Прогулка по центру продолжается и мы отправимся вниз по другой стороне площади Конституции, которая и отсюда смотрится весьма неплохо.
Согласны? А могла смотреться ещё прекраснее и романтичнее, если бы на месте большого сквера с любимым всеми харьковчанами монументом «Пятеро из ломбарда…» и экспозицией образцов ствольного вооружения из фондов Исторического музея стояло уникальное по красоте и исторической судьбе это вот удивительное сооружение.
В 1933 году, когда сделано это фото, здесь последний свой год перед переездом в Киев
квартировал ВУЦИК – Всеукраинский центральный исполнительный комитет, высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти УССР (Украинской Советской Социалистической Ресублики). Правда, вверх по Сумской и направо по
нынешней Совнаркомовской располагался дом Совета народных комиссаров, а ещё выше, в здании где сейчас командует Михал Маркич, по утрам собирались главные большевики республики. И эти дома были поглавнее. Хотя, по большому счету, всё решалось и вовсе в Белокаменной. Знаменит этот дворец и тем, что в 34-м после отъезда чиновников в новую столицу в нём открылся первый в мире Дворец пионеров. Так случилось, что пионеров, кроме СССР, нигде тогда не было и Харьков вовремя подсуетился. А если серьезно, дворец воспитал огромное количество наших замечательных земляков.
Всё это относится к советскому периоду в судьбе этого здания. А построено оно было аж в 1820 году в стиле классицизма архитектором М.И.Лобачевским в соавторстве с Е.А.Васильевым для Дворянского собрания. И почти век являлось центром светской жизни города. Мой респект госпоже Ирине Гончаровой не только за регулярные комментарии к моим запискам, но и за
напоминание о балах в этом здании. Однако развивать эту тему не буду, Карпов всё уже изложил в своей книге и мне там делать нечего. Во Дворце был прекрасной зал с великолепной акустикой. В нём концертировали музыканты и певцы 19-го и начала 20-го веков, в т.ч. П.И.Чайковский, Ф.И.Шаляпин и многие другие. Но… пришли бурные годы революции и гражданской войны. С балами, как и, собственно, с дворянами было покончено. В этом зале как раз и состоялся исторический (а куда денешься) Первый Всеукраинский съезд советов, который, если вкратце, признал все Декреты товарища Ленина и его боевой команды. Потом власть менялась нескольеко раз. Но здание сохраняло свой облик. Это фото 1918г.
Согласны? А могла смотреться ещё прекраснее и романтичнее, если бы на месте большого сквера с любимым всеми харьковчанами монументом «Пятеро из ломбарда…» и экспозицией образцов ствольного вооружения из фондов Исторического музея стояло уникальное по красоте и исторической судьбе это вот удивительное сооружение.
В 1933 году, когда сделано это фото, здесь последний свой год перед переездом в Киев
квартировал ВУЦИК – Всеукраинский центральный исполнительный комитет, высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти УССР (Украинской Советской Социалистической Ресублики). Правда, вверх по Сумской и направо по
нынешней Совнаркомовской располагался дом Совета народных комиссаров, а ещё выше, в здании где сейчас командует Михал Маркич, по утрам собирались главные большевики республики. И эти дома были поглавнее. Хотя, по большому счету, всё решалось и вовсе в Белокаменной. Знаменит этот дворец и тем, что в 34-м после отъезда чиновников в новую столицу в нём открылся первый в мире Дворец пионеров. Так случилось, что пионеров, кроме СССР, нигде тогда не было и Харьков вовремя подсуетился. А если серьезно, дворец воспитал огромное количество наших замечательных земляков.
