Умирает студент и его спрашивают: “Ты, студент, в какойхочешь рай – обычный или студенческий?”
Студент думает: “Ну, в студенческом неинтересно, я только что оттуда, пойду в обычный”. Приходит, там все замечательно, сплошное веселье и все бесплатно, только одно плохо —каждый день приходит черт и забивает гвоздь в попу. Неприятно очень. Студент помучался, помучался, попа болит… Пошел к вратам и стал проситься в рай студенческий, вдруг там лучше. И правда, пустили его в студенческий, там все замечательно и опять же бесплатно, а главное, не приходит по вечерам черт с гвоздем! Студент думает: “Какой же я был дурак, что с самого начала не выбрал “студенческий рай”. Так прошло полгода, он —счастлив… Однажды стук в дверь, студент открывает, на пороге черт с ведром гвоздей и молотком: “Ну, что студент?! Сессия”!
Я прошу прощения за анекдот с “бородой”. Просто он очень показательный. А День студента – прекрасный повод, если не встретиться с одногруппниками за пресловутым “а помнишь!?”, то хоть просто полистать альбом с черно белыми фотографиями.
Время “ДО”
Вот они мы — в полном составе! Молодые, счастливые, еще ДО свадеб и ДО разводов.
Вот – Катька, еще ДО того, как окрасилась в черный. Это только сейчас ее босс свято верит в жгучебрюнеточность своей секретарши. А секрет – вот он, здесь на групповом снимке факультета психологии. А это Маринка, еще ДО того, как родила троих детей и поправилась вчетверо. Ой, Наташка в очках, обхохочешься! Кто сейчас рассмотрит в ее “голубых, как небо, глазах” контактные линзы? А ведь девяносто процентов комплиментов в адрес “восхитительной” Наташки относятся именно к этой “небесной” детали ее внешности. Макс! Макс, такой смешной, в спортивных штанах и с гитарой. Здесь его совсем не узнать без дорого галстука, офиса на Данилевского и “лупатого” Мерседеса. А вот мы в общаге с “биологами”пришли знакомиться, а это мы отмечаем Новый год на крыше (ужас). А это, это кто? Как же его, ну того, который был влюблен в Ксюху… Или в Ирку…
****
Первой лекцией по понедельникам почему-то была логика. Полезный же предмет, интересный, зачем же ставить его на восемь утра в понедельник!? Логик был у нас классический, с бородой и в полосатой шапочке.
— Ни один химик не является пчеловодом! —гремел препод в огромной полупустой аудитории.
Мы спали. Я, как правило, спала на первой парте, потому что была наглая и “всеи так знала”.
— Девушка, проснитесь! Что следует из умозаключения “ни один химик не является пчеловодом”?
— Химики боятся пчел? Пчелы терпеть не могут химиков?
У меня обычно было несколько вариантов ответов, но традиционно ни один из них не был абсолютно правильным.
— НЕТ! —раздражался логик. – Из этого умозаключения следует, что “не один пчеловод не является химиком”!
—Странно?!. —возмущалась я, зевая. —Но по Вашей ЛОГИКЕ, если сказать“ни один лектор не спит при студентах”, то отсюда неизменно должен следовать вывод: “ни один студент не спит при лекторе”!
Он обижался и остаток лекции аргументировано доказывал собственную правоту. Я продолжала спорить, а он обижался еще сильнее… Наверняка он был прав со своими химиками и пчеловодами, просто его предмет поставили в неудачное место сетки расписаний.
В любом случае “пчеловоды-химики” – единственное из курса логики, что я усвоила и запомнила на всю жизнь.
Вообще, когда рассматриваешь этот черно-белый мир студенческого альбома, почему-то меньше всего вспоминаешь лекции. Вроде были интересные и даже очень, но не помню.
Время “ПОСЛЕ”
После лекций мы неизменно отправлялись “тусить”. Этот чудный термин включает в себя всю многогранность молодости, красоты и свободы. Интересно, как ЭТО сейчас называется? Студенческие годы бедны и в бедности своей прекрасны.
