Гуманитарная помощь для Донбасса

Куликов Владимир, Киселева Валентина

Пока весь мир следит за ходом развития гуманитарной операции, пытаясь анализировать ее истинное предназначение, жители оккупированных территорий Донбасса остаются на грани гуманитарной катастрофы. Детальное описание проблемной ситуации и необходимые шаги для ее разрешения представлены в данной статье.

Гуманитарный кризис на Донбассе

Согласно данным ООН в следствие военного конфликта на востоке Украины по состоянию на 26 июля количество жертв составило 1129 человек. По состоянию на 10 августа количество жерт достигло 2086 человек. В докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека к тому же речь идет о том, что такие цифры неточные, число погибших может быть еще больше, однако точные данные не могут быть получены, поскольку на территории Донецка и Луганска продолжаются активные боевые действия.

Наиболее остро вопрос о гуманитарной катастрофе стоит для города Луганска. Критическая ситуация в Луганске была констатирована местной властью еще 31 июля 2014 года. С этого дня Луганск полностью обесточен – отсутствует энергоснабжение, водоснабжение, мобильная связь, также наблюдаются перебои с городской связью. Только за 31 июля в антикризисный центр поступило 2135 обращений граждан.

2 августа 2014 года, в связи с дальнейшим усугублением ситуации (исчерпание запасов топлива, питьевой воды, сокращение ассортимента и отсутствие поставок продуктов) Луганский городской голова Сергей Кравченко заявил: “Луганск в полной блокаде и изоляции. Сегодня, несмотря на все трудности, мы прилагаем максимум усилий и ищем варианты решения проблем. С каждым днем ситуация усугубляется, сегодня она просто критическая”. Пресс-служба Луганского городского совета сообщила, что: “На улицы из-за отсутствия топлива выезжает минимальное количество автобусов. Железнодорожное сообщение отсутствует. Выехать из города практически невозможно. Как такового гуманитарного коридора сегодня нет. Люди выезжают на свой страх и риск. Если бы между сторонами вооруженного противостояния была договоренность о режиме двусторонней поддержки зеленого коридора, люди были бы уверены в гарантиях безопасности жизни и здоровья [курсив авт.]. В таком случае попытались бы выехать не сотни, а тысячи жителей”.

Состоянием на 17 августа 2014 года согласно сведениям пресс-службы луганского городского совета в Луганске сохраняется критическая обстановка: в городе 15-й день отсутствует свет, вода, не работает мобильная и стационарная связь. Основные продукты питания можно приобрести с лотков. В течение длительного периода в городе остро стоит вопрос отсутствия воды. Ситуация с продовольствием, медикаментами и топливом остается прежней – в город ничего не поставляют. Не осуществляются выплаты пенсий, зарплат и социальных выплат.

Таким образом, текущая ситуация в Луганске может быть охарактеризована как гуманитарная катастрофа, признаками которой, согласно определению Международного общества Красного Креста является: насилие и значительное количество погибших людей, существенные экономические потери, потребность в обширной гуманитарной помощи, невозможность предоставления гуманитарной помощи вследствие военного или политического напряжения на территории гуманитарной катастрофы.

Начало и реализация гуманитарной операции

11 августа, Россия предложила направить в Украину гуманитарный конвой. По словам пресс-секретаря президента Российской Федерации Дмитрия Пескова, вопросами данной акции займется МЧС России без вмешательств военных. В этот же день глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что детали гуманитарной операции согласованы и она состоится под эгидой Красного Креста. В свою очередь Международный комитет Красного Креста заявил,  что готов начать гуманитарную операцию на востоке Украины, однако прежде в срочном порядке ждет от России детальной информации, а также нуждается в гарантиях безопасности своих сотрудников, подчеркнув при этом, что сложившаяся на востоке Украины «ситуация критическая – тысячи людей, по сообщениям, не имеют доступа к воде, электричеству и медицинской помощи». Необходимость получения деталей гуманитарной операции от Москвы записана в документе, который сотрудники Красного Креста передали 11 августа представителям России и Украины. В документе также «описывается способ, при которой такая операция может быть проведена».

Во вторник, 12 августа, автоколонна из 280 грузовиков с 2 тыс. тонн гуманитарной помощи выдвинулась из подмосковного Наро-Фоминска в направлении востока Украины, сообщили в администрации Московской области. Среди отправленных грузов – продовольствие, в том числе 400 тонн круп, 100 тонн сахара, 62 тонны детского питания, 54 тонны медицинского имущества и лекарств, 12 тыс. спальных мешков, 69 электростанций различной мощности.

В этот же день пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в своем интервью газете Financial Times заявил, что гуманитарная колонна РФ войдет на территорию Украины в месте, которое будет выбрано в согласовании с Киевом: «Она будет организована Международным комитетом Красного Креста, но состоять из российского конвоя (колонны), который войдет на украинскую территорию в месте, согласованном с украинской стороной». Однако состоянием на 12 августа по словам  представитель Международного Комитета Красного Креста Андре Лёрш в интервью Deutsche Welle Россия нарушила договоренность с Красным крестом и отправила гуманитарный груз в Украину, не предоставив предварительно список того, что находится в грузовиках.