Всё это относится к советскому периоду в судьбе этого здания. А построено оно было аж в 1820 году в стиле классицизма архитектором М.И.Лобачевским в соавторстве с Е.А.Васильевым для Дворянского собрания. И почти век являлось центром светской жизни города. Мой респект госпоже Ирине Гончаровой не только за регулярные комментарии к моим запискам, но и за
напоминание о балах в этом здании. Однако развивать эту тему не буду, Карпов всё уже изложил в своей книге и мне там делать нечего. Во Дворце был прекрасной зал с великолепной акустикой. В нём концертировали музыканты и певцы 19-го и начала 20-го веков, в т.ч. П.И.Чайковский, Ф.И.Шаляпин и многие другие. Но… пришли бурные годы революции и гражданской войны. С балами, как и, собственно, с дворянами было покончено. В этом зале как раз и состоялся исторический (а куда денешься) Первый Всеукраинский съезд советов, который, если вкратце, признал все Декреты товарища Ленина и его боевой команды. Потом власть менялась нескольеко раз. Но здание сохраняло свой облик. Это фото 1918г.
Кстати, в 1919 году в этом здании размещалась штаб-квартира генерала Май-Маевского, коман-
дующего Добровольческой армией. А в 20-е неугомонная власть решила перестроить здание.
Вы видите момент этой реконструкции (1923г.). Руководил ею А.В..Линицкий (5-й слева). В результате здание и обрело вид, показанный на самом первом фото.
А это фото времен фашистской оккупации. Фотография, конечно, хорошая, но сколько её не раасматриваю, не покидает ощущение какой-то мертвой немецкой аккуратности, одной из составляющих внедряемого тогда «нового порядка». Никак не могу найти, какое ведомство здесь располагалось. Найду.
При освобождении города здание получило серьёзные повреждения, хотя, как видим, стены были целыми. Но дом снесли. Несложно мысленно представить,как бы выглядела эта часть площади, если бы дворец восстановили. Не судилось! Поэтому на сегодня имеем монумент с пятью персонажами, на первый взгляд, не дворянского происхождения, небольшую выставку
ствольной артиллерии и бронетанковой техники, а также тыльную часть здания Исторического музея, где ранее был в те времена едиственный в городе ломбард, что тоже само по себе любопытно.
Постоянно идут разговоры о переносе памятника в район ХТЗ, о новой застройке этого участка площади, но пока это только благие намерения. Всё, с этим домом заканчиваем и, чтобы логично перейти к продолжению прогулки, посмотрим на эти две фотографии.
Это один и тот же переулок. Снят со стороны Университетской с разницей в сто лет. Ничего общего! Слева доминировал Суздальский ряд, принадлежавший богатому купцу В.И.Пащенко-Тряпкину, тому самому, который владел знаменитым пассажем, спускавшемся с Университетской на Клочковскую вдоль южной стены Монастыря. Это совсем рядом, на Университетской. На ней мы будем скоро, тогда и узнаем судьбу этого легендарного здания.
По правой стороне на углу с Университетской заканчивался Гостинный двор. Он занимал пространство, где сейчас стоит дом с диетическим магазином (вернее, раньше он там был)
А интересующий нас угол выглядел как на этом снимке слева, только попрезентабельнее. Но это 1943 год. Бомбили.
Далее в сторону площади стояли дома явно торгового назначения. Поначалу и не понял, что за купала, но быстро сообразил – это выглядывает Собор Святого Николая. Почему он не выглядывает на фото 2004г., мы уже обсудили. Помолимся!
Так что же имеем в остатке от этого живописного переулка? Левую сторону снесли и теперь там
посадка на маршрутки. Правая сторона теперь уже Спартаковского переулка застроена. Сюда
выходит крыло «дома с диеткой», а на другом конце, где теперь вход в метро, ещё в 1925 году построили здание биржи труда. Архитектор А.Линецкий (он реконструировал в 1923 г. дом Дворянского Собрания, помните, 5-й слева на снимке был?) реализовал проект в модном тогда стиле северного модерна и таким образом внес свой вклад в коллекцию архитектурных изысков на этой площади. Слева от него в 1925 году стоял ещё не подросший дом с кондитерским
магазином Ж.Бормана.
А эта старинная открытка не только ещё лучше показывает красоту этого здания, но и напоминает, что принадлежал сей дом-дворец некому г-ну Глаткому.
Позже мы познакомимся ещё с одним знаковым домом Глаткого – Малым театром, который красовался на набережной реки Харьков в районе Горбатого или Вознесенского моста. Вот он.