Вы УЖЕ находитесь в том возрасте, когда хочется сходить на рок-концерт и выпить вина с друзьями (надеюсь, родители не прочтут:)), но вы ЕЩЕ находитесь в том возрасте, когда для этого необходимо просить у мамы с папой “гривень десять” и непременно указывать причину.
—Мам, дай гривен десять?!
—На что тебе?
До боли знакомый диалог, не правда ли? Хотя, возможно, сегодняшние студенты не клянчат у родителей, сейчас есть где подработать, Мк Долнальдс, например…
Классический студент пятнадцатилетней давности отдыхал на скамейках парка Шевченко с гитарой и пивом. Сегодняшний —географически там же, только пиво в летних кафешках, а песни под “караоке”.
А как же неизменные атрибуты свободы?! Рваные джинсы и феньки по локоть! Мы ходили босиком и упивались осуждающими взглядами прохожих. Чувство Свободы и ощущение Независимости росли в арифметической прогрессии с количеством плевков в нашу сторону. Мы —не такие! И в этом кайф.
А в Крым на электричках?! Я даже маршрут помню“Харьков —Лозовая” —“Лозовая – Днепропетровск” —“Днепропетровск- Запорожье” дальше на “собаках”:) Каждая электричка по три часа, вовремя проверки билетов – “перекур”
в тамбуре.
И кто, кроме вечно голодных студентов, мог изобрести игру “Саранча”?! Второе название —“Еда без правил”. Играют в общаге, количество игроков неограниченно.
В каждом общежитии, да, пожалуй, на каждом этаже каждого общежития обязательность комнатка заветная, с зановесочками тюлевыми и даже с гладильною доской. И живут там, поживают три девушки из села Кацапетовка Урюпинскозамажайского района.
И родители у них в Кацапетовке добрые, даже очень. Высылают им к праздникам кабанчика жареного, а по будням просто сала и сметаны передают. Много. Так вот, когда у остальных пятнадцати жителей этажа заканчивается жареная картошка и пиво, надо громко кричать: “Саранчаааа”! И бежать стремглав в заветную комнатку. И жевать все, что встретится на пути! По возможности съесть даже сырые крупы и обязательно запить постным маслом.
Время “СУПЕР”
Колхозы! Интересно, сейчас еще студенты ездят оказывать безвозмездную помощь колхозникам? Если нет, мне их искренне жаль. Потому что поездки “на картошку”это такой вид активного отдыха, который по экстремальности уступает разве что рафтингу, а по “концентрату жизненного опыта полученного в рекордно короткие сроки” не уступает ни чему!
На первом курсе мы ездили на яблоки. Нашему факультету сильно повезло, потому что “историки”, например, отправились на черноплодную рябину. Вы когда-нибудь закусывали черноплодной рябиной?!
Демоверсия общественно-полезной жизни выглядела так:
“Здравствуйте, дорогие родители!
У меня все хорошо. Кормят нормально. Утром мы просыпаемся и едем на автобусе в сады. Там 10 сортов яблок! Надо собрать 30 ведер —это норма. Яблоки вкусные, особенно белый налив. У нас есть лестницы, так что все безопасно. Обед нам привозят, суп в больших бочках и второе, а в четыре мы возвращаемся в корпуса. Коллектив хороший, вечерами играем на гитаре. В общем, все как в пионерском лагере, только нужно работать. Яблок, наверное, год есть не буду. Даже от запаха тошнит. Как у вас? Пишите, жду. Дочь”
Ну не рассказывать же папе с мамой про весьма оригинальные варианты извлечения сока из яблок в попытке запить водку. Хотя они наверняка бы стали восхищаться“детской” находчивостью.
