ЕДКИЕ МЫСЛИ О ДОМОРОЩЕННОСТИ.

Сильно люблю Харьков. Любя, пытаюсь постичь умом. Постигая, вижу много прекрасного и поучительного. Вместе с тем наблюдаю и тёмные пятна. Их можно узреть повсюду, тёмные пятна. Как на Солнце, так и на репутации какого угодно распрекрасного города. Где-то великодержавность, где-то местечковость. Где-то национализм, где-то снобство… А кое-где и все эти "качества" вместе взятые.

Но что же есть бич нашего Харькова? Мой ответ – доморощенность. Вобщем-то это вполне терпимый недостаток. Я и сам в душе приверженец принципа "дёшево и сердито". В особенности когда речь идёт о ремонте машин и зубов. Или об образовании. Ведь так хорошо, когда кругом компетентные, эрудированные, независимые и вполне доступные эксперты в любом вопросе.

Но вот когда речь заходит о музыкальной культуре… Отчего так сложилось, что в Харьков не удерживаются – и не задерживаются – по-настоящему творческие личности? Почему у столь замечательного города никак не повысятся культурные запросы? Почему искусство так часто отдаётся на откуп посредственности? Стоит ли постоянно довольствоваться "дешёвым и сердитым?"

Маэстро Янко всегда был для меня чем-то вроде Джорджа Буша на харьковской музыкальной арене. Всегда на виду – и каждое действие вызывает непроизвольную издевательскую улыбку. Возможно, я предвзято мыслю, но лично меня раздражают и слова, и жесты. Стоя на подиуме или общаясь с журналистами, Маэстро регулярно выдаёт "перлы". Харьков же, не моргнув глазом и, как следует не "распробовав", эти "перлы" заглатывает. Заглатывает и снова возвращается к флегматичному монологу о собственной культуре, самобытности, интеллектуальности и "первостоличности". 

Я фанат и знаток классической музыки. Слышал много концертов. Видел много музыкантов и дирижёров и хорошо помню музыкальное прошлое Харькова. На "стыке веков" на харьковском дирижёрском подиуме образовалась громадная прореха. Да, свято место пусто не бывает. Природа боится пустоты, но всё же мне до конца не понять, что заставило Харьков заткнуть эту культурную прореху именно Маэстро. Скорее всего, снова сработала тяга к "дёшево-сердитому". При всей общенародной симпатии к вальсу "Берегись автомобиля" и "Детям капитана Гранта" я считаю, что на филармоническом подиуме уже давно не создавалось ничего по-настоящему интересного, честного, самобытного. Стараниями Маэстро ФИЛАРмония постепенно превращается в МОНОполию, где Маэстро взял на себя роль не только главного дирижёра, но и директора, художественного руководителя и главного культурного цензора. 

Реставрация здания, покупка органа – благородное дело. Роскошным ремонтом можно отлично замаскировать недостаток музыкальной культуры. Но нельзя его компенсировать. Также не стоит благодарному Харькову забывать, что за силы восстанавливают сейчас Харьковскую филармонию. По большому счёту силы те же, что её в своё время сносили, разрушали и прибирали к рукам. От бывших партийных и до нынешних политических, и всегда с финансовыми вкупе. Порой все три силы в одной ипостаси. 

Культура – как пирамида. Срежь вершину, и исчезнет направленность вверх. У меня есть мечта, что в музыкальной жизни Харькова когда-нибудь надолго появится истинный талант, способный настоящим симфоническим искусством завоевать слушателя, увлечь за собой музыкантов. Пока же этого не произошло, и мы все являемся вольными и невольными потребителями дешёвого, сердитого и доморощенного культурного продукта.