Но вернемся на площадь. Сейчас шоколадный дом и здание биржи занимает университет искусств. Выглядят иначе. Здание биржи потеряло башенку, что для северного модерна весьма ощутимая утрата, и скульптурную группу на крыше, а шоколадный дворец лишился всей роскошной купольной верхотуры в обмен на два этажа. Кстати, в 1900 году его построили, как жилой дом, а в 1929-м надстроил П.З.Крупко и превратил его в администраивное здание. Аккуратно выполнил, но купол все-таки жалко.
К богемному университету слева примыкает очень интересное строение, в котором уже многие годы расположен магазин «Детский мир». Построил его для нового пассажа всё тот же Линецкий всё в том же 25-м году. Молодец тов. Линецкий, работал, как настоящий ударник. Думаю, любой харьковчанин бывал не раз здесь и помнит ажурные мостики наверху, стеклянную крышу.
Да, 1925 год серьезно изменил облик этой части площади. А что же было до этого, например, в конце 19-го века.
В центре композиции – городской дом или управа, дума . Ближний дом – на месте шоколадного, а между ними, где теперь «Детский мир», стоял двухэтажный особняк с порталом на втором этаже. В правом крыле был магазин «Зингер». В этом же доме помещалась редакция газеты «Южный край». Вот мы и подобрались к главному объекту нашего внимания в этом квартале – Городскому дому.
В этом первозданном виде его возвели по проекту Б.Г.Михаловского в 1885 году. Через 15 лет Михаловский построит «шоколадный» дом, который мы только что прошли. Здания похожи – неоренессанс. А вот его же произведение – биржа, которая стояла внизу площади и не выдержала развития трамвайного движения в городе, совсем, как говорится, из другой оперы (архитектурной). Кстати, первый справа дом на Сумской («Театральный») весьма похож и на городской и на шоколадный дома. Отец у них один – Михаловский! Нижняя оконечность этого квартала выглядела весьма необычно. Надпись над колоннами указывала, что это фабрика
турецкого табака или её магазин. Так что Филипп Моррис, оказывается, вовсе не пионер в обкуривании извне нашего населения.
Смотрите, как величественно смотрелся с площади Успенский Собор! А теперь. Сравниваете? То-то.
Вернемся к Городскому дому. После революции наш город несколько неожиданно стал столицей Украины и растущему, как на дрожжах, штату чиновников становилось всё сложнее умещаться в прежних объемах здания. И пошло-поехало…
Вы видите, как старый Городской дом (его светлый фасад хорошо выделяется на этом снимке), теряя свой неоренессансный шарм, бесшабашно превращался в постконструктивистского монстра на радость нашим властителям в 30-е годы. Болеслав Георгиевич Михаловский, автор изначального проекта главного городского дома, уже почти четверть века пребывал в мире ином и поэтому что-либо возразить или хотя бы расстроиться не мог.
Совершалось это действо по проекту В.К.Проценко и В.И.Пушкарева. Работы закончилисьв 1933 году. Доминантой здания стала пристроенная ратушная башня. После войны здание выглядело
довольно уныло, но в те тяжелые времена такое безобразие не могло продолжаться долго и в 1950 году здание восстановили но, правда, уже в духе сталинского ампира. Сталин ещё был жив, а компания по борьбе с излишествами в архитектуре развернется только через несколько лет. Так что домик получился на заглядение. Башню ещё надстроили и короновали.
В таком виде Городской дом сохранился до наших дней. Меняется только внутреннее содержание, т.е. председатели горисполкома, мэры, точнее городские Головы и их молодые команды.
