответ не даст повода налоговому органу инициировать внеплановую проверку и в то же время не даст ему оснований использовать излишнюю полученную информацию против налогоплательщика и его контрагентов. Чем обширнее и абстрактнее перечень запрашиваемой информации, тем лаконичнее и конкретнее должен быть ответ.

           

            Нередки случаи, когда в одном запросе налоговый орган ссылается и на п.73.3 ст.73 и на п.78.1.1 НКУ, напоминая при этом налогоплательщику о вероятности проведения внеплановой проверки в случае непредоставления запрашиваемой информации и документов. При этом неясен срок предоставления ответа, т.к. данные статьи предусматривают разные сроки его предоставления. В таких случаях необходимо не слепо руководствоваться аргументацией налогового органа и ссылками на статьи нормативно-правовых актов, содержащиеся в тексте запроса, а тщательно проанализировать основания направления запроса, аргументацию налогового органа и такие ссылки. Предоставлять информацию и документы целесообразно относительно основных фактов, обстоятельств, составляющих основу запроса, в соответствии с нормами соответствующих статей НКУ. Если запрос в какой-либо его части вызывает сомнения относительно правомерности запрашивания какой-либо информации и документов, либо перечень информации и документов опосредованно относится к сути запроса, или же объем запрашиваемой информации необоснованно велик и неконкретен – укажите об этом в запросе со ссылкой на соответствующие статьи НКУ и предоставьте только ту информацию и документы, в которых Вы уверены и которые непосредственно относятся к сути запроса.

            При получении налогового запроса необходимо внимательно ознакомиться со ссылками на нормативные акты и содержанием статей, на которые ссылается налоговый орган. Запрос может содержать ссылки на статьи, не относящиеся к сути запроса: «авось» предприниматель не ознакомится внимательно и опрометчиво предоставит нужную налоговой информацию и документы. Зачастую, не имея документального подтверждения каких-либо фактов, сотрудники налоговой инспекции или налоговой милиции делают попытки получить необходимую информацию/документы путем запроса. Если же предприниматель поторопится предоставить неправомерно запрашиваемую информацию и документы, налоговый орган будет иметь основания для принятия уже законных решений либо осуществления процессуальных действий в рамках уголовного производства. Помните, что предоставляя информацию и документы в ответ на запрос налогового органа, Вы предоставляете налоговому органу налоговую информацию о своих контрагентах, в том числе партнерах, клиентах.