Пиво с яблоками тоже не фонтан, но когда собираемые ингредиенты съедобны без дополнительной обработки, это уже “свезло”. В первый день мы так и объедались, потом бросались, а потом даже зарывались в яблоки. Изловив хрупкую, сорокакилограммовую девушку Лену… “мальчики посадили ее в контейнер для яблок и засыпали яблоками так, что она не смогла выбраться самостоятельно” — из докладной записки старосты группы П-24.
На странные звуки, издаваемые Леной из контейнера, откликнулся преподаватель религиоведения Игорь Иванович. На “Ивановича” он не тянул никак, потому что был чуть старше старосты и чуть тяжелее Лены. Он прислонил к контейнеру ухо испросил:
— Кто здесь?
Лена промычала, что-то не внятное. А “Игорь типа Иванович”, так его называли, вместо того, чтобы попытаться откопать бедную девушку, взялся читать ей лекцию о вреде плохого поведения. За соседними контейнерами беззвучно ржала группа П-24.
Может из-за постоянных, часто изощренных, издевательств со стороны студентов он чувствовал легкую неуверенность в себе? Хороший повод поднять самооценку. Игорь типа Иванович стал в позу настоящего лектора, запустил одну руку в карман, а другой стал по-всякому пафосно размахивать возле контейнера с жалостно мычащей Леной
—…И я уверен в том, что ваши родители были бы неприятно удивлены вашим поведением, более того, они наверняка пытались привить вам уважение к старшим, и им бы стало стыдно, если бы они видели Вас сейчас…
—МЫМАМИМЕ МЕЯ ОМУМА!
Думаю, Лена взывала о помощи… Но преподаватель ее не слышал и наслаждался собственной речью. Когда наш годовой запас циничности был исчерпан, мы вышли из укрытия и спасли хрупкую девушку. Лена сильно обиделась, а Игорю типа Ивановичу стало стыдно, и он в течение следующих двух лет Лену не спрашивал вообще, а зачеты ставил ей “автоматом”.
Время “ВО ВРЕМЯ”
Сессия! Время, когда коришь себя за бесцельно выпитое и клятвенно обещаешь себе же в следующем семестре НАЧАТЬ учиться!
— Билет №13: “Закономерности основных стадий и феноменов онтогенетического и функционального развития психики”…. Можно я перетяну?..
— Пожалуйста! Оценка на бал ниже.
— Билет №28: “Механизмы формирования личности в детском, подростковом и юношеском возрастах, анализ особенностей интеллектуального развития ребенка на различных возрастных стадиях и возможности целенаправленного влияния на эффективность умственного развития”. Фух! Знакомые слова. Поехали!
Исписанные правилами колени сейчас, наверное, заменяют функции мобильных телефонов. Технологии меняются, студенты, скорее всего, нет.
“Шпоры” — это вообще субкультура. Попробуйте написать МЕЖДУ ПАЛЬЦЕВ основные принципы возрастной психологии! Слабо?! А ЗА УХОМ разместить“Исторические и социальные предпосылки возникновения науки”, это за правым, за левым —“Культурные и биологические детерминанты развития”?
На “госах” преподаватели тактично вышли из аудитории “ненадолго, минут на десять”. О! Это было не шуршание шпаргалок, а громыхание учебниками-талмудами! Один из преподавателей, которого мы все пять лет звали неизменно “злобный препод”, оказался редким шутником, весь это галдеж и гомон списывания он снимал домашней видеокамерой с верхних ступеней амфитеатра. Правда, дискредитирующая кассета, была использована только в качестве шутки на выпускной вечер. Смеялись все, включая самых “злобных преподов”.
***
Вообще было весело. И от сессии до сессии, и после сессии, и даже во время.
Я, собственно, чего? Я просто так, чтобы вспомнили. Чтобы открыли фотоальбом, позвонили одногруппникам, а может, даже преподавателям. Пообщались, посмеялись, а, может, даже поплакали. Потому что время это, студенческое, на самом деле классное, ну или прекрасное, а может, даже лучшее. С праздником всех студентов! Бывших, нынешних, а может, даже будущих:)