От городского дома пересечем Советский, в прошлом Уфимский, переулок и выйдем на
финишную прямую нашего путешествия по площади Конституции. Нам предстоит два приятных знакомства – Дворец труда (теперь уже с фасадной стороны) и дом с магазином «Люкс». Эти
две фотографии, сделанные в разное время, но с одной точки, дают некоторую информацию к размышлению. Объединяют их первые два этажа здания в центре («Люкс»). Вы уже должны были заметить, как всё-таки любили у нас достраивать этажи. Но тут и вовсе домик умножили в высоту на два, а по этажам увеличили в два с половиной раза. Его очень аккуратно вытянули по высоте вровень с соседями. Операцию осуществили в 1954 года, через 60 лет (!) после постройки дома. К этому моменту закончили строительство дома, который правее, а слева уже почти сорок лет красовался огромный даже по нынешним временам Дворец Труда. Пару слов о правом соседе. Особо он ничем не примечателен. В недавнем прошлом здесь был нотный магазин. А теперь – «Алло». Время такое. Но вернемся к теме роста домов. Помните, лет десять назад живо обсуждалась целесообразность и возможность надстройки наших пятиэтажек-хрущевок. Решили – дорого и опасно. А эти дома, такие, кстати, монументальные, спокойно наращивали. И хотя построили их ещё в позапрошлом веке, они легко приняли на свои плечи по два, три этажа и никто не опасается, что они возьмут и рухнут…
И на десерт нашей прогулки по площади Конституции – Дворец Труда, рожденный в 1916 году, когда, между прочим, ещё шла мировая война, а в Российской империи спешным порядком созревали столь необходимые коварному Ильичу условия для переворота (помните, это когда низы не хотят, а верхи не могут). Правда, строился он, как доходный дом для страхового общества «Россия». Опять «Россия». Не площадь, а какой-то москальский заповедник. И чем только занимались патриоты? «Дворцом Труда» он стал уже в 20-е годы и тогда в нём обосновались лидеры различных профсоюзов с целой армией помощников.
Честно скажу, 44-х лет членства в профсоюзах мне не хватило для выяснения смысла деятельности лидеров и активистов этой самой массовой организации трудящихся в нашей стране. Во всяком случае назвать трудом их потуги я бы не решился. Хотя с другой стороны, кто в Дворцах работает. На днях шёл по широкому тротуару вдоль этого великолепного дома и в районе 3-го подъезда обратил внимание на мужчину годами чуть старше меня, перед которым стояли весы (или лежали на асфальте, как правильнее сказать, не знаю), и который не очень громко, но требовательно сообщил мне:
– Шо вы идёте так мимо меня, как будто у вас с весом всё в порядке.
– А шо я неправильно вешу по-вашему? – решил подыграть я ему интонацией.
– А вы посмотрите на себя в зеркало, только боком.
– Хорошо, давайте мой вес. Сколько, кстати, стоит эта процедура?
– У меня всё честно. Один процент от вашего веса.
– Что это за новости такие!
– А как вы хотите. Чем больше вес, тем больше износ моих весов. И у вас стимул похудеть – в следующий раз дешевле будет.
– И где это вы раньше работали таким большим экономистом?
– Здесь же, но только внутри этого здания.
Дворец даже сейчас впечатляет своими размерами. Внутренний дворик задуман как пассаж.
Магазины, гомеоаптека, ателье (запечетлено в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться»), электромагазин помнятся нам с недавнего прошлого. Но как пассаж он не воспринимался. Нет прозрачной крыши. Т.е. крыши нет вообще.
Проносясь улицами города, мы редко поднимаем головы выше первого этажа. А зря! Там есть на что посмотреть.
На этой фотографиия А.Чурсина запечатлено все скульптурное великолепие фасада Дворца, которое даже с буйной фантазией не удастся связать с нынешним названием здания.
Да и откуда архитектор И.А.Претро мог предугадать такой зигзаг в биографии своего детища.
Сейчас в этом здании по-прежнему расположены офисы разных профсоюзов, турагенства, квартируют фирмы На нижних этажах – магазины. Но уже нет знаменитого «Динамо», единственного в городе дома военной книги, не купите в угловом магазине военное обмундирование (хотя, оно вам надо?). А помните лучший в городе магазин головных уборов со стороны К.Основьяненко? Не помните! Хорошо вам. Вся жизнь впереди!
Вот мы и завершили большую прогулку по трем центральным и самым древним площадям нашего города. А теперь вернёмся немного вверх, свернём перед мэрией в Советский переулок и выйдем на улицу имени Г. Ф. Квитка-Основьяненко. Я не сторонник переименований улиц, но Григорий Фёдорович заслужил, чтобы его имя увековечили в названии этой небольшой, древней и очень красивой улицы. Достаточно назвать только две его комедии «Сватання на Гончарівці» та «Шельменко-денщик». А я вообще как-то связан с его именем по жизни. До 20 лет прожил на Большой Гончаровке и всю остальную жизнь проработал на заводе Шевченко прямо против парка имени Григория Федоровича, в котором когда-то и была его усадьба. Так что почти родня! До встречи!