Параллельно с этим в украинских СМИ начали появляться заявления политиков (к примеру, Юлии Тимошенко, губернатора Харьковской области Игоря Балуты) о том, что гуманитарный конвой принимать категорически нельзя. Эта точка зрения получила большую популярность среди украинской общественности. Аргументы противников принятия гуманитарной помощи можно условно разделить на две категории: практические и морально-этические. С одной стороны высказывались сомнение в «гуманитарной» сущности груза и звучали предположения, что это очередной трюк Путина. С другой стороны, проблема заключалась в том, что помощь исходит от правительства Российской Федерации, спровоцировавшего, по мнению многих украинцев, этот кризис. То есть кроме практических сложностей с принятием гуманитарного груза существует еще морально-этический аспект. Допустимо ли принимать помощь от агрессора?

Состоянием на 16 августа по словам спикера СНБО Андрея Лысенко «гуманитарный конвой» от РФ находился в российском городе Донецк Ростовской области. Таможенники так и не получили никаких документов о составе этой колоны. По словам Галины Бальзамовой – официального представителя МККК, Украина отказывается признать багаж, что перевозится российской автоколонной, гуманитарной миссией.

Все же после некоторых колебаний украинское правительство заявило о готовности принять груз при условии его полной демилитаризации и контроля со стороны МККК. По состоянию на 17 августа споры о степени «гуманитарности» конвоя удалось уладить.

Так, 16 августа Министр социальной политики Украины Людмила Денисова подписала приказ о признании груза Международного Комитета Красного Креста гуманитарной помощью. Гуманитарный груз состоит из следующих товаров: говядина тушеная; рис; крупа гречневая; соль; сахар-рафинад; молоко сгущенное; чай; вода бутилированная; детское питание; медикаменты, что не содержат наркотических и сильнодействующих веществ; электростанции; мешки спальные. Всего 12 наименований общим весом 1856,3 тонны.

Украинское правительство также собрало гуманитарный груз, однако на фоне истории с российским гуманитарным конвоем, украинские инициативы по оказанию гуманитарной помощи оказались в информационной тени.

14 августа (через 2 недели после наступления кризиса!), исполняя поручение Президента Украины и Правительства Украины, из трех городов – Киева, Днепропетровска и Харькова был отправлен 71 грузовик с почти 800 тоннами продовольствия и товаров первой необходимости для жителей Луганщины и Донетчины.

По состоянию на 18 августа груз принят представителями МККК, находится на границе с прифронтовой областью, но судя по всему, его передача нуждающимся еще не началась.

Таким образом, прошло уже почти 20 дней со времени констатации ситуации как катастрофичной, а нуждающиеся до сих пор не получают помощи. Реакцию украинского правительства иначе как запоздалой назвать нельзя. Причем издержками такой медлительности, помимо нарастания катастрофичности самой ситуации, являются еще политические и имиджевые издержки.

Судя по тому, что российские грузовики с помощью пришли полупустыми, главной задачей было создать информационный шум вокруг акции и получить “красивую картинку” в СМИ. Нужно признать, что с этой задачей российские политтехнологи справились блестяще: все СМИ писали и пишут о российской гуманитарной колонне и мало кто хотя бы упоминает о 800 тонн помощи, направленной украинским правительством.

Российское правительство в своих миротворческих заявлениях и действиях (представляемых как миротворческие) оказывается всегда на несколько шагов вперед.

Министерство иностранных дел России уже 4 августа обратилось с призывом к украинским властям и международным организациям принять срочные совместные меры в связи с гуманитарной катастрофой и страданиями людей на Юго-Востоке страны. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров к тому же заявил, что направит официальное обращение в ОБСЕ, Совет Европы, МККК и ООН с просьбой организовать гуманитарную миссию на юго-восток Украины.

Президент Украины Петр Порошенко только 9 августа в ходе телефонного разговора с Вице-Президентом США Президент Украины сообщил о своей инициативе предоставления украинской и привлечения международной гуманитарной помощи для Луганска под эгидой Международного Комитета Красного Креста.

Предложения

В целом, на наш взгляд, решения по разрешению гуманитарной катастрофы правильные (принятие груза на определённых условиях под контролем МККК, отправка собственного груза), однако реализуются крайне медленно. Помимо серьезных политических и имиджевых потерь, которые несет украинское правительство, ситуация становится все более критичной. В таких условиях обычные бюрократические проволочки превращаются в преступление. Если не начать решать проблему максимально быстро и эффективно скоро на Донбассе уже некого будет спасать.

Нам бы хотелось ознакомиться с планом украинского правительства по преодолению гуманитарной катастрофы, так как ни один официальный правительственный сайт такой информации не предлагает. Нужно понимать, что даже если в ближайшее время груз гуманитарной помощи под эгидой МККК начнет поступать в Луганск, то он снимет только наиболее острые проблемы, но ряд других, которые тоже можно отнести к критическим (медицинская помощь, водоснабжение, вывоз мусора, восстановление электроснабжения, санитарные мероприятия и проч.) требуют предварительной подготовки.

Подытоживая, выскажем пожелания в адрес правительственных организаций реагировать на ситуацию быстрее. Хотелось бы видеть попытки просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, а не реагировать уже после наступления проблемы. Хотелось бы видеть большую открытость, объяснение и диалог с общественностью по поводу того что как и в какие сроки будет делаться. Чтобы добиться эффекта мы должны не бегать за мячом, а бросаться туда, куда летит мяч. Только так мы сможем выиграть партию.