20-го июля исполняется 40 лет с
того дня, когда человек впервые вступил на поверхность другого небесного тела.
Да, именно человечество — все человечество — совершило гигантский прыжок, когда его
представитель – Нейл Армстронг – сделал свой маленький шаг на поверхность
Луны.
Знаменательное событие дает повод
оглянуться назад, вспомнить историю ракетно-космической техники и понять —
насколько точно она описана цитатой Пушкина. Случайности, парадоксы и даже
ошибки сыграли огромную роль на пути человечества к Луну.
Начнем с того, что создание
первой в истории баллистической ракеты А-4 (более известной публике как V-2или
Фау-2) было ошибкой. "Оружие возмездия" не могло нанести
значительного ущерба Великобритании и союзникам, но заметно истощило
промышленный и научный потенциал Германии. А-4 стало оружием победы, но победы над ее
создателями.
РН Р-7, более известная как
Восток (а ее модификация как РН Союз) своими характеристиками обязана ошибке
физиков-ядерщиков. В начале 50-х они оценили вес термоядерной боеголовки в 5 с
лишним тонн. Но потом оказалось что реальные боеголовки вполне можно сделать
гораздо легче. И неудачная — дорогая, сложная, требующая длительной подготовки
и огромных стартовых — МБР стала замечательной ракетой носителем. Первой в
истории человечества и пожалуй самой долговечной — в виде РН Союз (первые 2
ступени Союза практически и есть Р-7) она летает уже более 50 лет.
Еще более парадоксальной является
история лунной гонки. Одним из аргументом конспирологов-фальсификаторов,
пытающихся убедить обывателей в том, что Аполло не высаживал людей на Луне
является утверждение: "СССР превосходил США по уровню ракет и космической
техники, но не смог совершить пилотируемый полет на Луну". Первый парадокс
этой истории в том, что в СССР — стране плановой экономики и строго контроля
— так и не создали единую организацию, которая бы отвечала за лунную
программу, аналогичную американской НАСА. В СССР, в котором партия и
правительство столь заботились о престиже страны и социалистического строя не
поставили столь четкую задачу, как это сделал Кеннеди в своей знаменитой речи.
Но парадоксы не заканчиваются…
Когда Королев попросил Глушко создать ЖРД большой тяги для лунной РН, Глушко
отказался делать керосиновый ЖРД (очевидцы писали, что СП и Глушко разругались
до матерной брани). Глушко мог сделать такой двигатель, но только на
высококипящих, "вонючих", компонентах. Королев же отказался от
такого. Ирония и парадокс в том, что Глушко действительно не мог сделать такой
ЖРД — проблему акустических колебаний в керосиновых ЖРД большой тяги с
предкамерной турбиной он решил только через 10 лет. А делать ЖРД открытой схемы
— "устаревшей" на тот момент — Глушко наверно не захотел. Ну как
же, это же пройденный этап, низкие удельные параметры…Он шел вперед, к более
совершенным двигателям… В результате — ссора с Королевым до конца жизни, Королев
заказывает двигатели у Кузнецова, в конструкции Н-1 появляется первый
компромисс… И нагромождение подобных компромиссов приковало лунную РН Н-1
намертво к земле — она так и не вывела на орбиту ни единого килограмма…
А вот отставание американцев в
результате только сыграло им на руку в ходе реализации лунной программы. С
самого начала у них не было РН подобной Р-7. Потому и первый американский КК, а
скорее даже капсула, Меркурий пришлось делать, соблюдая строжайшую экономию массы. Восток весил
5,6 т, Меркурий — 1118 кг.
Но при создании Аполло эта привычка к экономии послужила добрую службу.
Американцы отставали в разработке ЖРД. И инженеры Рокетдайн в отличие от коллег из КБ Глушко,
не постеснялись для Сатурн-V разработать гигантские "горшки" открытой
схемы F-1. Пусть он был неэффективным, но он давал нужную тягу 770 тонносил с
приемлемым, пусть и не рекордным удельным импульсом тяги. И он был надежным. «Не-передовое»
решение оказалось оптимальным и выполнило свою задачу блестяще.
И последний парадокс лунной
программы. По сути научный результат ее был… Довольно небольшим. Пилотируемые
полеты на Луну удовольствие очень недешевое и как оказалось необходимое только
для поднятия престижа государства. Так сказать ради спорта. Вот так больше
никто и не полетел туда, после Аполло.
Но как бы там ни было, дата 20
июля 1969-го стоит в одном ряду с 4 октября 1957-го и 12 апреля 1961-го. Пусть
фраза Армстронга "Это маленький шаг для человечества, но большой прыжок
для человечества" в отличие от гагаринского "Поехали" и не была
экспромтом, но находится на соседней странице скрижалей истории. Дождемся ли мы
когда начнут заполнять следующую и начнут ее словами первого человека на Марсе?