дующего Добровольческой армией. А в 20-е неугомонная власть решила перестроить здание.
Вы видите момент этой реконструкции (1923г.). Руководил ею А.В..Линицкий (5-й слева). В результате здание и обрело вид, показанный на самом первом фото.
А это фото времен фашистской оккупации. Фотография, конечно, хорошая, но сколько её не раасматриваю, не покидает ощущение какой-то мертвой немецкой аккуратности, одной из составляющих внедряемого тогда «нового порядка». Никак не могу найти, какое ведомство здесь располагалось. Найду.
При освобождении города здание получило серьёзные повреждения, хотя, как видим, стены были целыми. Но дом снесли. Несложно мысленно представить,как бы выглядела эта часть площади, если бы дворец восстановили. Не судилось! Поэтому на сегодня имеем монумент с пятью персонажами, на первый взгляд, не дворянского происхождения, небольшую выставку
ствольной артиллерии и бронетанковой техники, а также тыльную часть здания Исторического музея, где ранее был в те времена едиственный в городе ломбард, что тоже само по себе любопытно.
Постоянно идут разговоры о переносе памятника в район ХТЗ, о новой застройке этого участка площади, но пока это только благие намерения. Всё, с этим домом заканчиваем и, чтобы логично перейти к продолжению прогулки, посмотрим на эти две фотографии.
Это один и тот же переулок. Снят со стороны Университетской с разницей в сто лет. Ничего общего! Слева доминировал Суздальский ряд, принадлежавший богатому купцу В.И.Пащенко-Тряпкину, тому самому, который владел знаменитым пассажем, спускавшемся с Университетской на Клочковскую вдоль южной стены Монастыря. Это совсем рядом, на Университетской. На ней мы будем скоро, тогда и узнаем судьбу этого легендарного здания.
По правой стороне на углу с Университетской заканчивался Гостинный двор. Он занимал пространство, где сейчас стоит дом с диетическим магазином (вернее, раньше он там был)
А интересующий нас угол выглядел как на этом снимке слева, только попрезентабельнее. Но это 1943 год. Бомбили.
Далее в сторону площади стояли дома явно торгового назначения. Поначалу и не понял, что за купала, но быстро сообразил – это выглядывает Собор Святого Николая. Почему он не выглядывает на фото 2004г., мы уже обсудили. Помолимся!
Так что же имеем в остатке от этого живописного переулка? Левую сторону снесли и теперь там
посадка на маршрутки. Правая сторона теперь уже Спартаковского переулка застроена. Сюда
выходит крыло «дома с диеткой», а на другом конце, где теперь вход в метро, ещё в 1925 году построили здание биржи труда. Архитектор А.Линецкий (он реконструировал в 1923 г. дом Дворянского Собрания, помните, 5-й слева на снимке был?) реализовал проект в модном тогда стиле северного модерна и таким образом внес свой вклад в коллекцию архитектурных изысков на этой площади. Слева от него в 1925 году стоял ещё не подросший дом с кондитерским
магазином Ж.Бормана.
А эта старинная открытка не только ещё лучше показывает красоту этого здания, но и напоминает, что принадлежал сей дом-дворец некому г-ну Глаткому.
Позже мы познакомимся ещё с одним знаковым домом Глаткого – Малым театром, который красовался на набережной реки Харьков в районе Горбатого или Вознесенского моста. Вот он.
Но вернемся на площадь. Сейчас шоколадный дом и здание биржи занимает университет искусств. Выглядят иначе. Здание биржи потеряло башенку, что для северного модерна весьма ощутимая утрата, и скульптурную группу на крыше, а шоколадный дворец лишился всей роскошной купольной верхотуры в обмен на два этажа. Кстати, в 1900 году его построили, как жилой дом, а в 1929-м надстроил П.З.Крупко и превратил его в администраивное здание. Аккуратно выполнил, но купол все-таки жалко.
