Харьковский метрополитен или “И снова здравствуйте!”

На днях на сайте Харьковского метрополитена была опубликована «Информация про действующие тарифы на проезд в метрополитенах СНГ по данным Международной Ассоциации «Метро»  (http://www.metro.kharkov.ua/uk/news/view/id/94).  Помня путь развития метрополитена за последние 4 года, зная пути формирования «общественного мнения» у чиновников,  можно не сомневаться,  что все эти данные приводятся в качестве фундамента для очередного повышения цен.

Не буду писать об экономической целесообразности данного повышения (благо дискуссии по этому поводу ведутся и в мэрии, и в местах «попроще» ), но в очередной раз хочется высказаться, как обывателю.

Меня еще во время прошлой компании радовали замечательные сравнения с Москвой. Реклама на экранах метрополитена голосом различных харьковчан, у которых «совершенно случайно» взяли это интервью, сообщала нам, что, дескать, повышение правильное. В Москве вон метро стоит дороже в 5 раз, и ничего, ездят.

И все, кто смотрел эту рекламу, прекрасно понимали, что в Москве несоизмеримый уровень доходов с Харьковом.  Несмотря на это хочется отметить дополнительные нюансы. Итак.

1. В Москве расстояния существенно большие, соответственно и пассажир платит за то, что в большем объеме пользуется услугами метрополитена.  Кроме того и обслуживать приходится большее количество подвижного состава, площадей и т.д.

2. В заявленной метрополитеном таблице цена для Москвы приведена по стоимости одной поездки. В то же время если москвич покупает проездной на  большее количество поездок, то цена отдельно взятой поездки снижается. Чем больше поездок ты купил – тем дешевле ездить. Справедливо.

3. В свои первые визиты  в Москву  я не переставал удивлять москвичей своим поведением в метро. Они категорически отказывались понимать, почему я на эскалаторе, услышав звук приближающегося поезда перепрыгиваю через пассажиров и бегу к электричке. В  то время я не знал, что интервал движения поездов составляет менее 1 минуты!! В Харькове же вечером, что бы доехать с «Ботанического Сада» до «Академика Барабашова» я трачу 35 минут. 10 – на «дождаться электричку на  «Ботаническом Саду», 10 – дождаться  электричку на  «Университете» и всего лишь 15 минут на саму поездку.

Ну и раз я уже начал писать о метрополитене, то хочется все же вспомнить о взаимоотношениях этого предприятия с ВУЗами Харькова, а вернее с их студентами. Это как раз тот случай, когда "зима подкралась незаметно". Каждый новый учебный год начинается с "неготовности" метрополитена выдать карточки. Студенты карточки получают в середине октября (при этом метрополитен "дозарабатывает" за эти 1,5 месяца более 2,5 млн грн). И профсоюз студентов молчит. Возможно в силу того, что возглавляет этот профсоюз Мусеев-младший, возможно просто не замечают.

Предвижу, что многие скажут о том, что это ВУЗы не готовы, не предоставляют списки и хоть ты плач. Но это не снимает ответственности с профсоюза. Да и кроме неготовности огрех хватает. Взять хотя бы то, что каждый год у студентов забирают за новую карточку залоговую стоимость носителя. Сейчас это 7 гривен. И каждый следующий год меняя карточки, старые не принимают обратно, как это происходит с «гражданскими» карточками . Сначала говорили, что забирать будут позже, потом и вовсе предложили не беспокоиться по пустякам. В рамках одного студента это может и мелочь, а вот в рамках метрополитена, учитывая, что студентов более 100 000?

Я ни в коем случае не предлагаются переставать ездить в метро (да и как откажешься, ведь это, по сути, монополия). Я не предлагаю вести здесь справедливые рассуждения об «экономической целесообразности».  Просто хотелось бы, что бы впредь руководители метрополитена не пытались обосновать увеличение стоимости проезда, используя при этом «притянутые» за уши абсолютные показатели, вместо справедливых относительных. Вот тогда глядишь и в стране все стало бы улучшаться, если бы мы перестали обманывать друг друга и самих себя на местном уровне.