К богемному университету слева примыкает очень интересное строение, в котором уже многие годы расположен магазин «Детский мир». Построил его для нового пассажа всё тот же Линецкий всё в том же 25-м году. Молодец тов. Линецкий, работал, как настоящий ударник. Думаю, любой харьковчанин бывал не раз здесь и помнит ажурные мостики наверху, стеклянную крышу.
Да, 1925 год серьезно изменил облик этой части площади. А что же было до этого, например, в конце 19-го века.
В центре композиции – городской дом или управа, дума . Ближний дом – на месте шоколадного, а между ними, где теперь «Детский мир», стоял двухэтажный особняк с порталом на втором этаже. В правом крыле был магазин «Зингер». В этом же доме помещалась редакция газеты «Южный край». Вот мы и подобрались к главному объекту нашего внимания в этом квартале – Городскому дому.
В этом первозданном виде его возвели по проекту Б.Г.Михаловского в 1885 году. Через 15 лет Михаловский построит «шоколадный» дом, который мы только что прошли. Здания похожи – неоренессанс. А вот его же произведение – биржа, которая стояла внизу площади и не выдержала развития трамвайного движения в городе, совсем, как говорится, из другой оперы (архитектурной). Кстати, первый справа дом на Сумской («Театральный») весьма похож и на городской и на шоколадный дома. Отец у них один – Михаловский! Нижняя оконечность этого квартала выглядела весьма необычно. Надпись над колоннами указывала, что это фабрика
турецкого табака или её магазин. Так что Филипп Моррис, оказывается, вовсе не пионер в обкуривании извне нашего населения.
Смотрите, как величественно смотрелся с площади Успенский Собор! А теперь. Сравниваете? То-то.
Вернемся к Городскому дому. После революции наш город несколько неожиданно стал столицей Украины и растущему, как на дрожжах, штату чиновников становилось всё сложнее умещаться в прежних объемах здания. И пошло-поехало…
Вы видите, как старый Городской дом (его светлый фасад хорошо выделяется на этом снимке), теряя свой неоренессансный шарм, бесшабашно превращался в постконструктивистского монстра на радость нашим властителям в 30-е годы. Болеслав Георгиевич Михаловский, автор изначального проекта главного городского дома, уже почти четверть века пребывал в мире ином и поэтому что-либо возразить или хотя бы расстроиться не мог.
Совершалось это действо по проекту В.К.Проценко и В.И.Пушкарева. Работы закончилисьв 1933 году. Доминантой здания стала пристроенная ратушная башня. После войны здание выглядело
довольно уныло, но в те тяжелые времена такое безобразие не могло продолжаться долго и в 1950 году здание восстановили но, правда, уже в духе сталинского ампира. Сталин ещё был жив, а компания по борьбе с излишествами в архитектуре развернется только через несколько лет. Так что домик получился на заглядение. Башню ещё надстроили и короновали.
В таком виде Городской дом сохранился до наших дней. Меняется только внутреннее содержание, т.е. председатели горисполкома, мэры, точнее городские Головы и их молодые команды.
От городского дома пересечем Советский, в прошлом Уфимский, переулок и выйдем на
финишную прямую нашего путешествия по площади Конституции. Нам предстоит два приятных знакомства – Дворец труда (теперь уже с фасадной стороны) и дом с магазином «Люкс». Эти
две фотографии, сделанные в разное время, но с одной точки, дают некоторую информацию к размышлению. Объединяют их первые два этажа здания в центре («Люкс»). Вы уже должны были заметить, как всё-таки любили у нас достраивать этажи. Но тут и вовсе домик умножили в высоту на два, а по этажам увеличили в два с половиной раза. Его очень аккуратно вытянули по высоте вровень с соседями. Операцию осуществили в 1954 года, через 60 лет (!) после постройки дома. К этому моменту закончили строительство дома, который правее, а слева уже почти сорок лет красовался огромный даже по нынешним временам Дворец Труда. Пару слов о правом соседе. Особо он ничем не примечателен. В недавнем прошлом здесь был нотный магазин. А теперь – «Алло». Время такое. Но вернемся к теме роста домов. Помните, лет десять назад живо обсуждалась целесообразность и возможность надстройки наших пятиэтажек-хрущевок. Решили – дорого и опасно. А эти дома, такие, кстати, монументальные, спокойно наращивали. И хотя построили их ещё в позапрошлом веке, они легко приняли на свои плечи по два, три этажа и никто не опасается, что они возьмут и рухнут…
И на десерт нашей прогулки по площади Конституции – Дворец Труда, рожденный в 1916 году, когда, между прочим, ещё шла мировая война, а в Российской империи спешным порядком созревали столь необходимые коварному Ильичу условия для переворота (помните, это когда низы не хотят, а верхи не могут). Правда, строился он, как доходный дом для страхового общества «Россия». Опять «Россия». Не площадь, а какой-то москальский заповедник. И чем только занимались патриоты? «Дворцом Труда» он стал уже в 20-е годы и тогда в нём обосновались лидеры различных профсоюзов с целой армией помощников.
Честно скажу, 44-х лет членства в профсоюзах мне не хватило для выяснения смысла деятельности лидеров и активистов этой самой массовой организации трудящихся в нашей стране. Во всяком случае назвать трудом их потуги я бы не решился. Хотя с другой стороны, кто в Дворцах работает. На днях шёл по широкому тротуару вдоль этого великолепного дома и в районе 3-го подъезда обратил внимание на мужчину годами чуть старше меня, перед которым стояли весы (или лежали на асфальте, как правильнее сказать, не знаю), и который не очень громко, но требовательно сообщил мне:
– Шо вы идёте так мимо меня, как будто у вас с весом всё в порядке.
– А шо я неправильно вешу по-вашему? – решил подыграть я ему интонацией.
– А вы посмотрите на себя в зеркало, только боком.
– Хорошо, давайте мой вес. Сколько, кстати, стоит эта процедура?
– У меня всё честно. Один процент от вашего веса.
– Что это за новости такие!
– А как вы хотите. Чем больше вес, тем больше износ моих весов. И у вас стимул похудеть – в следующий раз дешевле будет.
– И где это вы раньше работали таким большим экономистом?
– Здесь же, но только внутри этого здания.
Дворец даже сейчас впечатляет своими размерами. Внутренний дворик задуман как пассаж.
Магазины, гомеоаптека, ателье (запечетлено в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться»), электромагазин помнятся нам с недавнего прошлого. Но как пассаж он не воспринимался. Нет прозрачной крыши. Т.е. крыши нет вообще.
Проносясь улицами города, мы редко поднимаем головы выше первого этажа. А зря! Там есть на что посмотреть.
На этой фотографиия А.Чурсина запечатлено все скульптурное великолепие фасада Дворца, которое даже с буйной фантазией не удастся связать с нынешним названием здания.
Да и откуда архитектор И.А.Претро мог предугадать такой зигзаг в биографии своего детища.
Сейчас в этом здании по-прежнему расположены офисы разных профсоюзов, турагенства, квартируют фирмы На нижних этажах – магазины. Но уже нет знаменитого «Динамо», единственного в городе дома военной книги, не купите в угловом магазине военное обмундирование (хотя, оно вам надо?). А помните лучший в городе магазин головных уборов со стороны К.Основьяненко? Не помните! Хорошо вам. Вся жизнь впереди!
Вот мы и завершили большую прогулку по трем центральным и самым древним площадям нашего города. А теперь вернёмся немного вверх, свернём перед мэрией в Советский переулок и выйдем на улицу имени Г. Ф. Квитка-Основьяненко. Я не сторонник переименований улиц, но Григорий Фёдорович заслужил, чтобы его имя увековечили в названии этой небольшой, древней и очень красивой улицы. Достаточно назвать только две его комедии «Сватання на Гончарівці» та «Шельменко-денщик». А я вообще как-то связан с его именем по жизни. До 20 лет прожил на Большой Гончаровке и всю остальную жизнь проработал на заводе Шевченко прямо против парка имени Григория Федоровича, в котором когда-то и была его усадьба. Так что почти родня! До встречи!